Простая жизненная история

Ирене Крекер
 
Марина не переставала удивляться своему внутреннему состоянию: какая-то взволнованность не покидает её весь день. Ничего сверхнеобычного не произошло: просто приехал сын в гости. Около года он не был дома, как тут не заволнуешься.
 
Она металась от стола к печи. Всё продумывала, что приготовит ещё к вечернему столу. Ведь должны ещё на встречу с братом прийти дочь с мужем и младший сын с верной подругой. Все же будут свои.  Почему  она не может  успокоиться: думами погружена больше в прошлое, чем в настоящее.  Да, наверное,  именно в  этом  причина её волнения.

Два дня, проведённые с сыном, всколыхнули многое, что пришлось пережить за последние тридцать лет. Ему сейчас тридцать семь. Не скажешь, что ещё юноша, но и мужем не назовёшь: не нашёл верную подругу по жизни, так и бредёт по выбранному пути один. Это, конечно, не может мать не беспокоить: ведь внуков так  ещё и не дождались, видно, Бог решил, что ещё не время. Муж успокаивает: всё идёт, как должно быть, причин для беспокойства нет,  у каждого свой час, своё понимание счастья, своя дорога к нему.
 
Марина любовалась сыном, гордилась им. Его успехи на трудовом поприще радовали её.

Когда они переехали в Германию, он был шестнадцатилетним подростком, закончившим восьмилетку, не имеющим особых наклонностей  и интересов.  В школе изучал французский, здесь нужны были хотя бы азы немецкого...  Ни друзей, ни прошлого -  всё с нуля.
 
Математика как-то с детства не давалась, не его эта была стезя, а вот готовить блюда любил. По своей инициативе накрывал стол, непременно со всеми столовыми приборами и салфетками в унисон узорам на тарелках и скатерти. Он умел и курочку прекрасно поджарить, и суп сварить, и пельмени делал мастерски. Всё в руках спорилось,  что радовало материнское сердце.

Не обходилось, конечно, и без шалостей,  этого в любой биографии хватает, но к моменту переезда в другую страну наступил момент осознания себя как личности: он   стал задумчив,  уходил  в горы,  бродил одиноко  среди виноградников.  Внутренняя работа отражалась на его лице, как-то повзрослел   в одночасье.
 
Ни о каком подростковом возрасте мы в те годы понятия не имели. Практически сын миновал этот период без проблем.  Для него его просто не существовало.  «Не было времени создавать проблемы себе и родителям, чтобы их потом раскручивать,» - скажет он позже.

Особого выбора жизнь не предоставила:  сначала четырёхмесячные курсы немецкого языка, год учёбы в подготовительной к профессии по металлу школе  для  подтверждения неполного среднего образования, сдача экзамена.

К этому времени решилась проблема с языком: он овладел им на уровне чтения, письма, разговора.  Понимание многочисленных диалектов пришло позже.  Появились друзья. С одиночеством справился сам, внутренне придя к решению: выбиться из нищеты. Этим словом можно было озвучить наше материальное состояние к тому времени.
 
Жизнь  стала светлее.  Детская  мечта -  стать поваром - обрела реальное основание, когда он получил от биржи труда направление на учёбу  по этой специальности в трёхгодичное профессиональное училище. Место практики нашлось  сразу: уж очень он понравился работнице этого учреждения своей убеждённостью, что только по этому пути  хочет идти по жизни.

Дальше всё как у всех, но всё-таки по- другому.

Пятизвёздочный  отель-ресторан встретил его по-домашнему, как родного. Он и вчера провёл вечер в нём, в доме, который дал ему путёвку в жизнь в новой стране.
 
Здесь и французский пригодился, так как меню  было и на французском.  Среди гостей-иностранцев  было много французов: Франция начиналась в тридцати километрах от отеля.  Сын в первые годы сетовал, что несерьёзно относился в школе к изучению иностранного.  Теперь пришлось поднатужиться,  нагоняя упущенное.

Этот райский уголок земли в Тёмном лесу  стал для него и отцом, и матерью.  Как ученик он получил  бесплатную комнату для жилья, льготное питание при ресторане. Приезжал домой на выходные, самостоятельно перестирывал вещи, не позволял перекладывать свои заботы на родительские плечи.

Практика длилась большую часть времени, на учёбу уезжал в краевую школу поваров и работников сервиза. В это время проживал в интернате в течение нескольких месяцев в году.

Так состоялось становление и формирование личности.  «На родителей было нечего надеяться, они сами пытались найти путь в профессиональной жизни, да ещё младший  четырёхлетний братишка был у них на руках,» - так говорит он сейчас, и это совершенно справедливо.

Три года учёбы пролетели незаметно. Многому он научился за это время, закалился характер. Жить среди чужих, тоже занятие не из лёгких.

Затем, недолго размышляя, решил по собственному желанию пройти альтернативную военную службу. Сам подыскал несколько мест её прохождения,  остановил свой выбор на больнице,  находящейся в четырёх километрах от нашей квартиры.

Ему предложили пройти эту службу в качестве повара, что он и сделал. Тринадцать месяцев пролетели незаметно. За  это время он получил водительские права и по окончании службы приобрёл машину.  В последующие годы, работая на трёх предприятиях, купил квартиру, без отрыва от производства закончил заочную школу, получив квалификацию диетолога.

Мечты продолжали сбываться.

В настоящее время проживает в Берлине в собственной трёхкомнатной квартире и работает советником по оздоровительному питанию  в Министерстве путей сообщения. Сын доволен достигнутым, считает, что это как раз его место, что он достиг желаемого. Рост по профессии возможен, но он предпочитает улучшать профессиональное мастерство через курсы усовершенствования.

На этот раз сын проездом здесь. В связи с очередным семинаром  в городе Карлсруе нашей земли Баден-Вюттемберг он на обратном пути посетил нас, привёз газету предприятия с публикацией о себе как специалисте.

В статье представили его как переселенца из Западной Сибири, прошедшего здесь хорошую профессиональную подгототовку. Консультант по здоровому питанию - теперь он будет известен более широкому кругу общественности. 

Высокую оценку дают ему работники предприятия. Это успокоило Марину. Мать всегда найдёт повод для беспокойства. Теперь, вроде, боль отлегла. Когда у детей всё хорошо, тогда и матери легче дышится.

Марина сидела у своего излюбленного места у окна и думала о своём мальчике, пропуская через память картины прошлой жизни. Что же помогло её сыну в период выживания в новой стране, что дало точку опоры, что питало его корни и дало плоды...

Об этом она решила сегодня спросить сына. Почему-то ей было важно услышать его мнение  и понять для себя: правильно ли всё было с их стороны в тот период, как он воспринимает события прошлого с высоты сегодняшних дней, чему научила его жизнь,  как он внутренне воспринимал её трудности...
 
Жизнь идёт своим чередом. Материнское сердце болит и радуется за каждого.  «Счастливого дальнейшего пути,  сынок, скажу я ему сегодня, - думала Марина. – Мы с тобой всегда в мыслях и по жизни. Только ты  не отрывайся от корней. Будь таким же честным и прямолинейным.  Удачи тебе, сынок.»

22.03.14