О детском творчестве

Игорь Ко Орлов
Мир детей уникален и он - основа того, что будет проявлено ребёнком, когда он станет взрослым - в его, так называемой, зрелой плодотворности, полезной результативности в деле и творчестве.

Стратегия воспитания, на мой взгляд и взгляд многих тех авторов, что пишут о воспитании, заключается в том, чтобы не задавить уникальность детского мира - оснований личности - а помочь условиями и подсказками, как правильно проявлять и применять в реальности эту уникальность.

По наблюдениям, у каждого ребёнка есть свой дар, своя уникальность и хорошо бы придавать ей характерный почерк в исполнении.

Наблюдаю своего старшего сына. Ему почти восемь. Но гораздо раньше, лет с трех-четырех, заметил в нем хороший художественный вкус, живое воображение, разносторонность ощущений, восприятия, но в то же время - направленность интересов.

Лет с шести предложил ему следующую практику для развития творчества: "А давай - говорю - попробуй писать сказки, рассказы и наблюдения свои?!".

Старший сын ответил мне: "Я пока не умею писать".

Я заметил ему: "Не будем ждать, когда ты научишься писать. Поступим так: ты будешь рассказывать, а я - писать".

Сын согласился. Ему стало интересно, и мы купили специальную тетрадку-блокнот для этого. Она была красной, в картонном переплете и на ней красовался персонаж из мультика Angry Birds. Выбирал сын, и выбрал эстетически очень красивую тетрадь блокнот: в ней приятно писать и она долго может храниться. Последнее тоже немаловажно, чтобы сын мог вспоминать в будущем свои первые творческие шаги, и, глядишь, и своим детям, моим внукам, такую практику начнет прививать, при случае.

Сыну тогда было шесть лет или чуть меньше того. Начали мы с ним писать. Вернее, писал я, а рассказывал он.

Для меня, как психолога по второму образованию, было интересно наблюдать то, как развивается его художественно - творческая плодотворность. Наверное, схожим образом она развивается у большинства писателей художественных произведений. Сначала Кирилл выдавал "скан" прочитанного у других писателей из известных ему сказок и историй, лишь слегка добавляя детали описания в сюжете. Эту фазу творческого развития можно назвать подражательством. Многие авторы - исследователи творчества отмечают, что всякое творчество художника рождается поначалу из подражательства. Об этом читал ранее у Ж. Пиаже, В.Н.Дружинина и ряда других авторов.

Старшему сыну понравился этот опыт, назовём его - творческим экспериментом. Он сам стал просить пописать вместе. С опытом писательства он стал уже придумывать свои сюжеты, которые не были подражательством и перинятием от кого-то сюжетов, но шли из его жизненных наблюдений. Я дал ему эту подсказку. Он ее сразу воспринял.

Итак, сюжеты стали более оригинальными, основанными на наблюдениях его жизни. Воображение, как известно, подпитывается наблюдениями. Вот мы и стали собирать эти наблюдения. Шла двойная линия в развитии творчества Кирилла : с одной стороны - совершенствовалась наблюдательность, с другой - само воображение и описание как художественные инструменты и возможности. Для развития наблюдательности, я просил его вспомнить наблюдения или предлагал понаблюдать. Для развития воображения и описания, я не просто фиксировал то, что он говорит, но предлагал добавлять что-то. По типу - выслушал и добавил: "А если так? Лучше будет?"

 Кирилл, к достоинству его замечу, не только утверждал другой вариант написания, но подчас ещё что-то добавлял от себя. Таким образом, мы совершенствовали стиль написания, но не только.

Если посмотреть на детскую психику и интеллект внимательней, то стоит отметить, что  до известного возраста она синкретична. Синкрет - это цельность без деталировки. Цельность, отражающая непосредственное наблюдение и чувства ребенка . (Более детально об этом можно почитать, например, в классике психологии - работах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского). Так вот, совместная с ребёнком проработка деталей описаний, позволяет быстрее пройти стадию синкрета и перейти к формированию логических, детальных и соподчиненных описаний. Это даёт эффект научаемости и развитие правильной структуры детского интеллекта. А это ведёт к лучшей жизненной обучаемости и формированию зрелого, с опорой на более сильный интеллект, творчества.

В течение года-полутора мы писали произведения сына в эту тетрадь-блокнот. Он совершенствовал и наблюдательность, и воображение, и стилистику и интеллектуальные операции.

Пойдя в школу, он стал быстро схватывать предметы. И далеко не только литературу, но даже больше - математику. Формируемые интеллектуальные операции дают не локальный, а глобальный эффект, более широкую область применения. Проверено на практике.

Но возник и другой эффект - некоторый неучтенный побочный продукт. Кирилл хорошо выступает устно, но не любит писать. Возможно, что взяв на себя роль его "рук и корректора", я "снял" с него ответственность за это. Учительница в школе говорит: "хорошо соображает, хорошо отвечает, но не любит писать и не всегда качественно оценивает описываемое и говоримое".

Мы нашли решение.

Заставлять его учить и писать уроки "из-под палки" - неправильный момент воспитания. Это подавление в нем той самой детской уникальности. Он должен лет до 9 жить в "детстве золотом". Если насильственно ускорить этот процесс - может сформироваться негармоничная личность, которой придётся тратить деньги и время на психотерапевтов или переделывание себя в будущем. Лучше сразу делать правильно, чем потом переделывать. Я хочу передать ребёнку правильный духовный и психологический багаж, а не тот ошибочный, что потом надо будет переделывать.

Что же мы решили с ним?

Завести другую, уже большую тетрадь, формата А4, и ему самому в ней писать. Мы с ним вместе обсуждаем, но пишет уже он, и формирует грамотность и почерк. А потом мы с ним вместе проверяем и корректируем написанное. Так рождается внимание, контроль и полезная критичность.

Это занятие Кириллу нравится больше, чем выполнение формальных уроков. На формальных уроках не затрагивается его мотивация и интерес. К сожалению, большинство детей в первом классе не особо любознательные. У них ещё детство, им интересней детская игра, чем формальное и ответственное выполнение заданий. Да, есть старательные и усидчивые дети. Они четче понимают необходимость. Я не знаю - хорошо это или плохо. Вижу, что Кириллу, это нехарактерно. Значит надо не характер ломать, а задать тоже самое, но через искренний интерес и его личную мотивацию.

Так и поступаем.

 И личность цельна, и характер не сломан, и развитие идёт, и учебные задачи выполняются. Мне кажется - решение мы нашли.

И в заключении.

Я привёл здесь один фрагмент и эпизод: развитие детского творчества, а через него формирование личности и интеллекта без подавления. Этот фрагмент основан на художественном творчестве - писательстве. Пример взят, потому что и мне, и ему - моему сыну, свойственен этот тип творчества. Если родители и дети умеют рисовать - то можно тоже самое делать на базе рисунков. Или на базе музыки. То есть того вида творчества, которое является полем общих возможностей родителей и детей.

Мы с Кириллом, кроме писательства, делаем ещё и фрагменты "технической" комбинаторики творчества. Это касается сборки моделей из конструктора, когда мы вначале собираем вместе - он помогает. Потом, чуть позже по возрасту, он сам собирает по инструкции - я проверяю, замечаю, говорю и мы вместе исправляем ошибки. Далее, он из имеющихся деталей конструктора строит свои модели не по заданному чертежу, а по воображению в его голове. То, что он делает - мне нравится: то, что получается в результате. Я демонстрирую ему искренний свой восторг. А дети всегда отличают фальш от искренности. 

Детское творчество безгранично, уникально и возможности его велики. Не подавляя, а помогая ребенку в его творчестве, мы созидаем будущую характерную, успешную личность, которая умеет правильно творчески выразить себя. Поступая так, - ни много, ни мало, - мы растим сословие и поколение плодотворных людей.

 Мир и дорогу им! И пусть будут счастливы!