январь 1933 года

Маргарита Школьниксон-Смишко
из воспоминаний Балдура фон Шираха

В конце января 1933 года мы ехали с Гитлером ночным поездом из Мюнхена в Берлин.
У Гитлера из кармана пиджака торчала газета. Это были «Берлинские новости» от 23 января. Он мне её протянул и указал на передовую статью Теодора Вольфа. Я прочёл:
« Когда в Нью Йорке стали известны результаты осенних выборов в земле Липпе,( где осенью национал-социалисты на 17% увеличили число за них проголосовавших ) немецкие акции упали на 4 пункта. Не потому, что из-за незнания географии там посчитали Липпе значительной  силой, а потому что предвидели новые турбуленции в Германии, и по действию этого малюсенького выборного события можно предположить, что для немецких кредитов  сегодняшний кризис действительно значит, и что ему бы предшествовало, если бы национал-социалисты и их доброжелатели победили бы в игре.»
Я возвратил газету Гитлеру. «Опять эта еврейская работа», - прокоментировал он.
«Как вы собираетесь решить еврейский вопрос, если мы прийдём к власти?»- спросил я.
Гитлер небрежно махнул рукой:»Посмотрим.»....
Чтобы не возникло фальшивого впечатления, в то время я был убеждённым антисемитом и ещё долго таковым оставался. В прогамме  партии стояло:» Гражданином страны может быть лишь народный товарищ (= член партии). Народным товарищем может быть лишь тот, в ком течёт немецкая кровь, вне зависимости от принадлежности к религии. Еврей не может быть народным товарищем.» Повсюду, где маршировали труппы SА, были слышны призывы:»Германия проснись, юда издохни!»
Если я сегодня призадумаюсь, на каком основании я тогда ненавидел евреев?»
Когда мне было 17 лет, я прочёл книгу Генри Форда «Интернациональный еврей», «Протоколы мудреца из Сиона», «Настольную книгу к еврейскому вопросу» Фритче и Чемберленские «Основы 19-того века». К этому добавился антисемитский настрой определённого круга общества, к которому я принадлежал. Расказывали смешные анегдоты о евреях, даже они сами, но вообще-то подразумевались восточные евреи. В семье и речи не шло о таком воспитании. Частым гостем у нас в Веймаре был тайный советник Закс из прусского финансового министерства. Он был евреем. Моя мать каждый год ездила на несколько недель в Берлин и там жила у архитектора Дернбурга. И Дернбург был евреем.

Гитлер же евреев ненавидел. Он считал, как и его обожаемый историк Моммзен, что они являются разлагающим элементом между народами, и умел это убеждение пропагандистски успешно донести до масс.
Но лишь немногие думающие люди в Германии обладали тогда достаточной фантазией призыв «Юда издохни!» додумать до логического конца. Тогда многое мы до конца не додумали.
Через некоторое время Гитлер вернулся к этой теме:» Это же примитивный взгляд, если кто думает, я хочу прогнать всех евреев. Это же выдумки Штрейхера. Я не хочу лишь евреев в гос. аппарате. Свои фирмы они могут сохранить. Но из политики и юстиции они должны исчезнуть.»
«А наша партийная программа?», - спросил я. «Должны евреи быть гражданами государства?»
«Посмотрим. Не ломайте себе голову. Что нам за дело до партийной программы, если мы достигнем власти?»
Через пару дней, 30.1. 1933 Гитлер стал канцлером.
Сегодня мы знаем, что всё получилось по-другому. Ужаснее, чем можно было предположить, согласно партийной программе.