Белла и черный Кот

Гала Грициани
Я воспеваю великую радость тебя воспевать,
Великую радость тобой обладать или не обладать тобою,
Радость пою, с которой тебя ожидаю, чистоту, в которой тебя узнаю,
Ты отменяешь забвенье, надежду, незнанье,
Отменяешь отсутствие и рождаешь меня на свет,
Я пою, чтобы петь, я люблю тебя, чтобы петь
Тайну, в которой любовь меня создает и себя выпускает на волю.
Ты чиста, ты еще чище, чем я.
                Поль Элюар

Музыка Олафур Арналдс «Tomorrow’s Song».

-1-

Белла решила умереть в четверг. Она не стала резать вены, потому что боялась крови, не повесилась, так как не хотела, чтобы мама нашла её уродливо свисающей с потолка. С моста в реку Белла тоже не бросилась, хотя это был бы беспроигрышный вариант, ведь плавать девушка не умела. Но она безумно боялась высоты и не могла допустить даже мысли о том, что окажется за перилами - ей не хотелось упасть в обморок задолго до того, как она разрешит самой себе прыгнуть. Белла выбрала снотворное.
Ровно в полночь она выключила во всех комнатах свет, оставив лишь небольшую лампу на письменном столе Поля. Он, как и прежде, был завален бумагами, справа стояла кружка с остывшим кофе, слева – деревянная рамка с её, Беллы, фотографией десятилетней давности. На ней было простое льняное платье и широкополая шляпа, из-под которой струились темные волосы. На лице девушки сияла широкая счастливая улыбка. Она смотрела прямо в объектив камеры, за которой прятался Поль.
Затем Белла подошла к стеллажу с дисками, выбрала его любимый, один из альбомов известного исландского композитора, поставила в проигрыватель, задержалась на минуту, вздыхая и прислушиваясь, пока первые аккорды фортепианной музыки наполняли комнату.
Она села в любимое кожаное кресло Поля, коснулась кончиками пальцев коричневой шероховатой потертости и улыбнулась, вспомнив, сколько раз просила выбросить его и купить новое. Белла поставила перед собой стакан с водой, разложила пачки со снотворным и принялась извлекать таблетки, выкладывая одну за другой на стол.
Когда дело было сделано, она неторопливо и тщательно запивая водой, проглотила все до одной, и принялась ждать. Ни на чем долго не задерживаясь, Белла медленно обводила комнату взглядом: торшер в углу, рядом с ним глубокое мягкое кресло, в котором любила сидеть часами, подобрав под себя ноги и читая книгу. В шаге от него, рядом с окном стояло фортепиано, оно досталось Белле от бабушки Беатрис вместе с историей о том, что даже в годы немецкой оккупации, когда семья жила впроголодь,  никому не пришло в голову продать его. Инструмент был старым и часто ломался, на поверхности во многих местах посветлел лак, но девушка по-прежнему время от времени играла на нем, чтобы, как говаривала бабушка, помнил её руки.
Поль любил слушать игру Беллы, обычно он садился на подоконник и смотрел на улицу, размышляя. В эти минуты он придумывал сюжеты своих книг. Эта способность Поля из ничего, казалось бы, на пустом месте создать историю чьей-то жизни всегда поражала девушку. С самого детства она заворожено слушала его приключенческие рассказы и была тем человеком, которому Поль позволил прочесть рукопись первого романа.
Где-то внизу хлопнула входная дверь, и послышался лай собаки. Это мадам Кессель, мучившаяся бессонницей, вернулась с поздней прогулки и направилась в свою квартиру этажом выше.
Белла зевнула. Она плохо спала с того дня, как Поль в последний раз попал в госпиталь. Девушка беспомощно сидела у больничной койки и отчаянно молилась, прислушиваясь к его неровному дыханию. Она боялась заснуть и, проснувшись утром, обнаружить, что его нет больше, потому что каждый новый приступ был все тяжелее и мог стать последним. Она так и не научилась спокойно наблюдать за тем, как в него втыкают иголки, не привыкла к запахам больниц и по-прежнему отказывалась смириться. А врачи между тем раз за разом разводили руками.
Врачи присутствовали в их жизни всегда. Никто им не удивлялся, но никто особенно и не любил. Они были словно дальние родственники, которых видишь обычно на больших семейных торжествах, они не меняются с годами, рассказывают все те же истории о том, как в младенчестве, на своих крестинах ты намочил их парадный костюм или новое дорогое платье, и все говорят и говорят. Иногда они просто ужасны, но ничего не поделаешь - родня.

-2-

У Беллы не осталось никого, кроме мамы. В двухтысячном году, за неделю до своего восемьдесят пятого дня рождения бабушка Беатрис, ни разу в жизни до того не болевшая и угрожавшая дожить до ста лет, умерла от инфаркта. Сильная и независимая, она обладала множеством достоинств, среди которых не нашлось уживчивости, потому замужем женщина никогда не была. Если Беатрис об этом и жалела, то не подавала виду. Большинство мужчин попросту не приближались к ней, боясь быть отвергнутыми.  Родив в тридцать лет единственного ребенка, дочь Эллен, она прошла процедуру стерилизации, чтобы ничего подобного с ней никогда больше не случилось. Она неприлично коротко остригла свои волнистые светлые волосы и впервые в жизни надела брюки.
Эллен не знала отца, он был солдатом союзных войск и вернулся на родину незадолго до конца Второй мировой войны, не оставив даже прощальной записки, поэтому Беатрис почти о нем не говорила и не любила вопросов. Спорить с матерью было себе дороже, и Эллен, не обладавшая твердостью её характера, довольствовалась описанием «подлец и предатель». Вкусив все прелести без отцовского существования, она поклялась, во что бы то ни стало, выйти замуж. У её детей будет отец! С замужеством у белокурой красавицы проблем не возникло, сразу после выпускного бала школы ей сделал предложение соседский паренёк, чья семья держала итальянский ресторан неподалеку от их дома.  Спустя год родился старший брат Беллы, Венсан. Роды были настолько тяжелыми, что Эллен едва не умерла и, как сказали врачи, лишилась возможности иметь детей.
Впервые она застала мужа с другой женщиной в собственной постели спустя пять лет. Разумеется, она простила его. И прощала бы бесконечно, но после восемнадцати лет брака, отправив сына в колледж, он сбежал со своей секретаршей, прихватив все сбережения и драгоценности Эллен.
- Как ты можешь хотеть его вернуть? – кричала Беатрис дочери, - Да я убила бы подонка!
- Мама, я беременна, - заливаясь слезами, отвечала Эллен.
Спустя семь месяцев родилась Белла. А в день её семилетия в автомобильной аварии погиб Венсан.

-3-

Белла не была на похоронах брата. Бабушка Беатрис посчитала, что это событие может её сильно травмировать, так как девочка безумно любила Венсана, он был её другом, её отцом, её героем.
- Эй, малявка! Где ты? – кричал он на весь дом, едва переступив порог, и маленькая Белла неслась через всю  гостиную, бросалась в его объятия, заливаясь радостным смехом, обнимала за шею и прижималась своей нежной щечкой к его колючей, заросшей темной щетиной, щеке.
Венсан мог часами возиться с сестрой, рядом с ней он снова становился ребенком. Эллен наблюдала за тем, как её дети носились по дому, разбрасывая вещи, кричали, переодевались в  индейцев и строили космические корабли из мебели и одеял. Она недовольно ворчала на них, и тогда они бросались к ней и начинали щекотать. Все трое валились на пол и бесконечно хохотали.
Белла не понимала, что случилось, почему мама вдруг осунулась и поседела, почему бабушка ни на минуту от неё не отходит, а оставаясь одна, беззвучно шевелит губами, даже не пытаясь скрыть слезы. И главное, Белла никак не могла понять, почему она больше никогда не увидит брата.
В тот день её привели в незнакомый дом и оставили там на весь день. Девочка сидела в кресле, не шевелясь, с прямой спиной, как учила её мама. В комнату вошел незнакомый мальчик. У него были длинные, даже слишком, светлые волосы и зеленые глаза.
- Тебя зовут Белла? – спросил он, подойдя ближе.
- Да, - негромко ответила она.
- А меня - Поль, - гордо представился он, протягивая руку, - Поль Гриндель.
- Почему у тебя длинные волосы, - спросила Белла, сжимая его ладонь, - разве в школу с такими пускают?
- А я не хожу в школу, - с вызовом ответил он.
- Почему? – удивилась Белла.
- Почему-почему, - возмутился было мальчик, но внезапно остановился, посмотрел на неё хитро и сказал, - а тебе можно доверять?
- Конечно, - не задумываясь, ответила она.
- Тогда слушай, - он сел в соседнее кресло, - я учусь в специальной школе…
- Специальной? – повторила Белла.
- Да, - кивнул он и добавил, - для шпионов. Слышала про агента 007?

-4-

Белла решила, что на улице начался дождь, когда послышалось негромкое постукивание по стеклу. Она посмотрела в окно, рассчитывая увидеть капли дождя, стекающие тонкими струйками на подоконник, но, к удивлению девушки, дождя за окном не оказалось. На темном небе не было ни облачка, лишь прямо посередине неестественно ярко сияла полная луна, а на подоконнике по ту сторону окна сидел огромный черный кот и стучал лапой по стеклу.
Такого громадного кота Белла ни разу в жизни не видела. А он между тем продолжал стучать, требуя, чтобы она его впустила. Не помня себя, на ватных ногах девушка подошла к окну и открыла одну створку. Кот с завидной проворностью нырнул в комнату и уселся на внутренней стороне подоконника, а когда она закрыла окно, внезапно сказал:
- Белла, не делай этого!
Она едва не грохнулась в обморок. Девушка несколько секунд потрясенно смотрела на животное, не веря своим ушам. «Видимо у меня начались галлюцинации», - решила она, но в это мгновение Кот заговорил вновь:
- Белла, это я, Поль!
У неё невозможно расширились глаза. Белла попятилась назад, пока не упала в кресло. А он между тем продолжал:
- Знаю, что ты чувствуешь сейчас, поверишь ли, я и сам ни мало был шокирован – кот, ну, не шутка ли.
Он нервно рассмеялся.
«Это кот сейчас смеется? – подумала Белла, - да я спятила совсем!»
- Белла, мне очень нужно, чтобы ты мне поверила, - с мольбой в голосе проговорил Кот.
- Я не могу, - ответила девушка.
- Но это действительно я, - сказал он, - и готов это доказать. Спроси меня о чем-нибудь, что знаем только я и ты.
Белла не ответила. Она молча смотрела на него широко распахнутыми глазами, качая головой.
- Ну, хорошо, - он вздохнул, помолчал несколько секунд, затем продолжил, задумчиво глядя куда-то поверх её головы, - тогда я сам расскажу…

-5-

- Мы познакомились в день похорон твоего брата Венсана. Помнишь тот день? Тебе было семь, а мне - десять, и ты искренне поверила в то, что я учусь в шпионской школе.
Белла невольно улыбнулась своему воспоминанию.
- Я не хотел, чтобы ты знала о моей болезни, - Кот будто бы поморщился, - о том, что почти всю свою жизнь я провел в больнице и, едва ее покинув, оказался практически запертым дома. У меня не было друзей, поэтому никто ко мне не приходил. Пару раз родители приглашали домой соседских детей. Им рассказали о мальчике, который сильно болен и скоро умрет, поэтому нужно с ним дружить. Я не хотел, чтобы со мной общались по принуждению.
Он ненадолго умолк. А Белла вспомнила о том дне, когда мама поведала ей о болезни Поля.
- У него больное сердце, - сказала она, - но ему очень повезло.
- Почему? – спросила Белла.
-  Потому что у Поля с самого рождения опухоль, которую нельзя вырезать. Обычно дети с такой опухолью рано умирают, а он не умер.
Когда Белла в следующий раз увидела своего нового знакомого, она уже знала о предстоящей поездке в клинику на лечение.
- Я возвращаюсь в шпионскую школу, - сказал он.
- Надолго? – спросила девочка.
- Точно не знаю, - наиграно равнодушно проговорил мальчик, не глядя на неё, - но я позвоню тебе, когда приеду на каникулы. Ты ведь придешь ко мне, когда я вернусь?
В его вопросе прозвучало столько надежды, что Белла, не задумываясь, ответила:
- Конечно!
Так началась их дружба.
Поль возвращался домой измученным, бледным и худым. Когда ему становилось лучше, он звонил Белле и она сразу же приезжала. Мальчик рассказывал о своих приключениях и шпионских операциях, в которых участвовал, о странах, в которых бывал. Белла восхищенно слушала те истории, каждый раз поражаясь силе его фантазии. Когда Поль уезжал, она невыносимо скучала, не находя себе места.
Но однажды она все испортила. От бабушки Белла узнала о возвращении Поля из клиники. Не дождавшись его звонка, она поехала к Гринделям. Поль сидел в саду, укутанный пледом, хотя на улице было по-весеннему тепло и совсем не обрадовался её приходу.
- Откуда ты узнала? – зло спросил он.
- Бабушка сказала, - ответила Белла, - я так рада тебя видеть.
- И что еще она тебе сказала? – прищурившись, спросил он, - что еще ты знаешь?
- Ничего, - соврала Белла.
Она могла вообще не говорить - он прочел ответ в её глазах.
- Уходи, - коротко ответил он, отвернувшись.
- Пожалуйста, Поль, - умоляюще проговорила девочка.
- Я не нуждаюсь в твоей жалости, Белла, - ответил он, - не приходи больше.
- Но я не жалею тебя, - сказала она, - ты - мой лучший друг!
- Это неправда! – отрезал Поль непривычно громко.
Крик отнял у него все силы, и на последнем звуке он почти охрип.
- Я тебе не друг!
- Поль!
- Убирайся! 
Внезапно лицо мальчика стало серым, он начал задыхаться и потерял сознание. Белла кричала так, что спустя несколько секунд прибежали его родители. Поль едва не умер в тот день. Поэтому все дальнейшие попытки встретиться с ним были обречены на провал. Ни Поль, ни его родители Белле с тех пор были не рады.
В следующий раз они встретились несколько лет спустя на похоронах Беатрис.

-6-

- Ты даже не взглянула на меня, - сказал Кот, вздыхая и потирая черную морду лапой.
- Я была раздавлена горем, - Белла не заметила, как стала говорить с ним.
В тот день она стояла рядом с мамой, глядя сквозь проходящих мимо людей, отказываясь верить в случившееся. Со дня смерти Венсана день её рождения был в их семье траурной датой. И вот таких дат стало две.
- А я подумал тогда, что ты прекрасна, - печально проговорил он, - и я был рад, я был просто счастлив, когда ты позвонила, а затем пришла.
Белла не хотела ему звонить. Слишком долго и тяжело она забывала их дружбу и, в конце концов, заставила себя разозлиться на Поля, на его истории, на хлесткие слова последней встречи. Однако мама настаивала на звонке, а Белле не хотелось огорчать её. Со дня смерти бабушки девушка возложила на себя обязанность быть опорой матери, она стойко вынесла похороны, истерики и последовавшую за ними апатию Эллен, её нежелание возвращаться к нормальной жизни. Белла так и не оплакала Беатрис, в её сердце она продолжала жить, будто бы ничего не случилось, будто в любую минуту бабушка могла появиться из своей спальни, ворча о происках политиканов и разыскивая забытые на кофейном столике сигареты.
Ни разу с момента получения известия о смерти Беатрис, девушка не позволила себе заплакать. Но, едва увидев Поля и услышав его первое робкое приветствие, разрыдалась. Он неуклюже обнял её за плечи. Они бесконечно долго стояли в саду, обнявшись. Поль гладил её волосы, шептал слова утешения, которых она не понимала, но чувствовала, что сказаны они с нежностью и заботой, отчего ей становилось спокойно и тепло на душе. Белла не знала, кто кого поцеловал первым. Это произошло так естественно, будто бы они были рождены целоваться в тени ветвей.
Они оторвались друг от друга на одно лишь мгновение, чтобы перевести дыхание, чтобы увидеть свое отражение в глазах другого, чтобы увидеть истину, ту истину, что была дарована им в момент первой встречи.
- Белла, нет! – внезапно отрезвев, воскликнул Поль, - мы не можем…
Она ничего не ответила, лишь потрясенно смотрела на него несколько секунд, затем развернулась на каблуках и бросилась прочь из сада, думая о том, как унизительно и больно ей было в тот момент.
Поль догнал её возле калитки. Бледный и запыхавшийся, он едва мог говорить:
- Ты не правильно меня поняла!
- Я все правильно поняла, - похолодевшим голосом ответила девушка, - извини, что побеспокоила, и передай мои извинения родителям – я не смогу остаться на обед, как обещала.
- Нет! Нет! Нет! – воскликнул он срывающимся голосом, - не уходи так!
- Пожалуйста, не нервничай, Поль, это вредно для твоего сердца, - уже спокойно добавила Белла, - мне пора.
Она повернулась, чтобы уйти, когда позади послышалось негромкое:
 - Я люблю тебя.
Девушка остановилась, затем медленно, очень медленно повернулась к нему.
- Но я болен и могу умереть в любую минуту, я не пара тебе, - начал он, но Белла прервала его монолог поцелуем.

-7-

- Мне было все равно, что весь мир считал нас сумасшедшими, - сказал Кот, - день нашей свадьбы стал самым невероятным и счастливым в моей жизни.
Белла помнила каждую минуту того дня, свое белоснежное платье и широкую улыбку Поля, когда она вошла в церковь и двинулась в направлении алтаря, сопровождаемая матерью. К тому моменту Эллен оправилась от шока, перестала уговаривать дочь одуматься и не обрекать себя на участь сиделки при смертельно больном муже, она смирилась с решением Беллы и позже, увидев с какой нежностью и любовью смотрит на неё Поль, дала молодым людям свое благословение.
Они провели медовый месяц в доме у моря, в полном уединении, часами гуляя вдоль береговой линии. Перед поездкой Белла подарила мужу фотоаппарат, с которым он не расставался ни на минуту, стремясь запечатлеть каждое, наполненное любовью и счастьем, мгновение их совместной жизни. Они договорились не думать о времени, что отведено их любви, не омрачать годы супружества ожиданием конца, который мог наступить в любую минуту.

-8-

Поль прожил еще десять лет.
За эти годы он написал, а она первой прочла три книги.
В тот день они узнали о том, что Полю присуждена крупная литературная премия. Кроме того, агент порадовал новостью - одна из киностудий заинтересована в приобретении прав на его последнюю книгу. Поль решил открыть бутылку шампанского. Белла отправилась на кухню за бокалами, а вернувшись спустя минуту, обнаружила бездыханное тело мужа возле письменного стола. Открытая бутылка лежала рядом, шампанское медленно растекалось по полу.

-9-

- Я очнулся и понял, что стал животным, - проговорил Кот, - но я помнил все о своей прошлой жизни. Я оказался в Индии и поначалу не знал, как поступить. Разве мог я прийти к тебе? Говорящий кот… Привет, я - твой муж Поль…
Он скорчил рожицу.
- Но я чувствовал, что должен. Я должен был увидеть тебя.
- Но как ты добрался из Индии?
- Корабельный кот, - хмыкнул он в ответ, - потом были поезда, грузовики. Все это время я провел в дороге, а когда пришел, понял, что ты решила свести счеты с жизнью. Должен сказать, это не то, на что я рассчитывал.
- Мне тебя не хватало, - прошептала Белла, - так сильно… так больно…
- Я знаю, любимая. Но это не выход, - проговорил Кот.
- Я не хотела жить без тебя, Поль, - ответила девушка, слезы медленно катились по её щекам, - не знала, как… зачем…
- Мне кажется, я смогу ответить на этот вопрос, - ответил он, спрыгивая с подоконника и приближаясь, - ты слышала когда-нибудь о способности кошек чувствовать изменения в организме человека?
- Да, - ответила она, не понимая, к чему он клонит.
- Одно такое изменение я почувствовал, едва ты открыла окно, - ответил Кот, запрыгивая на письменный стол, возле которого сидела Белла, - и чем дольше я нахожусь рядом с тобой, тем отчетливее это ощущение.
- О чем ты говоришь? – спросила она.
- Ты беременна, - сказал он, глядя ей прямо в глаза.
- Нет, - покачала головой девушка, - это невозможно, доктор сказал…
- Ты беременна, - перебил её Кот, - это абсолютно точно, можешь мне поверить.
- Но как?
- Видимо, наша любовь оказалась сильнее болезни, - в его голосе послышались нотки гордости, - и смерти она тоже сильнее. Мне кажется теперь, что не случайно я сохранил воспоминания о прошлом. Я должен был прийти сюда, чтобы спасти жизнь своей любимой и нашему ребенку.
Он приблизился к телефонному аппарату, стоявшему на том же столе, и добавил:
- А теперь ты должна поднять трубку, набрать номер службы спасения и рассказать о том, что сделала.
Белла несколько секунд молча смотрела на него, затем сняла телефонную трубку. На другом конце провода ответили почти сразу. Она сделала глубокий вдох и, не отрывая взгляда от Поля, проговорила:
- Меня зовут Белла Гриндель, я выпила снотворное, много снотворного, пожалуйста, помогите мне…

-10-

Эллен, подпевая радиоприемнику, хлопотала по кухне. В доме вкусно пахло спагетти.
- Дорогая, какой чай ты хочешь? – спросила она у дочери, выходя на террасу.
С моря дул легкий освежающий бриз. Белла с ногами устроилась на диванчике, в одной руке она держала томик стихов.
- Зеленый с жасмином, - улыбнувшись, ответила она, поднимая голову от книги.
- Ужин будет готов через пять минут, - сказала Эллен, подойдя ближе и целуя её в макушку, - надеюсь, ты успела проголодаться?
- Готова съесть слона, - с энтузиазмом ответила девушка, поглаживая свой заметно округлившийся живот, - а ты?
Большой черный Кот, лежавший у её ног, согласно мяукнул в ответ.
Эллен улыбнулась и поспешила на кухню, а Белла вернулась к чтению.

Глухими тропами, среди густой травы,
Уйду бродить я голубыми вечерами;
Коснется ветер непокрытой головы,
И свежесть чувствовать я буду под ногами.
Мне бесконечная любовь наполнит грудь.
Но буду я молчать и все слова забуду.
Я, как цыган, уйду - все дальше, дальше в путь!
И словно с женщиной, с Природой счастлив буду.

                Артюр Рембо

Посвящается Белле.
30.11-22.12.2013 (последняя правка 05.04.2014)