Время выбора

Ирина Власенко
Мы очень часто мыслим теми категориями, которые нам ближе всего.  Я бывший учитель, не знаю, бывают ли бывшие учителя, бывшие журналисты, бывшие кагэбэшники, бывшие зэки…  Думаю, что нет.


  Кому-то в споре удобнее пользоваться цифрами и схемами, историческими параллелями, геополитическими соображениями. Замечаю за собой, что в любых событиях меня интересуют,  прежде всего,  нравственные аспекты, а  для доказательства своих мыслей я часто использую литературные примеры.  Хорошо это или плохо, не знаю, но это так.

 Размышляя о сложившейся в Украине  ситуации, невольно укладываю происходящие события в нравственную плоскость.  И мне кажется, что  события  эти очень прозрачны в нравственном плане. Для каждого из нас - это камертон, по которому настраивают арфу мира.

Сегодняшние события в Украине касаются не только нас, не только Крыма, не только России. Это проблема всего мира в  глобальном  аспекте его безопасности, и если хотите,  в  нравственном аспекте противостояния добра и зла вообще.

 Кому-то  все происходящее кажется  незначительным. Подумаешь,  украинцы потеряли Крым, сами виноваты, майдауны майданутые с вывихнутым мозгом, сначала выбравшие не того президента, потом свергнувшие его и разрушившие свое государство. Они сами  довели страну до беспредела, поддались на провокации  западных и американских подстрекателей, разожгли  огонь межнациональной розни, так им и надо, будут знать, как себя вести и кто тут главный (а кто, кстати?).  А чтобы они не поддерживали опасные идеи  национализма и экстремизма, надо восстановить  историческую справедливость и вернуть свои исконные русские земли, этого хочет крымский народ, и нельзя ему отказать в законной просьбе.

 Вам знакомы эти слова?  От этой риторики российских политиков, представителей российских масс-медиа и обычных граждан России сносит крышу и разрывает сердце на части.

 Кто-то из известных политиков между тем  говорит, что речь идет не о Крыме и даже не об Украине, не о большой восьмерке, присутствие в  которой не делает в России никакой погоды. Речь идет о биполярности мира. Либо о глобальном противостоянии двух мировых гигантов, которых разделяет океан.  Либо о  противостоянии России и всего мира.

 Меня не покидает дежавю. Не  кажется ли вам, что это противопоставление себя всему миру когда-то мы уже проходили в школе на уроках истории.  А деды наши - в окопах второй мировой войны?

 Слушаю бурные аплодисменты на торжественной встрече Путина  в  Георгиевском зале Кремля по поводу присоединения Крыма, наблюдаю единогласие в  Государственной Думе по поводу ввода и применения войск на территории Украины и во время лихорадочного принятия всех сопутствующих законов присоединения нового субъекта к федерации.  Вижу горящие глаза крымчан и москвичей, радующихся публичному акту наглого воровства чужой территории, наспех прикрытого драным лоскутком  кастрированной истории и нелегитимным референдумом,  устроенным  марионеточным  правительством Крыма.  От непрерывного вранья и наглой подмены понятий испытываю жестокий когнитивный диссонанс,  другими словами, интеллектуальный шок.

 НО… Я вижу и другое, практически единогласное голосование всего мира в ООН и ЕС против подобных действий России.  И у меня возникает надежда на то, что не только я и мои соотечественники, а люди во всем мире поддерживают Украину и понимают, что проблема выходит далеко за рамки  частного территориального конфликта. Что она символизирует глобальное противостояние  Добра и Зла.

 Для меня русская культура и литература всегда были примером следования  нравственным и общечеловеческим идеалам.  И тем чудовищнее выглядит сейчас то, что я наблюдаю и слышу от российских политиков и простых россиян. Что осталось в них от Чехова, Толстого, Достоевского, кроме красивой риторики?  Во что они верят теперь? Чему хотят поучить весь мир?
В  этой связи вспомнился  Михаил Афанасьевич Булгаков, который,  кстати, родился в Киеве. Его роман «Мастер и Маргарита» многие называют мистическим пророчеством, евангелием от Сатаны, романом будущего.
В ранней редакции (в рукописи 1928 года) есть такой эпизод: Иван Бездомный (Антоша Безродный), слушая наставления  Берлиоза, прутиком на песке рисует изображение Христа.  Тут появляется Воланд и спрашивает: «Если я правильно понял, вы не изволите верить в Бога?». «Не изволим», - отвечает Иванушка и пытается стереть рисунок.   «А если Он разгневается на вас? Или вы не верите, что он разгневается?»  - провоцирует Воланд, проверяя веру Иванушки. В конечном итоге с помощью насмешек, игры на самолюбии, дьявол заставляет сомневающегося внутренне Ивана растоптать святой лик. В глобальном смысле это незначительное событие. Подумаешь. Ничего страшного ведь не произошло.  Икону не бросил в огонь,  крестик нательный на труп убитой старухи не кинул, как Раскольников.  Но основная мысль  Булгакова заключается в том, что даже этот незначительный поступок имеет глобальный смысл в извечном противостоянии  добра и зла.
Зло получило бонус от Иванушки. И накрыло тучей не только ненавидимый прокуратором город, но и всю Землю.

 Шиллер, Кант, категорический императив, настоящие чувства человека,  нравственные ограничения, совесть – все это, кажется, так далеко, когда просто хочется кушать и чувствовать свою безопасность.  Когда перед простым украинским солдатом стоит дилемма  – перейти на сторону формального врага, оккупировавшего твою землю, но фактически такого же, как и ты брата-славянина, стоящего под  другим флагом. Та же дилемма и перед русским солдатом, вынужденным выполнять чей-то преступный приказ. Какая разница,  в конце концов, какого цвета флаг. Так зло борется за их души. И уговаривает себя русский солдат: «Я послан сюда, чтобы наводить порядок, защищать русскоязычное население, непонятно, правда, от кого, но приказы не обсуждают». А украинец думает: «В России и зарплата больше, говорят, и квартиру дадут и позволят остаться в Крыму, а если быть верным присяге, которую давал, то неизвестно как обернется, где оно,  то правительство, бросит нас, раздавая портфели, и мы погибнем ни за что».

 И забывает, что,  строго говоря,  это предательство родины. Потеря чести и достоинства.

  Что есть родина? Может,  настоящая родина крымчан и, правда, Россия? Зачем рисковать жизнью ради сомнительного нового правительства Украины, если можно так классно и удобно устроиться в новой стране - РФ? Тяжелый выбор? Для кого-то - да. Для кого-то даже не возникает такого вопроса.

Нет цены у родины и чести, достоинства и правды. Они тридцатью сребрениками не измеряются. Они есть или нет, и ничего с этим ни поделаешь. И когда ты, маленький и ничтожный человечек в своем маленьком и, на первый взгляд, ничтожном индивидуальном мирке,  переступаешь через это понимание, прикрываясь какими угодно оправданиями, в мире обязательно что-то сдвигается. Зло  торжествует свою маленькую победу. Однажды из этих маленьких побед вырастает одна большая беда, но поменять и исправить ничего уже нельзя.

 Мне кажется, родина там, где ты не маленький ничтожный человек, а гражданин, там, где боль твоего большого сердца, где та правота, которую нельзя опровергнуть и трактовать по-другому. Она внутри каждого человека, она в его вере, чести, чувстве собственного достоинства. И если она есть, то никакие уговоры, провокации, угрозы и посулы не заставят человека переступить через внутренний нравственный закон. Через то добро, которое есть внутри у каждого из нас.

 Можно замазать его многословием циничной и иезуитской риторики, все переворачивающей с ног на голову, извращающей факты и выставляющей происходящее в том свете, который  выгоден политикам. Можно совратить человека с  этого истинного пути. Точно так же, как искушал Иванушку Воланд, играя на его слабостях, страхах, эгоизме, как искушал и  Понтия Пилата, заставив его послать на смерть ни в чем не повинного  бродячего философа Иешуа Га-Ноцри.

 Человечество сегодня тоже стоит перед искушением,  перед ответом на важный вопрос, что для нас важнее, мир или экономическая выгода, желание остановить агрессора или страх материальных потерь от применения к нему экономических санкций, прибыль или жизнь и  здоровье  человека. Человечество научилось так изысканно лгать друг другу и самому себе. Те, кто когда-то  разрушал храмы, сегодня твердит о вере, кто говорил  о духовности и справедливости, беззастенчиво ворует земли у соседа, захватывает заложников и  поддерживает сепаратистов. Куда мы катимся, люди?

 Можно придумать тысячи оправданий, приводя исторические факты и аргументы, чтобы прикрыть  явную военную агрессию против суверенного государства,  можно демонстрировать силу и украшать свои действия   благородным сиянием лжи. Но разве удастся обмануть собственную совесть, тот категорический императив, нравственный закон, который существует априори и понятен  каждому человеку на земле, потому что он человек.

 Геополитики любят манипулировать нравственными ценностями. Слезами детей и женщин, пролитой кровью, национальными идеями, миротворческими миссиями и защитой прав человека.

 Мы с вами можем влиять на нравственные постулаты больших политиков своим маленьким человеческим выбором между правдой и ложью. Это кажется незначительным. Но на самом деле, из этих частных выборов складывается большой геополитических выбор стран и народов. Если мы позволим политикам опутать нас своей ложью и запретить делать наш собственный выбор, то мы,  в конечном итоге, потеряем Землю.

Война, в которую сейчас втянут весь мир – это не война в привычном смысле слова, с пушками, танками и самолетами. Это война нравственных выборов.

 Перед каждый человеком сегодня стоит этот нравственный выбор. Перед простым солдатом, врачом, учителем милиционером которого покупают или бросают на произвол судьбы. Перед  гражданином, которому обещают золотые горы,  засоряя мозг лживой пропагандой, и патриотом, на чувствах которого играют недобросовестные политики. Перед обывателем, который за деньги готов кричать на площади что угодно, сегодня - одно, завтра – другое. Перед премьер-министром, которого покупают кредитами и обещаниями, перед депутатами, которым озабочены не делом, а разделом портфелей и кресел, перед министрами, выбирающими между служением народу или собственным обогащением. Перед президентами, которые балансируют между величием  и страхом. Перед бизнесменами, которые боятся потерять свои деньги, олигархами, выбирающими между новыми способами получения сверхприбылей и помощью своей стране,  перед пенсионерами, которые не хотят утратить своего спокойствия. Перечислять можно до бесконечности.

 Это выбор каждого и каждую минуту. Выбор между говорить и молчать. Лгать или открывать правду. Стрелять или разговаривать. Думать или принимать на веру то, что тебе говорят. Критиковать и хулить или самому что-то делать для своей страны. Любить или ненавидеть. Встать в агрессивную защитную стойку или протянуть руку помощи. Простить или затаить обиду. Понять или закрыть глаза и уши.

 Личный выбор каждого из нас измеряется на весах высшего порядка, распределяя в мире добро и зло. Что перевесит сегодня, зависит от каждого из нас.