Старьевщица или чужие жизни

Юлия Арефьева
                …это не я, это не я!
                Это кто-то за меня…
                (из песни наших времен)

                Мои чувства – это мои дети.
                Они долгое время жили слепыми
                котятами, росли несамостоятельными,
                зависели от многого.               
                Но вот теперь они открыли глаза,
                сделали первые шаги
                и уже что-то начали понимать.
                Мои дети сейчас растут и взрослеют.
                (от автора)
 Вдох – и холодный осенний воздух забрался в мои легкие, чтобы обогреться и дать мне нужный кислород; выдох - и вот он уже теплый и истощенный выбирается на свободу, оставляя после себя только пар.

 Прогуливаясь по маленькому симпатичному городу, совсем молодому, строящемуся, я наблюдала за собственным дыханием и любовалась окрестностями.

 Городок  этот только начинает жить: сюда приезжают из  мегаполиса молодые пары с детьми, чтобы вести здесь тихую семейную жизнь. Каждое будничное утро жители маленького Сосновоборска просыпаются и отправляются на работу в близ лежащий мегаполис. Машины, газели, такси везут их туда за заработком, а вечером этот же транспорт возвращает уставших людей назад – в спокойную уютную гавань.

 Моя семья переехала жить сюда два с половиной года назад. Я долго не могла привыкнуть к новому месту, к иному темпу жизни. Мне стало казаться, что жизнь здесь – это  не мой выбор, что воспитывать и растить детей в том месте, где нет истории – это не про меня.

 Сейчас вроде бы меня перестали мучить такие сомнения, видимо, привыкла я к новому городку; хотя вопрос о том, сделала ли я свой выбор или чужой, по-прежнему остается актуальным.

 «Как мило: выложили брусчаткой центральную аллею. Удобно будет здесь гулять с коляской.  Да и вообще, приятно ходить по красивой тропинке…», - думала я, прогуливаясь по свеже выложенной дорожке.

 Вот и ряды ярких бутиков! Про них я узнала благодаря местному телевидению. Журналистка воодушевленно рассказывала про только что появившиеся бутики в Сосновоборске без стен; мол, гуляя по улице, можно будет прохожим зайти в магазин с любой стороны и обогреться там, выбирая себе шубку или вечерний наряд.

 Как-то я не особо поверила этому факту: как  магазин без стен может быть теплым? Вот такое любопытство и вывело меня сегодня на прогулку по новым бутикам.

 Яркий свет павильонов сразу же привлек мое внимание. Завороженная,  я вошла в первые «двери».

 «Надо же! Ни дверей, ни стен! - поражалась я, уже оказавшись в большом пространстве магазина, - а  ведь я сделала всего лишь шаг с уличной тропинки!»

 Меня никто не встретил, продавцов-консультантов вроде бы и не было здесь. «Странно… Ладно, посмотрим, что предлагает новомодный бутик», и я стала перебирать первые попавшиеся шубки. Меня очень удивило, что руки мои теперь не мерзли. Я согрелась.  «Правду говорили по телевизору»,- произнесла я вслух и удивилась неожиданной громкости своего голоса.

 В бутике стояла гробовая тишина. Мне показалось, что я сейчас одна в этом дорогом магазине.  Оглянулась в поисках живой души – никого не было! Мне стало жутковато. Уже с какой-то тревогой  продолжила рассматривать шубы, но уже без всякого интереса. Эхом отзывались передвижения плечиков с шубами по вычурно изогнутой  трубке. Я «листала» зимние наряды и слышала это же «листание» где-то в другом конце магазина.

 «Как может отражаться звук в помещении, где нет стен?» - размышляла, начиная уже дрожать от страха.

 Я остановила свое «листание», глубоко подышала. Пар изо рта не шел. Было здесь тепло, хотя улица вот она – в шаге от меня; если бы я сейчас вытянула руку, то пальцы бы мои уже оказались на улице. Там осенний холод, а здесь, в магазине, был какой-то теплый холод. Впервые тепло после улицы не доставляло мне никакой радости, приятности.

 Мне захотелось уйти отсюда на свежий воздух, и я резко повернулась в сторону выхода, как вдруг увидела чудесную коллекцию норковых шуб! Они лоснились своим блеском! В этих чудо-вещах не было ничего лишнего: ни аксессуаров, ни швов…только мех, плавно переходящий из одной линии в другую.

  Восхищенная, подошла ближе к удивительным шубам. Стала гладить их. Мне бесконечно хотелось прикасаться к этим фантастическим зимним нарядам. Кажется, я улыбалась в этот момент.
 
- А цена? Где же ценники у этих шуб? – резко опустила я себя с небес на землю и принялась искать белые бумажки с ценой товара.
 
« Наверняка, они баснословно дорогие»,- шептала  себе под нос в поисках «вредного» ценника, как вдруг услышала откуда-то сбоку:

-Тс, тс…

 Сказать, что я испугалась – ничего не сказать. Я просто остолбенела от страха!

 Кто-то все же был в магазине. Я осторожно повернулась в ту сторону, откуда доносилось «тс, тс…» - там никого не было! Очень странно… Но я все же настойчиво и пытливо смотрела в это пространство. И вот снова прямо передо мной отчетливый шепот: «Тс, тс…». На секунду показалось, что ко мне обращался человек-невидимка.

 - Да нет, глупости,- возвратила я себя в реальность и возобновила поиски ценника. Но снова тот же голос с той же стороны  резко остановил все мои действия:

- Эй, девушка! Тс, тс…

 Я повернула голову – никого! «Да что такое! Страшно, блин!»

- Да обернитесь же! – настаивал голос из ни от куда.

 Я повернулась в противоположную сторону. Наконец, увидела того, кто «тсыкал».  Это была женщина лет сорока. Она диковато смотрела на меня, будто пряталась от кого-то, то и дело поглядывала по сторонам. По ее внешнему виду было понятно, что она тоже покупатель: на ней «красовалось» старенькое осеннее пальто с большими пуговицами. Наверное, пальто женщина одевала наспех: две верхних петельки были застегнуты на одну пуговицу.

 «Да… Она тоже хочет шубу», - подумала я, окинув взглядом ее старомодное пальто.

- Вы думаете покупать шубу здесь? – резко, настойчиво, даже как-то нагло спросила она, впиваясь в меня карими глазами.

  Мне показалось странным вообще говорить здесь. Женщина спросила, глядя в мое лицо, а ее вопрос зазвучал где-то сзади. Я тут же вспомнила про эхо в этом помещении. Здесь, видимо, любой звук отражался необычно. Не понятно мне было, непривычно видеть источник звука в одной стороне, а слышать сам звук – с другой стороны.

 Видимо, я запала от этого несоответствия, что женщина еще раз уже громче переспросила меня:

- Вы шубу думаете покупать?!

- Ну… Ну, вообще-то да-а-а…, - неуверенно и тихо стала я бормотать в ответ, приходя в себя и потихоньку привыкая к голосу сзади. Я до конца не понимала,  на какой вопрос  ответила.  Все вокруг было странным. Кажется, моя «собеседница» увидела  эту растерянность в моих глазах и в очередной раз громко переспросила:

- Шубу будете покупать?!

  Теперь четко услышала затылком с третьего раза то, что интересовало эту Шальную Ретро-даму. Я не была уверена сейчас, есть ли у меня деньги с собой или нет; смогу ли я купить чудо-шубу или нет, но то, что я ее хотела – это было точным попаданием! Да, я хотела водрузить на себя фантастическую вещь и уйти отсюда счастливой! Но что  я могла ответить этой странной женщине, которая настойчиво ждала от меня хоть каких-нибудь слов, когда я сама  в эту минуту не решалась отказываться от мечты из-за каких-то там денег. И я просто решила продлить время - время, в котором я могу купить то, что хочу:

- А вы продавец? – наконец вытянула я из себя слова.

- Нет!

 И дикарка магически приблизилась, дотронулась до моего плеча рукой и прошептала  на ухо, да так, что от ее дыхания и вибрации тихого  голоса зашевелились волосы на моей голове:

- Это старые вещи!

- Это старые вещи! – откуда-то отскочили эти три таинственных слова и донеслись сзади.

 Я отшатнулась от ненормальной:

 - Откуда вы можете это знать?! – мне становилось все неприятнее в обществе этой старомодной особы, и я все дальше и дальше отходила от нее. Она же в свою очередь не робела: по-прежнему держала меня на короткой дистанции, постоянно приближаясь ко мне.

- Я знаю! Я была там! – и женщина подняла глаза наверх, - Оттуда прибыли эти вещи! Старые вещи! – уже шипела, как змея, неадекватная дама.

- Где были?! – все больше и больше удивлялась я, постоянно удаляясь от приближающейся дикарки.

- Там! – и она глазами показала то «волшебное место».

 Я обернулась. Посмотрела наверх, сквозь яркий свет бутика за несколькими домами увидела гору! Надо же! Гора!
 
 Я два с половиной года прожила здесь, каждый день ходила по этой центральной аллее и ни разу, еще ни разу!, не видела  этой горы! Как такое возможно?! Может, не было ее все же? И она волшебным образом здесь появилась, как эти бутики?! Невероятно!

На горе виднелась лестница, бетонная крутая лестница!
 
- И что там?! – ошарашенная обернулась я к женщине, но ее уже не было рядом, лишь отражение ее магического голоса стояло в ушах:

- Там дешевле. Не все хотят идти по той лестнице. Вот и покупают здесь в три дорога.  Да и не все находят то место! Тот магазин! Так и уходят ни с чем. Если ты поднимешься и найдешь то место, то тебе, можно сказать, повезет!

 Голос продолжал звучать в бутике, но его уже не слышала. Меня окружил холодный воздух, когда я вышла на улицу и  сделала шаг в сторону горы. Словно заколдованная,  приблизилась к крутой и кривой бетонной лестнице, глубоко вздохнула и отправилась наверх.

 Лестница вела меня то влево, то резко вправо, то круто вверх. Я много раз останавливалась, отдыхала, смотрела на осеннюю пожухлую траву на горе и снова продолжала путь. От такого подъема сердце билось в висках,  у меня жутко начала болеть голова.

 Неожиданно лестница закончилась, а вершина горы еще была высоко. И я принялась  карабкаться наверх. «Да какой дурак сюда полезет, чтобы приборохлиться? - ворчала я и уже смеялась над собой, - Ну я и лезу! Дурочка! Ладно, уже почти пришла».

 На горизонте показалось несколько  одиноких пятиэтажек. Они стояли друг за дружкой, слегка касаясь углами.  «Тропинка» привела меня к крайней пятиэтажке. Здание походило на общежитие, в нем зияли широкие однотипные окна без стекол. Балконов не было.

«Наверное, жутковато и как-то диковато жить здесь», - думала я в поисках хоть какого-нибудь прохожего, чтобы спросить про вещевой магазин. Но на улице никого не было, только порывистый ветер хозяйничал здесь. Он мне сильно мешал: обдавал холодом, сушил глаза.  Но я не отчаивалась и шла во двор следующей пятиэтажки.

И вот мне повезло! Из подъезда  соседнего  здания вышел моложавый старик  в шляпе и черном пальто. Он направился в противоположную сторону.  Старик  шел так резво, что мне пришлось окликнуть его:

 - Постойте! Вы не могли бы мне помочь?!

Пожилой человек  резко остановился, услышав мой возглас. Видимо, он не ожидал увидеть здесь человека. Его необычно круглые глаза и слегка приоткрытый рот выдавали неподдельный испуг. От этого я  почувствовала себя неловко и решила поскорее заговорить с одиноким прохожим:

 - Я ищу магазин. Там, говорят, продают дешевые вещи. Вы что-нибудь знаете о таком магазине?

 Старик пристально всматривался в меня, ехидно сощурив глаза. Такая злая ирония меня серьезно смутила. Почувствовала, что во мне уже поднималось раздражение к прохожему.
 
- И вы туда же. Вещи-вещи, - произнес он так убедительно грустно, что мое раздражение сразу же  куда-то улетучилось. Я даже на секунду засомневалась: а нужны ли мне эти вещи? Но вспомнив, какой я проделала путь ради них, тут же  продолжила «допрос»:

- Вы лучше скажите, знаете ли, где находится этот магазин или нет? Ваши советы мне не особо нужны сейчас. Мне вещи нужны!

 Старик вздохнул, опустил  глаза и замолчал.

 Я решила не терять времени на эту «живую статую» и отправилась в следующий двор.

- Даже если вы и найдете тот магазин, в него вы не зайдете! – внезапно крикнул старик мне вслед.

«Да что ж за магазин-то такой  ищу? Нет, теперь я уже обязана его найти и побывать там!», - размышляла я и настойчиво шла к последней пятиэтажке.

Наконец, у входа в крайний подъезд последнего обшарпанного здания показался манекен, демонстрирующий черное вечернее платье.

«Наверное, там мой магазин!» - и ноги быстро понесли меня туда.

 Приблизившись, я увидела необычную картину: от торжественного манекена в подъезд не пригожей для глаза пятиэтажки вела парадная мраморная дорожка с двумя-тремя ступеньками. Мрамор был неожиданного бежевого цвета. Красивая тропинка  звала меня в волшебный магазин! Я это почувствовала и с неподдельным трепетом пошла по холодному мрамору теплого цвета.

 Парадная дорожка манила внутрь! Меня встречали фигуры-манекены в платьях, костюмах, на них выпячивались ценники. «Вот где не нужно искать цену товара! Здесь все честно показано», - думала я, радуясь каждому своему шагу в бутик. Мне хотелось наслаждаться этим моментом,  неторопливо рассматривала наряды на каждом манекене и думала: «Если здесь, у входа, так торжественно красиво, то, что же ждет меня внутри магазина?». И я в предвкушении шла вперед.

 Чуть дальше красовались уже крутящиеся манекены-фигуры. Теперь они стояли друг от друга на довольно приличном расстоянии, так что я могла как следует разглядеть демонстрационные наряды. Свет здесь, на мраморной дорожке внутри здания, был слегка приглушенным. Он выглядывал из-под манекенов, от этого создавалось такое ощущение, что крутящиеся фигуры парят в воздухе.
 
Теперь я заходила в какую-то сказку. Чувство реальности пропало, голова немного кружилась, и я, доверяя ногам и глазам, тихонько шла вперед.

 Одно летящее легкое платье на манекене мне  особенно понравилось. Подошла к нему поближе. Шелковый  наряд – чудо! Он  сиял бирюзой! Множество складок, подчеркнутая талия, объемные рукава с широкими манжетами! «Какой милый фасон.  Вот только зачем здесь шарф непонятного цвета? Эти вещи  совсем не сочетаются!» - бормотала я, когда подходила ближе к приглянувшемуся наряду.

 Наконец,  осмелилась дотронуться до платья. Бирюзовый шелк поцеловал мои руки. Как приятно. Мне так и хотелось убрать  отсюда этот жуткий шарф. Он мешал не только глазу, но и тактильному ощущению: шарф оказался шерстяным.  Это  уж совсем  ни в какие ворота: шелк рядом с шерстью такой грубой вязки! И я принялась снимать бесцветный тяжелый шарф с легкого приятного платья, как вдруг! Увидела огромную дырку на шарфе! Вот этого я никак не ожидала здесь увидеть!

- Что?! Дырка?!

 Я отскочила. Снова подошла к наряду. Теперь мне уже было интересно детально рассмотреть  и платье.  На нем оказалось много пятен от кофе или чая! Дырявый шарф просто напросто прикрывал их. Возмущение во мне начинало вскипать:

 - Потрясающе! – учащался мой пульс, когда  глаза  в  очередной раз  натыкались на  пятно, - И сколько же стоит «такая красота»?
 
 Взглянула на ценник. И здесь удивлению моему не было предела. Цены не было совсем! На этих ношенных вещах висели пустые бумажки!

- Вот так «подешевле»! Да наряды-то эти и гроша ломанного не стоят! - закричала я на весь парадный коридор.

 Мне так хотелось, чтобы кто-нибудь услышал мой крик. Но здесь я была в гордом одиночестве. Все мое тело кипело от возмущения:

 - Я добиралась сюда ради обносок?!

 Все же злодейка-надежда вела меня от манекена к манекену в поисках нового, не ношенного,  платья. Но с каждым таким «шагом» демонстрационные наряды становились все старее и старее.

 Наконец, я остановилась. Дальше парадная тропинка не освещалась, и вход в магазин уже нужно было искать на ощупь, если он вообще существовал, этот магазин!

 Меня неимоверно потянуло назад. Тут-то я и вспомнила слова прохожего старика: « Если даже вы найдете вход в магазин, внутрь вы не зайдете».

- Да, старик был прав: внутрь  уже не хочу…

И я развернулась к парадной дорожке.  Но мысль о том, что я проделала такой трудный путь сюда зря, меня снова развернула лицом к темноте.

 И я решилась! Решилась идти до конца! Мне нужно было зайти, наконец, в этот чертов магазин!

 Пробираться в слепую было неприятно и жутко. Осторожно ногами нащупывала твердый пол, с растопыренными руками искала стены, которых, кажется, и  не было здесь.

 В конце концов, разглядела очертание узкой двери благодаря тусклому свету, пробивающемуся сквозь дверные щели.

 - Та-дааам! Вот и вход. Пришла! – прошептала я, почувствовав страшное волнение.

 Набравшись смелости, открыла маленькую дверь.  Внезапно меня оглушил звон нескольких колокольчиков, висящих на входе.

 Я оказалась в тесном пространстве, где с потолка до самого пола, практически друг на друге, висели разные вещи: детские, мужские, женские… Их было невероятно много. Мне даже некуда было ступить: уже в нескольких шагах от входа были разложены какие-то тряпки.

 Я принялась внимательно рассматривать коморку под звон утихающих колокольчиков. Ни на одну вещь не падал глаз. Уж больно не ухоженной была здесь одежда: мятая, потускневшая, местами порванная… Видимо, в магазине не было окон, и это тесное помещение совсем не проветривалось. Запах в этой кладовке был спертым. Хотелось побыстрее выйти отсюда  на свежий воздух. Мне стало до слез скучно и душно здесь.

 «И ради этого я сюда шла?» - глубокое разочарование говорило внутри меня.

 Резко повернулась к двери, уже взялась за липкую ручку, как вдруг услышала жуткий голос:

- Ничего не вы-ы-брали? Уходите с пустыми рука-а-ми? Не хорошо-о-о.

 Голос был каким-то загробным, магически запоминающимся, даже сказочным. Казалось, что ко мне обратилась сама Баба Яга.

 Я оцепенела.  Дверь была рядом, выбежать бы отсюда и без оглядки нестись вниз, в привычный мир маленького городка! Но когда испытываешь сильный страх, стоишь, как вкопанный, и ничего не можешь  с собой поделать. Так и сейчас: я остановилась, словно загипнотизированная, и ни туда, ни сюда.

 - Посмотри-и-те еще. Может, что и вы-ы-берете, - продолжал скрипеть голос.

 Мурашки пробежали по всему моему телу и сконцентрировались на  коже головы, от этого  волосы  поднялись, уши  тоже потянулись куда-то вверх. Мне невероятно страшно было поворачиваться, но  чувствовала, что это сейчас было бы безопасным для меня. И я осмелилась – оглянулась! 

 Никого не было. За сегодняшний день со мной приключилось столько странностей, что я даже начала  привыкать к голосу из ни от куда.  Нервно стала искать глазами Бабу Ягу, но всюду были только старые вещи.

 - А что вы можете мне предложить? – решилась я спросить ее, рискнув увидеть эту неприятную старуху,  и  при этом быстро «шарила глазами» по всей коморке в поисках  загадочной продавщицы.

- Я ничего-о не предлага-аю , са-а-ми выбира-а-йте, - доносилось откуда-то снизу.

- Так у вас тут нет ничего, - и я еще раз окинула взглядом горы тряпок, - То есть нет ничего нового, не ношенного.

- Хи-хи-хи, - злорадно проскрипел  голос теперь уже слева прямо за толстым мужским пиджаком, - Не-е-ет таки-их веще-ей.

- Ну, значит, я ничего не буду у вас покупать.

 В ответ последовало молчание. Видимо, старухе уже было безразлично, куплю я у нее что-нибудь или нет. За мужским пиджаком был какой-то дополнительный источник света. Я неуверенно, но потихоньку приближалась к подсвеченной грубой одежде. Постепенно передо мной «нарисовалась» целая вещевая стена, за ней-то и сидела на стуле писклявая Баба Яга.  Старуха смотрела телевизор без звука (наверное, она выключила звук, как только услышала звон колокольчиков).

 « Может, она увлеченно смотрит телевизор и не услышала моих последних слов?» -  уже начинала я понимать,  где и с кем нахожусь.

- Вы меня слышите?

- Да слы-ы-шу - слы-ы-шу, - пробурчала продавщица уже рядом.

- Покупать я ничего не буду!

- Ну и зря-а-а.

- У вас нет новых вещей!

- Их нигде-е нет. Хи-хи-хи.

- В других магазинах есть!

- Хи-хи-хи.

Наконец, я приблизилась и уже вплотную стояла с мужским пиджаком, за ним сразу сидела старуха. Одно мое движение – и я увижу ее! Но мне по-прежнему было очень страшно встретиться с ней глазами, поэтому все продолжала расспрашивать:

- А что такого смешного я сказала?

- Разве ты (теперь уже на «ты») не зна-а-ешь, что ве-е-щь, люба-а-я  вещь,  име-е-ет свою исто-о-рию?

- Ну да-а-а, - мямлила я, не понимая, к чему она ведет.

- Ве-е-щь  была-а  до-о  тебя-а-а,  оста-а-нется  и  по-о-сле  тебя-а-а.   И та-ак сно-о-ва  и  сно-о-ва  ве-ещь бу-у-дет  обраста-а-ть  исто-о-рией.

- Ну да…,  -  протяжные слова, сказанные будто из-под земли, заставили меня  задуматься,   -  Только это не может касаться одежды…

- Это каса-а-ется всего-о! – и скрипучий голос зазвучал громче уже на уровне моих глаз.

Значит, старуха встала. Она не дала мне переварить все сказанное  и на последней своей фразе («это касается всего!») резко отодвинула пиджак…

 Я не поверила собственным глазам! Казалось, что все несоответствия, встретившиеся мне за сегодняшний день (эхо в магазине, ретро-дама в бутике,  резвый старик, мрамор теплого цвета, шелковое бирюзовое платье с шерстяным шарфом… ) сошлись в ней – Старьевщице!!!

 Передо мной стояла молодая уставшая женщина. Ее лицо было настолько не запоминающимся и размытым, что я не сразу рассмотрела ее глаза. Они были какими-то бесцветными, сливались с бледной кожей лица, смотрели безразлично и мимо меня. Может быть, ее волосы немного выбивались из общей размытой картины:  взъерошенные, небрежно закрученные в пучок; хотя теперь я даже и не вспомню, какого они были цвета ( темного или светлого).

 «Как?! Как у такого яркого магического голоса может быть такой скучный, хоть и молодой,  носитель?», - я была, по меньшей мере, разочарована.

 Женщина, видимо, не в первый раз сталкиваясь с таким выражением лица у «приблудших» покупателей, безразлично вздохнула, взяла стул и села подальше от меня напротив телевизора. Она сделала эти движения на автомате, быстро, что-то бурча про себя.

- Что? – переспросила я ее, понемногу привыкая к блеклой внешности Старьевщицы.

- Ну тогда останьтесь ( теперь на «вы») зде-е-сь, - мне показалось, что и голос ее превращался в обыкновенный поток звуков.

- Зачем оставаться?! Для чего? – удивилась я глупому предложению.

- Работать останетесь. Меня подменять будете.

«Подменять? Работать? Сидеть среди старых вещей в замкнутом пространстве, наполненном спертым запахом, и смотреть телевизор? Нет уж, увольте», - хотелось ответить измученной продавщице, но что-то меня остановило так сказать.

- А что делать-то надо?

- Ничего особенного. Будете просто ждать… Ждать покупателей…

- И продавать?

- Ну, это как получится, - она зевнула и принялась равнодушно пялиться в телевизор.

- Какая скучная работа! Нет, я отказываюсь так проводить время,- наконец, осмелилась я отреагировать на «глупое» предложение.

- Жаль, - не отводя глаз от экрана телевизора, пробормотала Старьевщица,  - Значит, буду ждать другого. Кто-нибудь точно не откажет.

- Думаете?

- Уверена, -  она устало склонила голову набок и тут же уснула, сидя на стуле.

  Надо же! Ждет! И как долго она вот так ждет покупателей, замену..? Ей тут скучно, одиноко, как-то беспросветно… Да и этот воздух, такой спертый…Он тут давно не обновлялся. Эта женщина-Старьевщица дышит одним и тем же воздухом здесь уже много лет. Лишь новый покупатель – редкий гость в этой коморке – приносит маленькую порцию свежего воздуха и со звоном колокольчиков отдает ее на съедение жадного голодного магазина, а взамен получает лишь старую ношенную вещь…

Да нет-нет… Наверное, пришедший ничего здесь не берет…  Зачем ему старая, кем-то ношенная вещь?  И потом, Старьевщица сказала, что новых вещей и нет вовсе, значит, там, внизу, продаются вещи тоже старые, а мы думаем, что они новые?! Конечно! Нового нет! Новое – это наша иллюзия! Иллюзия!!! Все старое! Все чужое на нас, с нами!!!

 Вот в чем дело!

 Оказавшись здесь,  покупатель вовсе перестает быть покупателем… Он становится обладателем одной Тайны – Тайны Вещей! И роль Старьевщицы здесь отнюдь не потребительская, а, скорее, философская: она раскрывает Заплутавшим сюда эту Великую Тайну и ждет… Ждет следующего… Ей неважно уже, как человек будет жить с  Тайной. Это ее совсем не касается.

 И сейчас она, сделав свое дело, спит как ни в чем не бывало. А я?! Что теперь делать мне?! Я сейчас могу набрать здесь кучу вещей и идти назад… Но вот только справлюсь  ли я с этим грузом чужих судеб? Навряд ли… Да и  зачем мне этот груз вообще? И потом, я сама   так насдёвана! Чьи-то вещи сейчас на мне, а я и не знаю даже их последних носителей!

Казалось, что все непонятные пазлы моей жизни сошлись в одну большую картину с кучей Старых вещей, где нет меня! Нет! Нет! Нет!

Мне захотелось сорвать с себя всю одежду. Закружилась на месте, пытаясь снять что-то, но ничего не получалось. Так душно, жарко, тесно, невероятно тошно стало мне здесь!

 Я ринулась в темноту. Собственные вещи душили. Комок слез подступал к горлу. Хотелось плакать, но плакать  не могла, только тяжелые стоны вырывались из тела.

Вот и мраморная лестница. Теперь она была, как и полагается, холодной. Манекенов уже не было. Я пронеслась быстро по парадной дорожке и очутилась на улице.

Дневной свет немного отрезвил:  стала думать, куда нужно идти, чтобы спуститься в город. Где же бетонная лестница? «Да, нужно идти влево», - поскорее направилась к спуску.

Не помню, как очутилась на лестнице. Пришла в себя, когда уже практически спустилась. Оставалось несколько ступенек до тропинки, что вела к городским новым бутикам. Как тяжело дались мне эти ступеньки: каждый шаг отдавался во всем теле.

 В бутиках по-прежнему горел яркий свет. Там уже царило оживление. Десятки человек  выбирали себе нарядную одежду.

 Я, словно пьяная, обошла один бутик по уличной дорожке и зачарованно смотрела на покупателей. Я видела только одно: как они упоенно нагружали себя чем-то чужим, выбирая и покупая многочисленные  старые вещи.

  Одна молодая женщина стояла недалеко от меня и выбирала себе шубу. Ее ребенок заливался плачем на руках у мужа. Он  нервно трёс малыша. Но женщина продолжала свои поиски , несмотря на  уже хриплый детский плач да нервозность мужа. Покупательница всё никак не могла определиться с выбором нужной вещи. Наконец, мужчина  осмелился ее спросить:

- Ну, скоро ты?

- Ай, не могу выбрать! Понимаешь, мне нужна новая шуба, а здесь есть и старые вещи. Я ищу новую!  - и она стала быстро-быстро перебирать зимние наряды, - Да! Вот, нашла!

 Покупательница  схватила шубу и стремительно пошла к кассе. Удивленная такой зоркости, я побежала за женщиной, чтобы непременно сказать ей Правду про выбранную вещь. Уже сделала несколько шагов ей навстречу, но остановилась.

  Перед глазами всплыла  ненормальная старомодная Дама, что рассказала мне про Старые Вещи. Теперь той Дамой была я сама.  «Да, - размышляла я, - Обладательница «новой» шубы просто не поверит мне, как я когда-то не поверила той женщине (сейчас   поведение Ретро-Дамы стало таким понятным для меня). И потом, та Старомодная Особа где-то здесь. Она сделает свое дело, а я лучше пойду отсюда…».  И я бесцельно поплелась по улице, куда глаза глядят.

 Но образ той сумасшедшей  Дамы в магазине всё не выходил  из головы. Вспомнились  её слова, которые она крикнула  вслед, когда я отправилась к Старьевщице: «Если ты поднимешься и найдешь то место, то тебе, можно сказать, повезет!»

 И в каком же месте мне повезло? Что теперь вообще делать? Как носить любые вещи?

  Взгляд падал на прохожих. Все были одеты по-осеннему тепло. Кто-то был обмотан шарфом, кто-то кутался в высокий воротник пальто, и виднелся только помпончик серой шапки… Людей практически не было видно из-под одежды.

- Так меня закутали, что не знаю, тут ли я…, - шептала я в одежду строки из детского стихотворения. И эти строки без конца крутились в голове, нагоняя беспросветную тоску в груди. Захотелось рыдать, ныть, плакать, кричать…!

« И где была Я среди этих чужих вещей? Что было МОИМ? Как разобраться?» - повсюду звенели вопросы.

 Я чувствовала себя бесконечно потерянной. Руками закрывала лицо. Оно было каким-то влажным. Кажется, я плакала. По карманам стала искать носовой платок, чтобы вытереться, как вдруг увидела…

По лестнице прямо мне навстречу спускалась легко одетая бабушка с внучатами (мальчиком и девочкой). Они шли в летних белых майках и ярких синих шортах. Их лица были неподдельно счастливыми. Бабушка что-то воодушевленно рассказывала детям, и они заливались смехом.

 Их появление ослепило меня. Многие прохожие тоже не остались равнодушными, глядя на легко одетых людей в холодную осень. Кто-то даже крикнул:

- Не холодновато ли  вам, бабуля?

 Но бабуля с детьми не слышала и не видела ничего в округе. Она была увлечена смешным рассказом. Ребятишки тоже слышали и видели только бабушку. Трем собеседникам были не важны прохожие, время года… Им было хорошо в этой одежде, в это время, на этой улице… Они наслаждались общением друг друга.

 Я очарованно последовала за «голубыми шортиками» в обратном направлении. «Неужели так можно? Можно носить так мало вещей, не обращая внимания ни на какие слова, обстоятельства и слушать только своих детей  и быть  такой радостной и  свободной от чужого? Хорошо… Хорошо…», - все думала я, следуя за счастливыми.

 Они  свернули в ближайший киоск с игрушками. Я остановилась в ожидании. Мне не верилось до конца, что эта легко одетая  женщина настоящая. Но вот она  ходит, говорит, покупает игрушки детям… У нее уже какой-то другой уровень потребности. Ей важно, чтобы ее дети были свободными, а благодаря игрушкам они могли развиваться, расти естественно.
 
«Да… Бывает и так.  Легко, как им легко», - чувствовала, как и мне становилось легко с каждой такой мыслью. Дыхание было свободным: глубокий вдох и протяжный выдох. От кислорода закружилась голова… Закрыла глаза…
 
 А перед глазами вдруг возник образ: мои дети с грустными лицами! Наздёванные, по-зимнему укутанные сейчас в детском садике!
«Бежать! Скорее в садик!» - и я сорвалась с места и понеслась вверх по лестнице (откуда только что спускалась бабушка в летних шортиках со счастливыми детьми), чтобы раздеть как можно быстрее своих печальных детей.