Азбука. Буква Э

Александр Ерошкин
  Охота на слова

Уникальная буква русского алфавита, точнее, русской азбуки, хотя ее и не жалуют отечественные лингвисты, отводят ей скорее подсобное положение. Вообще-то у меня создалось впечатление,  что все уникальные особенности русского языка нивелируются, не замечаются, вот и этот звук и эта буква относятся к изгоям.

Ещё великий Владимир Даль отметил, что Э - гласная, 31-я буква; в церковно-славянском языке такой буквы нет; это то же, что  Е, но произносится одногласно (никогда iе), как немецкое ае, и пишется лишь в начале слова, более в чужих словах; в средине, разве слитно с предлогами: сэстолько и я дам; сэто будет; проэкзаменовать и пр. || Восклицанье: э! выражает изумленье или недоверие, сомненье. Э, полно, так ли! Э, дура, непасеная речь!

Как видим, ко временам Даля букву Э прилично выхолостили, оставив ей возможность начинать не очень большую группу слов и представлять некоторые иноязычные слова.

А ещё она выполняет роль восклицаний. Некоторые приведены у Даля. А ещё яркий пример мы встречаем у Гоголя в «Ревизоре», когда Бобчинский и Добчинский сообщают, что встретили человека, похожего на ревизора. Помните?

Фраза стала крылатиой: «Э! сказали мы с Петром Ивановичем».

"Э!" говорю я Петру Ивановичу... - (Бобч.)
«Нет, Петр Иванович, это я сказал "Э!" - (Добч.)
"Сначала вы сказали, а потом и я сказал. Э! сказали мы с Петром Ивановичем "

Обратить внимание на эту букву меня побудило словосочетание ЭОЛОВА АРФА, многократно воспетое поэтами. Василий Жуковский написал балладу «Эолова арфа» о бедном певце Арминии, который страстно влюбился в Минвану,  дочь всемогущего царя   Ордала. Разгневанный владыка, узнав об этом, изгнал певца из родной страны. Арминий, находясь в изгнании и глубоко страдая и по любимой, и по родине, повесил на дуб арфу, чтобы ветер Эол, коснувшись ее струн, дал любимой весть о возлюбленном.

     И вдруг... из молчанья
Поднялся протяжно задумчивый звон;
     И тише дыханья
Играющей в листьях прохлады был он.
     В ней сердце смутилось:
     То друга привет!
     Свершилось, свершилось!..
Земля опустела, и милого нет.

Раз уж вспомнил про балладу Жуковского, отмечу одну особенность, которую не замечают или не хотят замечать литературоведы и историки.

Баллада создана не на русской почве, не на отечественном фольклоре, но имена героев говорят о забытой истории. Арминий – можно соотнести с немецкими словами arm «бедный»,  Arm «рука» (тот, кто добывает себе пропитание ручным трудом),  Armut -«бедность, нужда», с французским armee «армия» (слово-то помнит, что изначально формирование армии шло за счет самых бедных, у которых кроме рук ничего нет).

Имя дочери царя Минвана дано, видимо, по немецкому сравнительному прилагательному minder «меньшая, самая маленькая» или по mindest «минимальный». То есть это имя отражает ее положение в семье. У Жуковского читаем: «Младая Минвана Красой озаряла родительский дом». То есть Жуковский использует скрытую тавтологию: бедный Арминий, младая Минвана; прилагательное по сути раскрывает смысл имени.

Коли так, то и имя царя Ордал должно быть раскрыто таким же образом – «могучий Ордал». И действительно, орда – могучее регулярное войско, которое было занято расширением границ великой империи, владения которой распространялись на всех открытых к тому времени материках.

Царь, как явствует из баллады, занимался одним –
И в дружных беседах
Любил за бокалом рассказы Ордал
     О древних победах
И взоры на брони отцов устремлял:
     Чеканны их латы
     В глубоких рубцах;
     Мечи их зубчаты;
Щиты их и шлемы избиты в боях.

Сам царь Ордал уже не воевал, его удел - охота и веселье, ведь он  - владыка Морвены. Мне представляется эта гигантская страна территорией, окруженной со всех сторон морями-океанами, где никогда не закатывается солнце.

Похоже, что Василий Жуковский, воспитанный на западных образцах культуры, все-таки чувствовал притяжение прошлого величия России, которая пыталась объединить весь мир под длань русского царя. Чувствовал, но не осознавал. Но это к слову.

Наш разговор об уникальной букве э. В русской азбуке всего три буквы, которые пишутся по часовой стрелке: слева вверх потом по кругу вниз и снова вверх. Э в их числе, причем все элементы пишутся по часовой стрелке. Мне думается, это один из показателей древности, первородности, к тому же буква четко показывает, как выглядит тот орган, где этот звук образуется: это же открытый рот с языком внутри.

В лингвистике есть такое понятие – артикуляция, способность ясно, четко, членораздельно произносить. Это слово выводят от латинского articulatio < articulare «расчленять, членораздельно, ясно произносить». Я считаю, что это определение появилось после раскола империи
Артикуляционная характеристика гласных включает в себя следующие признаки: подъём,  ряд, лабиализованность/нелабиализованность (огублённость/неогублённость).
Подъём – движение языка по вертикали и соответствующая степень подъёма языка к нёбу. Гласные – тоновые звуки, различающиеся качеством тона. Различие в качестве тона достигается за счёт изменения конфигурации резонатора движениями языка. Язык может двигаться вперёд и назад, вверх и вниз. Гласные, которые образуются без движения языка вверх, называются гласными нижнего подъёма ([а]); гласные, образуемые движением языка вверх, называются гласными среднего ([э], [о]) и верхнего подъёма ([и], [ы], [у]).
Ряд – движение языка по горизонтали и соответствующая степень продвинутости языка вперёд или его оттяжка назад. Гласные, которые образуются без передвижения языка вперёд или назад, называются гласными среднего ряда ([ы], [а]); движение языка вперед создаёт гласные переднего ряда ([и], [э]), движение назад создает гласные заднего ряда ([у], [о]).
Лабиализо;ванность – округлённость губ при произнесении гласных звуков. По различию в работе губ при образовании гласных все гласные звуки делятся на 2 группы: гласные, при образовании которых губы вытянуты вперёд и округлены,  и гласные, образуемые без вытягивания и округления губ. Гла;сные зву;ки [о] и [у] являются лабиализо;ванными (от лат. labialis – губной), так как в их образовании принимают участие губы; остальные звуки – [а], [и], [ы], [э] – нелабиализо;ванные.
Произношение гласных звуков основано на фонетическом законе современного русского литературного языка – редукции гласных. В силу динамического характера русского ударения произносительная энергия между слогами распределяется неравномерно. Гласный звук, находящийся в сильной позиции (под ударением), произносится чётко, в то время как в слабой позиции (без ударения) он артикулируется менее отчётливо, то есть редуцирует.

Это небольшой ликбез по фонетике русского языка я привёл для того, чтобы понятнее было, какое место занимает гласная Э. На мой взгляд, в прошлом она употреблялась намного чаще, но под влиянием придворного этикета с его требованиями искажать русскую речь, говорить на немецком или французском, буква стала выводиться из обращения.
 
Без этого ликбеза я бы точно заподозрил, что а и э звуки-близнецы, но понял, что таким утверждение согрешил против истины. Они образуются похоже, но это всё-таки разные звуки. Покрутитесь перед зеркалом, посмотрите, в каком положении зубы, язык, губы при произнесении различных звуков, особенно гласных, то есть голосовых. При звуке а рот открыт широко, но язык прижат книзу. При э рот слегка прикрывается, а язык поднимается. При е – губы растягиваются вширь, зубы сближаются, а язык, не касаясь ни верха, ни низа подтягивается к зубам, но не задевает их.

Мне непонятно, для чего была перевернута э, ведь она более зримо передает, как образуется этот звук во рту, в каком положении находится язык. В украинском языке 33 буквы, но не используются ё ъ ы э , зато есть зеркальное отражение нашей э, почти совпадающей со знаком евро – денежной единицы Евросоюза.

На Западе обратили внимание на нашу Э, свою валюту в Евросоюзе обозначили зеркальным отражением нашей буквы, но с двумя хвостиками €.

Кстати, знак евро пишется против часовой стрелки, по такому же принципу на уроках географии школьники показывают страны, граничащие с их родиной, а на уроках геометрии отмечают углы треугольников,  квадратов и многоугольников. Есть, к примеру, знаменитая гравюра якобы XVI века, где  Птолемей в средневековой царской короне и Астрономия. Птолемей держит в руке сектор с небесными координатами. Цифры на секторах стоят против часовой стрелки. Такое стало возможно после раскола мировой империи, который оформился  окончательно в начале XVII века в ходе Тридцатилетней войны. Значит, на гравюре отражена никакая не древность, а недавнее время.

До раскола великой империи имперские наука, картография, астрономия, астрология пользовались правилами часовой стрелки, или по солнышку. Сегодня, к примеру,  часовые стрелки и солнце движутся в разные стороны. Такое стало возможным, когда верхом у глобусов и карт сделали север. В имперской науке вверху был день, солнце, юг. Масса слов и терминов в русском и в западных языках подтверждают это.  И буква Э указывает на факты истории, которую нас заставили забыть.