Правильный выбор I - 10

Ренсинк Татьяна
(Е. С. Семёнова с картины К. П. Брюллова)


Как ты зорька-зорюшка мила,
Как тепла ты в розовых цветах.
Вновь прольётся на душу слеза,
Что хочу в родные я места.

Родные мне луга, река
Зовут меня, заря моя.
Разлука злая вдруг пришла,
Но не забыть свои края.
Разлука зла, но край забыть нельзя.

Ты напомни зорька, расскажи,
Как шумели наши камыши,
Как ласкали речки берега,
Как на лугах дремала я в цветах.

Родные мне луга, река
Зовут меня, заря моя.
Разлука злая вдруг пришла,
Но не забыть свои края.
Разлука зла, но край забыть нельзя.

Что ж мне делать, зорька, подскажи,
Как пути дорожки мне сложить,
Чтобы все преграды мне пройти
Да в свой край родимый всё ж дойти.

Родные мне луга, река
Зовут меня, заря моя.
Разлука злая вдруг пришла,
Но не забыть свои края.
Разлука зла, но край забыть нельзя.

Закончив петь, Милана опустила взгляд. Перед ней сидевшая за фортепиано молодая женщина прекратила игру и ласково улыбнулась:

– Превосходно, милочка! Ну же, заскромничала... Талант у тебя есть, я не ошибалась в тебе! Порекомендуем тебя. А платок снимай! Он тебе долго не понадобится!
– Да, Екатерина Семёновна, – вымолвила Милана и ослабила узел платка, что укрывал на голове её заплетённые волосы.



– Ах, Иван Алексеевич уж заждался меня в карете, – поднялась Екатерина Семёновна, чуть расправив кружева своего роскошного наряда. – Пора. Нынче будет свет смотреть на меня. Нынче в театре Поликсену играть. А потом мы представим Василию Александровичу и тебя, милая, – коснулась она руки Миланы. – Тебе надо быть смелее и забыть обо всех заботах вокруг, пока поёшь! А ко всему прочему, мы должны заняться и твоим образом! Ты должна выглядеть исключительно, на высшем уровне, прекрасно и голосом, и внешними данными, и нарядами. Тогда слава и успех не покинут никогда!
– Мы уж поможем, – высказали хором довольные Ольга и Ирина, сидевшие рядом.
– Милые у тебя подруги, – улыбнулась Екатерина Семёновна. – Я пошла, а вы займитесь, займитесь детьми, я и моя сестра вам доверяем, – помахала она Ольге и Ирине и медленной поступью удалилась из комнаты.

– Кстати, – кинулась сразу шептать Милане Ирина. – Ты поёшь лучше её. Твой голос сильнее!
– Ну тебя, – махнула Милана рукой и улыбнулась. – Не скажи ей такое, а то и приживалками при её сестре не быть.
– Точно, – подхватила Ольга. – Выгонят тут же на улицу, или барину вернут, чего ещё хуже...

Но Милана уже не слушала подруг. Она думала о словах Екатерины Семёновны и понимала, что на сцене для актрисы важен не только голос, но и талант играть любые роли. Получится ли у неё это, она не знала, а в душе и не понимала, хотела ли она быть актрисой, хотя бы не такой, как Екатерина Семёновна, а пониже статусом.

Она на миг представила себе большую сцену и как поёт, но представить себя в роли иной, играть кого-то другого, чем она есть, – не могла, как ни старалась.

Тем временем петербургская знать собиралась вновь показать себя и посмотреть представление в театре, специально для них организованное. Приветствуя друг друга поклонами, краткими фразами, улыбками, дамы в роскошных нарядах и их высокоуважаемые кавалеры рассаживались по местам перед огромной театральной сценой.



– Скептическая, полная пессимизма трагедия, – говорил Алексей, устроившись вместе с Иваном также в зале, на что Иван ничего не ответил.
– Это всё от складывающегося настроения России-матушки, – пояснил сидевший с другой стороны грузный пожилой мужчина. – Загорский, Пётр Андреевич, – кивком представился он Алексею.
– Князь, Алексей Николаевич Нагимов, – кивнул Алексей, на чём их знакомство завершилось, поскольку рукоплескания зала пробудили их внимание к начинающемуся представлению.

Молча и терпеливо просмотрев все пять действий трагедии, Алексей мельком взглянул на Ивана, когда героиня Поликсена говорила свои заключительные слова:

– Среди тщеты надежд, среди страстей борьбы, мы бродим по земле игралищем судьбы. Счастлив, кто в гроб скорей от жизни удалится; счастливее стократ, кто к жизни не родится!
– Вот и была она, – шепнул внимательному Ивану Алексей. – Это Екатерина Семёнова. Через неё мы найдём их.

Взгляд Ивана обратился медленно на него, но ответа не последовало, что уже не удивляло Алексея. Но, выйдя из театра и остановившись в стороне, он спросил его:

– Что ты думаешь об этой трагедии?
– Политическая. Вполне подходит к нынешнему времени, – ответил Иван, глядя на выходящие из театра знатные лица, которые активно обсуждали только что просмотренное представление и рассаживались по своим экипажам.
– Это, кстати, не самая удачная постановка Озёрова. У него успешны иные, – сказал Алексей, надевая перчатки и поддерживая свою трость под мышкой. – Успех ему, к слову, принесла именно Екатерина Семёнова. Но признаюсь, голос твоей сестры во сто крат лучше.

Как только он это сказал, строгий взгляд Ивана вновь обратился к нему.

– Не гляди так, – усмехнулся недовольный Алексей. – Это не лесть, и задобрить тебя я не пытаюсь. Так и будешь волком молчать? И надень цилиндр... Всё на человека похож.
– Вы сами за меня отвечаете, – огрызнулся вдруг Иван, но остался неподвижен, крутя в руках свой цилиндр.

Алексей собрался уже ему ответить на подобную дерзость, но вышедшая из театра Екатерина Семёновна Семёнова заняла его внимание. Он видел, что рядом с ней выступает гордой походкой сам князь Иван Алексеевич Гагарин: невысокий пожилой господин, с седой бородкой, с густыми усами, тёплым взглядом и элегантной походкой. Алексей узнал его и, не мешкая больше ни минуты, направился к ним.

– Иван Алексеевич, – радушно приподнял свой цилиндр Алексей, представ перед заулыбавшимся князем, и тут же приветственно поцеловал протянутую ручку Екатерины Семёновны. – Очарован, вы играли превосходно.



– Алексей Николаевич, – приподнял свой цилиндр в ответ тот. – Вы уже в Петербурге! А что батюшка ваш, не удостоил вниманием наше представление?
– К сожалению, у батюшки дела в имении, – пояснил Алексей. – А мне пора выступать на службу. Отпуск окончен.
– Как вы провели свой отпуск? – поинтересовался Иван Алексеевич.
– Не без приключений, князь, а посему и прибыл к вам и к вам, Екатерина Семёновна, чтобы найти некоторых людей, – перешёл сразу к делу Алексей.
– Вот как?! – удивлённо взглянул Иван Алексеевич на свою спутницу, на что та лишь мило улыбнулась. – И кого же вы ищете?

– Троих, бежавших из моего имения, девиц, якобы с рекомендациями от вас, – улыбался Алексей.
– Что за чушь, – усмехнулся Иван Алексеевич и развёл руками.
– Я тоже так подумал, князь, – снова улыбался Алексей.
– А отчего бы вам завтра не удостоить нас своим визитом, Алексей Николаевич? Там подробнее и побеседовали бы о пропавших. Может быть, и советом подскажу, – пригласил Иван Алексеевич. – Прямо после службы и зашли бы?
– С превеликим удовольствием, – согласился Алексей и, приподняв вновь цилиндр, проводил удаляющихся от него собеседников в ожидающий экипаж.

Как только те отъехали, он вернулся к Ивану. Тот всё это время оставался стоять в стороне и наблюдать за происходящим вокруг.

– Ты когда-нибудь был в Петербурге? – спросил Алексей, но гордо взирающий Иван молчал. – Конечно, я снова отвечу за тебя... Не был... Я уверен, они могут что-то знать о тех, кого мы ищем. Завтра я приглашён к ним с визитом и всё узнаю подробнее.
– Лёшка! – прервал возглас подбежавшего к ним Сашки.

Алексей удивился. Увидеть его здесь он никак не ожидал, но был всё же рад. Крепко обняв друг друга, они заулыбались.

– Как ты здесь?! Ты что, Поликсену смотрел?! На службу возвращаешься? – засыпал его вопросами друг.
– Да, да, – кивал довольный Алексей. – А ты теперь тоже по театрам ходишь?
– Хожу, присматриваюсь, – начал было хвастаться тот, но, взглянув на стоявшего с ними рядом Ивана, уставился на него.
– Позволь, мой друг Зорин, Иван Александрович, – представил Ивана Алексей и для Ивана представил того. – Герасимов Александр Сергеевич.
– Да?... – сползла с лица Сашки улыбка. – Это ты конюха своего другом теперь называешь?
– Сашка, он не конюх, и более сказать тебе не могу, прости, – серьёзно ответил Алексей.
– Ты остановился на квартире? – поинтересовался Сашка.
– Да, будет время, заходи, если не с разговорами об обществах, – кисло улыбнулся Алексей, кивнув в сторону, где стояла группа молодых людей, явно за ними наблюдающая.

Те, в свою очередь, демонстративно зашевелились, активно что-то обсуждая и смеясь.

– Зайду, – оглянулся на них Сашка. – Мне пора... До встречи!

Он отправился к ожидающим его молодым людям и куда-то побрёл вместе с ними. Оставаясь ещё некоторое время смотреть им вслед, Алексей молчал. Он молчал и потом, когда уже был у себя на квартире...

Иван встал в их общей комнате у окна и смотрел на потемневшую улицу столицы. Он тоже молчал, хотя огромное число вопросов мучило его душу.

– Александра легко смутить,... заставить думать иначе, – начал говорить Алексей, сидя за столом и уткнувшись в свои твёрдо зажатые кулаки. – Если их тайное собрание покажет себя, мне будет его не спасти.



– Вы назвали ему моё имя, – недовольно сказал Иван не оборачиваясь.
Алексей закивал, и его тревожный взгляд упал на будто приросшего у окна Ивана:
– Это была моя грубейшая ошибка. Остаётся уповать на то, что язык Александра не развяжется... А он болтун, к сожалению... И я... Чёрт...
На этом беседа их была окончена, но бессонная и тревожная ночь оставалась с ними до рассвета...

Продолжение: http://www.proza.ru/2014/03/22/575