Пятерка за увиденный сон

Лилия Казакова-Шерер
     Душная классная комната, тихое перешептывание одноклассников, монотонная речь учительницы о значении местоимений в русском языке. Я перевёл взгляд на окно. Не по-зимнему яркий солнечный луч проникал через оконное стекло, ласкал щёку и слепил глаза. Всё располагало ко сну. Любовь Ивановна перечисляла личные местоимения: «Я, ты, он (она, оно) — я прикрыл веки — мы, вы, они...» — и вдруг моё сознание куда-то провалилось. Я тщетно пытался взять себя в руки, но не тут-то было. Уже через секунду я очутился в одной сказочной стране на совершенно пустынной улице незнакомого города. Кругом возвышались странные замки с указателями. На одном из указателей я прочел: «Добро пожаловать в страну местоимений». Сделав несколько шагов, я оказался у двери одного из замков и осторожно открыл дверь. Прямо передо мной стоял трон, который тесно окружали фрейлины. На троне сидела принцесса, в руках она держала знамя с надписью «Неопределённые местоимения» и с томным видом рассказывала какую-то историю, героями которой были неопределённые местоимения. Она каждый раз хитро говорила: «Кто-то, некто, чей-то, кому-то, у кого-то...» От этого ее история становилась загадочной, и окружающих ее фрейлин нельзя было отвлечь. Ведь так интересно, когда говорят загадками. Я тихо закрыл дверь и вышел.
     «Зайду в другой замок», — подумал я и толкнул дверь. Но не тут-то было, дверь была заперта. Я постучал, вышел швейцар и стал задавать вопросы: «Чей человек? Чего хотите? Кого спросить?» и так далее. Мне стало неловко от этих вопросов и я, извинившись, ушел. Я понял, что это был «Замок вопросительных местоимений».
      На двери другого замка была надпись: «Замок отрицательных местоимений». Но нет, сюда я не пойду, ведь они родственники вопросительных местоимений и отличаются от них только приставкой «не» или «ни». Судите сами — никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Нет, здесь мне делать нечего, я решительно пошел дальше.
     «Относительные местоимения» — гласила вывеска. Не останавливаясь, я побрел к следующему замку. Не успев войти, я услышал: «Пойди в тот угол, сядь на этот стул, нет-нет, возьми с такой резной спинкой. Садись. Ты можешь пробыть здесь столько, сколько разрешу. Не больше! Таков закон указательных местоимений» — Нет! Здесь тоже неуютно, к таким строгостям меня не приучали. Я пошел дальше.
     Из открытого окна самого высокого замка доносились крики: «Мой, твой, наш, ваш, свой» — я остановился, задрав голову и устремив взгляд к распахнутому окну, и прислушался. Как вдруг над самым ухом раздался голос: «Это притяжательные местоимения, они очень любят спорить». Я отвел взгляд, рядом со мной стояла моя соседка по парте Лялька Оскова. «Как, ты тоже здесь?» — удивился я. Лялька вдруг взяла меня за рукав рубахи и быстро «застрекотала»: «Я давно уже жду. Весь день, всякий час, каждую минуту, ты мне сам нужен. Ты самый лучший. Иной или другой не нужен. Об этом скажет любой», — тараторила Лялька и тянула меня за рукав. «Что это с ней?» — подумал я и дернул рукой. В это время я услышал хохот и почувствовал себя очень неуютно, как будто со мной происходит что-то нехорошее. Я сделал усилие, потянулся и... открыл глаза. Весь класс дружно хохотал. Лялька действительно теребила мой рукав, а Любовь Ивановна, сдвинув брови, грозно смотрела на меня: «Ну что же, Пивень, ты славно поспал, пока весь класс работал. Может, ты нам теперь расскажешь все, что знаешь о местоимениях?»
     Что мне было делать? Я ничего не знал, кроме этого приснившегося кошмара. Недолго думая, я начал рассказывать свой сон. Класс, затаив дыхание, слушал. Когда я окончил свой рассказ, все дружно хохотали, а громче всех Любовь Ивановна. Я ничего не понимал. Прозвенел звонок. Любовь Ивановна взяла мой дневник и вывела огромную красную пятерку. Это смутило меня ещё больше, теперь я вообще ничего не понимал. Всю дорогу к дому я усиленно думал. И только дома когда я сел делать домашнее задание, открыв раздел местоимений, я понял, что сон-то был в руку!


Декабрь 1996 г.

(Произведение опубликовано в Газете «Магнитит» в 1997 году).