Голуби нашего детства. От автора

Анатолий Колисниченко
        «А я хочу, хочу опять по крышам бегать голубей гонять…». 


     Воспоминания детства, порой окутаны каким-то приятным  таинственным флёром, не хватит никаких денег вернуть прошлое, лишь наша память способна воскресить желанные места, оживить давно забытое время, а стая николаевских голубей,  парящая в  небесной синеве, вернёт нас в незабываемое бесшабашное детство.
    
     За многовековую историю развития человечества, люди и голуби всегда обитали рядом, человек осваивал новые плодородные земли, голубь летел за ним. Рукотворные фигурки голубей, археологи находили в культурных слоях многих цивилизаций.
     Наши предки верили, что голуби это людские души, возвратившиеся на землю в обличии птиц.
    Задолго до появления письменности, религиозно почитаемые посланники богов - голуби у многих народов мира слыли оберегом и символом миролюбия, людской добродетели, преданности друг дружке, любви и плодовитости.
    В былинах и песнях славянских народов, дошедших до наших дней, повествуется как девушка, спасаясь от бесчестия,  превращалась в белую голубку – символ непорочности.
    В одном из самых ранних письменных посланий Древней Руси «Повести временных лет» описаны  события, в которых княжна Ольга использовала голубей и воробьёв, как огненное оружие возмездия  для усмирения восставших древлян. На столь бессердечный поступок княжну подвигло желание отомстить за смерть любимого мужа, а преданность голубей родному гнезду привели к гибели укреплённого поселения людей.

  Старославянское слово голуби за тысячи лет не претерпело изменений,  и не требует особых пояснений, у всех славянских народов оно обозначает, головами любят – целуются.

 Взаимная любовь, равноправная забота о своём потомстве - основные качества голубя, роднящие  его с человеком, но в наше время такое соседство  стало настолько обыденным, что люди перестали обращать внимание на этих божественных  особ.   
 

       Иной раз мы удивлённым взглядом провожаем человека, выгуливающего четвероногого друга до такой степени похожего на хозяина, что вызывает усмешку. В отличие от собаководства  в голубеводстве подобное сходство встречается крайне редко, предпочтение той или иной породе голубей зависит от уровня  жизни населения,  опыта конкретного голубевода и географического положения местности.

        Интерес жителя  туманного Альбиона к жукам увенчался открытием теории «Происхождения видов» только благодаря фанатичному увлечению юного Дарвина. Сколько шума наделала эта теория в науке, перевернув догматическое представление о неизменности видов, а сегодня продвинутый подросток способен без особых затруднений объяснить эволюцию сизого голубя, собиравшего остатки семян растений у пещеры первобытного человека.

        Изменяя экстерьер голубя, структуру и колер пера, добиваясь необычного тембра пения, оперенности ног, человеческая фантазия привела простого скального голубя к феерическому разнообразию пород.  В настоящее время в мире насчитывается  примерно 700 пород голубей,  официально зарегистрированных в клубах, количество же разводимых  голубеводами - любителями в «медвежьих углах», никто и никогда не пытался подсчитать.
   
       Собственно в таких поселениях при близкородственном  скрещивании и зарождались  ростки новых видов, появлялись  на свет уникальные  голуби,  по внешним признакам, далеко ушедшие  от диких прародителей. Увлечение голубями в наше время пребывает в поиске своего места в обществе, но забава исключительно узкого круга любителей - энтузиастов давным-давно превратилась в серьёзную науку, тем не менее,  в широком смысле слова, увы, эта наука не признана.
 
      В голубеводстве нет возрастных цензов и национальностей, различий по религиозным и половым признакам, авторитетом заводчика служат только его питомцы.

 

     Сегодня в век глобальной паутины самым доступным и демократичным видом  общения является Интернет, который мгновенно выдаёт массу ответов на любой вопрос о голубеводстве, но какой из них верный - решать вам. По этой причине начинающему голубеводу достаточно проблематично разобраться в большинстве  вопросов содержания, разведения и лечения голубей.

     Существует и специальная литература, но и она грешит опечатками и  ошибками, так как  отдельные авторы в своих  справочниках - «трудах» стремились максимально охватить основные понятия о голубеводстве и  породах голубей, большую часть которых впервые сами увидели в прочитанных книгах. Подобное переписывание привело к дублированию ошибок из статей и фолиантов более ранних зарубежных и отечественных специалистов. Отдельные современные авторы не в состоянии даже сосчитать семь шейных позвонков, у нарисованного скелета голубя, бездумно занимались плагиатом, а наиболее одарённые философы от голубеводства продвинулись значительно дальше, насчитав у некоторых пород голубей до 14 шейных  позвонков.

     Точно как в поговорке, «хочешь рассмешить Бога, расскажи Ему о своих планах».  Дальше всех продвинулся  поселившийся на Кубани кандидат  биологических наук, который в средствах массовых информаций утверждает, что «уже два года создаёт бойцовых голубей для проведения спаррингов». Подобное отображение приватного сумасбродства, как ноу-хау в голубеводстве, не возвысит будущую науку, и смахивает  на дешёвый рекламный трюк человека, стремящегося изменить генетику птицы мира, но не бог весть, сколько разбирающийся в голубях. У аналогичного «специалиста», не державшего в руках многих пород голубей,  вряд ли появятся последователи.

 Реализовывать своеобразные идеи и проекты должны коллективы опытных специалистов и только по решению клубов, чтобы исключить беспочвенные  попытки подобных «специалистов» и отдельных молодых голубеводов заявлять о  своём первенстве в выведении той или иной породы голубей, зарегистрированных более сотни лет назад в других странах. Один в поле не воин, одиночке не хватит человеческой жизни для создания новой породы или новейшего направления в голубеводстве, а сегодня  аналогичные дискуссии лучше оставить для историков будущей науки о голубеводстве -  для нашего поколения конкретных знаний ещё недостаточно.
  Да что греха таить, иной раз высказывания голубевода со стажем, граничат с детской наивностью  дилетанта.
 
      Гораздо приятней общаться с человеком мыслящим и создающим действительно что-то  новое в голубеводстве, к примеру, голубиный питомник или необычную сезонную голубятню для дачного участка с красивой парой голубей.

     Человек, однажды державший голубей, никогда не пройдёт равнодушно мимо «подобного шедевра». В силу житейских обстоятельств такой любитель, возможно, менял места проживания, города и страны, но в памяти сохранил именно, то место, где получил свой первый опыт содержания голубей. В этот момент он с ностальгией вспомнит детство и давно забытого охотника, подарившего ему праздник, а та первая пара, возможно и  переродов, сохранилась в его сердце самой непревзойдённой. Наивные рассуждения «прохожего эксперта»,  специалист с  серьёзным стажем неизменно  выслушает,  но в душе с долей иронии посочувствует взрослому мужчине, не постигшему всех таинств голубиной охоты. 

 

           Детство и большая часть моей жизни проходили на Черноморском побережье.   Со школьных лет я вёл записи о голубях, делал зарисовки, собирал различные публикации и фотографии.  В зрелом возрасте  регулярно принимал участие в выставках голубей, судил региональные и международные выставки, даже  во время службы за границей занимался разведением голубей. Выйдя на пенсию, после службы в Вооружённых Силах в течение двадцати лет систематически совершал длительные поездки, навещая старых знакомых во многих регионах  страны и ближнего зарубежья, посещал голубятни ведущих голубеводов, записывал их рассказы, фотографировал питомцев. Приобретая книги о голубеводстве, изданные в нашей стране и за рубежом, собрал немалую библиотеку.   Изучив имеющуюся литературу на данную тему на русском, немецком, чешском и польском языках, и вы, мой читатель, со мной согласитесь, что отечественная литература о голубях предназначена для узкого круга специалистов и, являясь   справочной, не притягивает массового читателя и начинающих юных голубеводов.

             Литературным даром я не наделён, но собранный материал и пятидесятилетний стаж увлечения голубями, надеюсь,  дают  мне право высказать личное мнение.  В своих ранних рассказах я попытался показать первые шаги детворы на этом увлекательном поприще и обрисовать в художественной форме личные наблюдения, удачные опыты, возможные ошибки в содержании и разведении голубей.  Реальные события и фамилии персонажей соответствуют действительности.  Рассказ «Белое перо» - плод детских фантазий, зародившихся в период наших походов в горы. В более поздних рассказах повествуется о знаменитых голубях прошлого, о  забытых охотниках минувших столетий и талантливых голубеводах наших дней, оставивших свой след для  будущей истории голубеводства.

         Это моя первая проба пера, по этой причине личные наблюдения в разведении голубей, и мои субъективные выводы ни в коей мере  не должны повлиять на общий ход рассуждений, даже если они, на ваш взгляд, носят ошибочный характер.
  Я же, в свою очередь, попытаюсь сделать вас моими сторонниками - удалась или нет, судить моим коллегам - охотникам этой по истине, божественной птицы.