Кто я? Размышления на заданную тему

Виктория Любая
«Беспокойство, тревога, страх, отчаяние и, напротив, надежда, мужество, отвага, решительность – рождаются вместе. Всё дело в пропорции, в которой они перемешаны в человеке, а она, в свою очередь, зависит от имеющихся в его распоряжении ресурсов».
               
                В.Н. Любая

«Невозможно быть гениальным все 24 часа, не останется времени на бритьё». 

                Д-Г.  Байрон


«Кто я?». Вопрос, который, по сути, является знаменитым дзенским коаном,  на нашей Российской почве звучит, мягко говоря, подозрительно. Время не то, да и культура, вообще-то, не та. В большинстве своём, современный человек думает о чём угодно, но только не представляет себя «здесь и сейчас» микрокосмосом, частью Космоса, таким же, как, скажем, любая из тысяч Вселенных.

В нашей (славянской) культуре было как-то не принято (за исключением «узких специалистов») рассуждать на эти темы. Космос, звезды... Для обычного человека даже небо и звёзды испокон веков  были, скорее, небесным календарём (а в языческую эпоху – «домом богов» или что-то в этом роде). Но трудно себе представить, что они чувствовали себя не ниже этого Неба, а его частичкой. Вряд ли.
 
Или возьмём такое качество (характеристику) как – постоянство. В нашей культуре оно  издревле, чаще подразумевало хорошее(как ни странно), а в качестве черты человеческого характера даже стало считаться добродетелью. И как тут принять иную точку зрения, если такое «положение вещей» ты впитал «с молоком матери»?  На Востоке же, придумавшем «Книгу перемен», нет ничего странного и страшного (!) в том, что жизнь может существовать только в движении, следовательно, человек должен уметь радоваться любым переменам и изменениям (даже не самым приятным), ибо они – свидетельства того, что мы ещё живы. А вот стоит нам «замереть», возжелав в блаженном неведенье «повторения», того, что нам кажется таким прекрасным, нужным, любимым – и наше развитие, да и сама жизнь остановятся, словно мы достигли своей высшей точки, и нам просто дальше уже некуда идти и нечего желать. (Несколько в иной форме, но нечто схожее, есть и в православной религии, такой, казалось бы, непохожей на религии и философию Востока).

«Кто я?»… Разве можно ответить на этот вопрос, будучи всё время «в движении»? Сейчас я – такая-то, как мне кажется, по крайней мере, такой я воспринимаю себя (причем, довольно часто, с точки зрения других). Но, допустим, проходит совсем немного времени, за которое случается нечто, что целиком и полностью переворачивает все прежние воззрения, рассуждения, мысли, представления обо всём и о себе, в частности. И в тот судьбоносный  момент, прежняя характеристика-разметка-форватер под названием «Я» моментально становится бесполезной. Произошли глубинные изменения. (До этого я была – ТАКОЙ, а теперь я – Другая…).

К чему же тогда все эти характеристики, ярлыки, метки, определяемые с помощью анкет, опросников, тестов?.. Очевидно за тем, что так легче «сортировать человеческий материал». А у самого человека возникает иллюзия, что он может управлять (контролировать) жизненным процессом – выбором профессии, друзей, возлюбленных, местом жительства и т.п.   Вот, оказывается, как просто: расчертил листок бумаги на графы, выписал свои черты характера-темперамента и т.д., и – всё ясно!  Здесь – зона «своих», там – зона «чужих» (с другими, неподходящими для меня «параметрами»).

«Я – добрая, отзывчивая, жизнерадостная, заботливая, любознательная…». Это правда? Я такая всегда-всегда-всегда? Или… иногда я, всё-таки, другая? Ну… в некоторых обстоятельствах… В каких же именно? Однако перечислить возможно только те, что уже были, какие могу вспомнить. Заблуждение, что по этим «бывшим» реакциям возможно на все 100% предсказать, как я, да ещё – наверняка! – буду вести себя, и что при этом буду испытывать в неизвестной мне доселе ситуации, в неизвестных обстоятельствах. НЕ-ВОЗ-МОЖ-НО. Во всяком случае, не на все 100%...

Хорошо, сложно, пока человек жив. А, когда умер? Ведь он уже НЕ меняется и никуда не движется (в живом мире, где всё движется к развитию, зрелости)? Когда человек умер, и кто-то берется составить реконструкцию его жизни, биографию его самого –  всё равно это будет, всего лишь, один из вариантов, один из взглядов на этого человека. «Кем же ты был, человек, каким?» – выходит, и здесь не стоит искать верного ответа…

Да, я – добрая, отзывчивая, заботливая… Но – почему? Что является истинной причиной такого моего поведения, образа жизни, мышления? Какой «параметр»?  Ген, мотивация, время и место жительства, культура, менталитет?... Загадка. Непостижимая загадка, хотя бы и для самого человека, который ведь, иной раз, и сам-то не знает истинной причины своих поступков и высказываний. Ему только «кажется», что знает, но так ли это на самом деле? Вопрос.

«Кто я?»… Поживем – увидиТЕ.




;):))



*) текст написан в ноябре 2012 г., специально для центра «Youcanlive»