Особенность Мартина Идена

Лек Хельги
Чем, на мой взгляд, интересна книга Джека Лондона "Мартин Иден" в автобиографическом и социальном смыслах – в ней остро выражено противоборство двух мировоззренческих основ в жизни автора, выражающихся в диалогах персонажей. Такое наличествует и в другой известной книге автора "Морской волк", но именно в "Мартине Идене" это носит выраженный общественный смысл.

В советском издании за 1987 год, всё ещё отдавая дань системе, по этому поводу сказано, в частности, следующее: "...рядом с книгами Маркса на его столе лежали сочинения Ницше, которые он проглатывал залпом, завороженный красочными, романтическими пассажами, в которых немецкий мыслитель прославлял "бунтаря по природе", бросающего вызов дряблому, анемичному "плебейскому" миру, где всевластен "стадный инстинкт толпы". Клондайские впечатления Лондона не могли не расположить его к такой философии, и он тщётно пытался примирить её с фундаментальными положениями научного социализма. Следы этой внутренней борьбы явственны во многих произведениях Лондона..."

Сам Джек Лондон в ходе своего жизненного пути таки пришёл к социализму (что наиболее выразилось из его творчества в "Железной пяте"), да и роман "Мартин Иден" к нему склоняет. Однако, история мудра, и способна наглядно показать с течением времени в чём находится непрекращающаяся жизнь, а что обречено на вымирание. И речь идёт не столько о физическом аспекте существования, сколько о существовании вообще, о том что способно развиваться и двигаться дальше.

К слову, в социально-историческом аспекте советский взгляд на творчество Лондона не менее любопытно теперь читать, чем сами произведения.

2013 г.