Всё когда-то кончается...

Павел Поршнев
     Первые дни октября оказались тёплыми, очень похожими на бабье лето. В разговорах с коллегами по рыболовному цеху я высказывал пожелание изучить маленькие речки. И в одном таком общении я впервые услышал о речке Нечаихе. Сезон для меня казалось, был уже закончен, но наступившие ненадолго смазливо-тёплые деньки не давали покоя. Из страха, что они могут быть очень непродолжительны, решил не ждать выходных, а вечерами после работы съездить на рыбалку. И вот в понедельник - день тяжёлый, я на работе, а всё нужное в багажнике моей машины. День от этих предвкушений прошёл быстрее.… Только рабочий день склонился к концу, а я уже в пути. Путь до Нечаихи известен многим. Дорога на поселка Лысьва – хорошо укатанный грейдер, скорость, на котором можно держать почти как на асфальтовом покрытии, пыли только побольше. Проехал деревеньку Полом и вот он мост через Нечаиху. Остановился на минуту, осмотреть свою новую знакомую. Воды в ней оказалось немного. Видно, что вода опустилась на добрый метр. Для такой небольшой речки это огромная потеря. Она сейчас похожа больше на вялый, заросший ручей. Справа от моста уже угадывается устьевой разлив, слева же сама она - лесная, малая речка. Дабы избежать лишних глаз, нахожу выше по дороге съезд в лес. И повертев немного по лесным развилкам, оказался на скрытой полянке, на поросшем лесом холме у реки.
Переоделся. Взял ультралайт и спустился к реке. У реки высокая трава, уже подсохшая и пожелтевшая. Пробираюсь к воде. Увиденное, слегка расстроило, обмелевший плёс, воды мало, а вот стелющейся водной травы много. Ловить здесь всё равно, что в тарелке с лапшой Доширак.
     Иду дальше, в поиске чистых мест. Таковых оказывается немного. Тихонько вглядываюсь в воду, и пытаюсь разглядеть присутствие жизни. Но тщетно. Река кажется безжизненной. Вход в первый на пути поворот речки, густо порос крапивой, ростом до плеч. Бросаю маленький воблерок в воду, больше для тренировки, для отработки точности посыла и проводки в неудобных местах. Проводка получается такой неказистой. Вроде попал куда хотел и провёл без зацепа. Но работа воблера оказалась столь невыразительной, что продолжать попытки, стало стыдно делать, перед самим собою. Будь я даже голодной рыбой, проигнорировал бы однозначно. Вдруг за самым закруглением поворота речки я услышал какой-то плюх. Спотыкаясь в густой крапиве, пробираюсь на звук. Под полу-упавшим деревом вижу круги от игры рыб. В этом месте очень тихо. Ни ветра, ни шума листвы на ветвях (которые уже почти опали), полный штиль. И в уединённом этом уголке речной поймы, редкие звуки, кажутся более громкими, поэтому трудно судить о размерах рыб, производящих эти плюхи. Предполагаю сначала, что они достойны внимания (для ультралайта это грамм 100). Ставлю микровоблер Тсурибито и отправляю его в ямку с рыбой. Но пара забросов с проводками ничего не дали. Рыба в очень прозрачной осенней воде, не хочет поверить в падающих с неба жуков. Хотя что-то она хватала с поверхности до моего прихода? Нет река меня просто не впечатлила. Явно не то время я выбрал для знакомства с ней. Полусобираю спиннинг и сняв с пояса мачете, прорубаю путь в крапиве. Теперь можно не таиться, пугать тут некого. Решаю, что это были ОЧЕНЬ маленькие рыбки, спешу к машине. Есть ещё час-полтора, до отъезда домой, попытаю счастье в устьевом разливе Нечаихи.
Возвращаюсь к мосту и даже чуть дальше, тут отворот на какую-то так называемую - Мельницу.
Мельницей оказалась территория огороженная забором, раньше видимо бывшая какой-то производственной базой, а теперь ставшая частной. Вроде домика фермера на краю залива Камы, в который впадает Нечаиха. Тут же небольшая пристань с несколькими дюральками и гаражиками под моторы. В заливе мало воды. Острова травы, оголившиеся косы и неровности дна. Остатки разваленной дамбы, отделяют устье реки от залива. Не понятно назначение сооружения, но видимо оно и дало название – Мельница. Вместо ультры беру лайт, с тестом побольше (2-11гр.). Тут могут быть щучки. Первый заброс первым номером Меппс Блэк Фьюри с наклейкой на серебряном лепестке. Веду вдоль пожухлой водной травы. Нет ничего. Второй заброс поперёк прорывки дамбы. Третий почти туда же, к остаткам раструба в воде. Хватка. Вывожу небольшого щурёнка грамм на 150. Ну, вот и обрыбились! Отпускаю. Облавливаю плиты, тех же остатков настила дамбы, валяющихся в воде, в прорывке. На нескольких забросах – окунь. Больше ничего.
Перехожу на другую сторону дамбы. Выше по течению. Бросаю в собственно реку. Тут в устье она метров 25-30 и глубиной не менее метра-полутора даже по такой воде. Ходить удобно. Берега имеют пологие шельфы от отступившей воды. На том берегу небольшой навал каких-то бревнышек. Бросаю к нему и скоро опять поклёвка с посадкой щуки. Карандаш на 300 гр. Хапнул блесну очень жадно. Достаю его. Заглотил в самые жабры. Струйка крови уже течёт по животику.
Эх, шустрик, что ж ты…. Что и делать с тобой? Шарю в карманах разгрузки, в поисках кукана. Нет - как нет. Не взял. Редко очень требуется. В основном всегда мирно обходится, уже и отвык брать, а тут… Срезаю прутик с рогулькой и по дедовски, пропускаю в жабры, ложу в воду. Придётся забрать домой. Вернусь позже. Ловлю дальше. После плавного поворота реки, на том берегу островок травы. Бросаю туда и сразу сильный удар. Рыба резко атаковала и уверенно ведёт борьбу. Подвожу и торопею. Голавль! 350 грамм. Вот уж тебя я тут не очень ожидал встретить!
Каков боец, осенью тоже активен. Отпускаю и иду дальше. Но там ничего не ловлю.
     Вечереет. Остаётся минут 40 рыбалки. Спешу вернуться в залив. Пролез под оголившим свои ноги-опоры, пирсом, и вышел на песчаную косу, в середине этой узкой части залива. На той стороне видна площадка, вытоптанная, а может и разъезженная. По наблюдениям понимаю, что всю пойманную рыбу я находил у берега (пока только противоположного). Блесну поменял на двойку Аглия (вернее её аналог). Течения тут нет. Да и при злых хватках мелких щук, им больше шансов остаётся, не запустить более крупную приманку себе в жабры. Обкидываю это основное русло впадающей речки, оно теперь заметнее, чем при полной воде. Пока ничего. Дохожу до края косы. Рассматриваю вытоптанную площадку на том берегу. Там кострище. Толи рыбаков, толи пастухов. Делаю дальний, точный заброс, практически под самый берег. И при первом движении блесны ощущаю мощную хватку.Щука сильно сопротивляется. Довольно крупная. Не даю ей делать свечи, пригибая спин в напряженные моменты к воде. Затаскиваю на песок. Около килограмма. Раз пришлось взять карандаша, возьму и тебя. Будет хоть что съесть. Собираюсь. Вот-вот начнутся сумерки. Нужно успеть до машины. Хороший вечерок. Улов не малый для небольшой вылазки на три часа. Обрадовала Нечаиха хоть своим устьем.

2. День второй. Пиршество жизни.

     Вторник пролетел тоже быстро. Пасмурная, тёплая погода очень любима спиннингистами. Доработав, как положено, до 18-00, выезжаю по вчерашнему маршруту...
Перед самой Мельницей есть съезд к речке, с обустроенным местом для поплавочной ловли.Там стоят уже две машины. Смешанные, семейные команды поплавочников, мирно облавливают поворот речки. Решаю машину оставить тут, неподалёку. Народ вроде не пирует, можно значит не переживать за неё. А на площадке у Мельницы, хоть и ближе, но мельничная цепная собака, вчера очень долго облаивала, досаждая и мне и хозяевам, нарушая тишину в этом тихом уголке.
     Прохожу знакомыми местами. Но решаю сегодня пойти дальше. Этот залив довольно большой. Около двух километров от впадения в Каму. Интересный по рельефу. Ближе к Мельнице правый берег его имеет плавные заводи, а левый более извилист, во второй половине, ближе к Каме, всё наоборот. Вот правый берег мне и предстоит изучать. Отхожу от Мельницы метров на 600-700 и останавливаюсь в некоторых местах, что бы искупать блесну. Пара мелких окушат, слегка разбавили обыденность перехода. Зашёл за мысок и Мельница с её лагункой, пропали из вида. Зато видны стали просторы залива. Тут он более широк.
Чувствуется посещаемость этих мест. Тропинки вдоль берега, отчётливо видны. Сегодня и я не одинок. Несколько спиннингистов, пытают счастье на просторах залива. Больше на том берегу. Что и понятно, там невдалеке деревенька – Нижние Новинки. Там пара машин и человека 4 рыболовов. На моей стороне – пара молодых парней, на резиновой лодке, то ловящих с берега, то пускающихся вплавь. Проглядывает солнце, дует ветер и пока ничего не клюёт. Видимо свет солнца напрягает не только мои глаза, но и глаза щук. Когда результата нет, то обычно начинаешь анализировать. Вспоминаю вчерашний выезд, взвешиваю поведение рыбы и свою тактику ловли.
     Вскоре примечаю одну особенность: вчера вся пойманная рыба была из под берегов! Там залив был не широк, и я мог бросать приманки к противоположному берегу. Так же и у своего берега были хватки. Сегодня же все рыболовы, находясь в более широком месте, бросают снасти далеко от берега. А может действительно, вдали щуки нет, а у своего берега из-под ног она брать не будет, так как вода прозрачная и рыболова видно? Сразу решаю проверить своё предположение.Начинаю делать проводки вдоль своего берега, вверх и вниз, проверяя полосу не более 5-8 метров по береговой линии. Смена тактики очень скоро дала результат в виде щуки на полкило,которая без колебаний была отпущена в родную стихию, на глазах публики. Что бы ни выдавать своих приёмов, отхожу дальше от соседей и продолжаю развивать успех. На моём пути появилась длинная песчаная коса, перпендикулярно отходящая от берега и оканчивающаяся небольшим островком, окаймлённым «Саргассовым морем» травяного поля. По нормальной воде всё это было бы под водой, а сейчас наголо. В этом углу берега и косы, я поймал щуку покрупнее, верный килошник. Щуку я почему-то взял на кукан, вспомнив о старушке матери, которую давно не навещал и ещё давнее не угощал рыбой (хотя это и не удивительно для спортсмена, отпускающего рыбу).
Солнце спряталось за тучу, ветер как обрезало. Тихо, тепло, вечереет, ну просто благодать! И тут я стал свидетелем обыкновенного чуда. Залив ожил! То тут, то там стали видны котлы малька, закипающего, под гнётом хищников. У берега стали видны всплески бьющей щуки. Я сразу переориентировался на ловлю «на всплеск». Сначала проведал то самое – «Саргассово море». Где кипело, почти не переставая. Думал сейчас окунь начнётся, но случились мелкие щуки. Коих я быстро ловил и отпустил, а дальше от косы, по берегу удар за ударом! Оставляю, бегу туда… Смеркается. Пора бы к машине. Но где там, когда торопливо подходишь на расстояние заброса от места недавнего боя, бросаешь блесну и почти сразу – удар с посадкой! Забываешь обо всём. Даже не помню, сколько я поймал в этот короткий вечер, ну 6 или 8 щук – это точно. Можно было ещё половить, но собрал волю в кулак и смотал спин. Забрал единственную свою пленницу и пошел к машине. Попутно наблюдая за другими рыбаками.
      У других тоже поклёвывало. На том берегу стояла и странная машина – чёрный Авео, а рядом надувнушка с мотором, а хозяева чего-то у костерка делали и никаких снастей. Подозрительно похожая на сетевых браков, публика. Сейчас стемнеет, начнут сети вытаскивать. Иногда так жалею, что я не инспектор рыбоохраны… Домой вернулся поздно, но очень довольный своими успехами. Не думаю, что завтра смогу устоять и не поехать снова. Азартное это дело – рыбалка.

3. День третий. Напарник.

     На работе у нас рыболовов немного. Есть и люди, просто рыбачащие от времени к времени. Из таких – Юрка. Парень он очень лёгкий на подъём. Всегда готов на какие-нибудь приключения, лишь бы интересно было. В среду, после ярких описаний вчерашней рыбалки, я позвал его с собой. Он даже не раздумывал: «А поехали! Только блёсен у меня нету». « Ничего, - говорю. – Найдём!» Выехали позже, что и понятно – когда в мероприятии отвечаешь за других, а не только за себя, время на организационные моменты, увеличивается. Прибыв на место, сразу выдвигаемся к средней части залива. По пути замечаю, что тропинка вдоль берега сильнее растоптана, значит утром и днём ещё несколько рыбаков пробежали эти угодья. Меня уже помимо рыболовной составляющей, интересует исследование всей протяжённости залива. Но залив приличной длинны и его за время коротких выездов явно не осилить. Я начал лов на подходе к известной уже косе, оканчивающейся «саргассами», и сразу поймал небольшую щучку.
Юрка, же прошёл дальше и начал обкидывать узкую длинную заводь нашего берега залива. Через двадцать минут у него уже оказалась «проловленная» блесна и 2 щуки, одна на килограмм (видимо более крупных тут не живёт), а другая на половину от первой. Молодец! Рыб он понятно, не отпустил, хотя я очень заступался за меньшую))).
      В этот вечер на воде было очень спокойно. Несколько спиннингистов облавливали залив по периметру. Первый мой пыл охладел, и я принялся не спеша бродить по оголившимся травяным полям водорослей, внимательно вглядываясь в подводную жизнь. Это свой микромирок. Мальки и мелкие козявки живут в этом чудном лесу. Кое-где встречаются крохотные щучки, размером чуть более пальца, недвижимо зависающие в толще воды и выжидающие свою добычу. За ними можно наблюдать часами. Как в далёком детстве, отец нечасто ходил на рыбалку и брал меня с собой лет с пяти. Сам я не тяготел тогда к снастям, хотя каждый раз искренне радовался каждой пойманной рыбе, коих было совсем немного (с позиции сегодняшнего моего опыта, понимаю, что батя был рыбак никудышный, но любящий это дело). А обычным моим занятием было изучение окрестностей места лова. Мерил своими сапожками мелководье и пристально вглядывался в обитателей воды. Плавунцы, головастики, мальки, чайки, иногда ондатры, все они такие интересные. Искал дрова для костра, а потом возился в углях с картошками. Периодически бегал к садку и, приподымая его, глядел на рыбок, соизмеряя наш улов. Теперь спустя многие годы я очень благодарен своему отцу за эти рыбалки. За то, что он брал меня, ни смотря на хлопоты: долгие сборы, промокшие сапожки, запачканные сажей руки и одежду, постоянные перекусы (аппетит у растущего организма на свежем воздухе был поразительным, а чай в большом китайском термосе таким вкусным) и многие другие. Так обреталось моё самосознание. А ведь действительно, как это формируется личность человека? Словно мозаичный узор из кусочков цветного стекла. И воителями его являются люди, обстоятельства и условия, часто случайные, а может, нет...
На том берегу опять машина с лодкой. Люди заняты какими-то делами у слабого костра. Согреваются и водкой. Нет, я не слежу за ними, просто они так отличаются от других присутствующих рыболовов. Не ходят и не кидают приманок в воду. Для них рыбалка явно, что-то другое. Мы начинаем возвращаться к машине. Лишь иногда покидывая блесны в воду, скрее по инерции, чем из азарта.
Так пролетел вечер, не помню даже, сколько я тогда поймал, но отпустил всех, точно только, что уловы пошли на убыль. Юрка был вполне доволен. Не очень он верил в спиннинг, как в снасть, приносящую реальные уловы, а тут такой успех. Поехали домой. Завтра плотный график в работе, да и вообще до конца недели будет некогда.

4. День четвёртый. Унылое безмолвие.

     Только в воскресение после обеда удалось снова поехать на залив устья Нечаихи. Погода начала меняться. Дул прохладный северо-восток, пасмурно. Уверен, что это последний выезд до закрытия моего сезона. Не теряю времени на исхоженные прежде места. Спешу изучить дальнюю часть залива, у самого впадения в Каму. Сразу взял лесом и обошел узкую длинную заводь, ту, где Юрка поймал своих щук. В конце её в топком грунте кости лося, видимо зимой не избежал сохатый, чьих- то зубов. В заводи мелкие плюхи, но на блесну, никто не реагирует. Всё пространство вдоль воды сильно истоптано сапогами многочисленных рыболовов. Зелёная прежде полоса оказавшейся на суше, водной травы, превратилась в грязно-зелёное месиво. Выходные дни видимо были пиком посещаемости. Спешу дальше.
      А дальше натыкаюсь на более широкую, очень похожую на русло впадающей реки, глубокую заводь. Форсировать её невозможно. Попробую половить в ней. Несколько раз видел небольших окуньков и стайки плотвичек. Они заняты своими делами, и хватать мои приманки не намерены.
Джиг тоже результатов не дал, придётся обходить дальше. Это довольно далеко. Не покидает мысль, что это река и обойти её не получится, но по карте тут нет больше реки, кроме самой Нечаихи. Конец у заводи, однако нашелся. Заболоченный участок и впадающий небольшой ручей, были окончанием мнимой реки. Среди бородатых тиноподобных зарослей увидел пару небольших язей. Язи сначала заинтересовались маленькой блесной, но на настойчивые последующие проводки, перестали реагировать. После заводи в заливе очередная песчаная коса, далеко вдающаяся в залив. В одном месте стабильно видны небольшие всплески. Двигаю туда, но проба показала мизерную глубину, на которой трудно даже провести блёсенку и обилие травы. На другой стороне травы меньше и чуть глубже. Тут я поймал маленького щурёнка. Иду к выходу из залива. Тут в самом выходе узко и глубоко, как в бутылочном горлышке. Примечаю интересный травяной островок. Приятная такая травка с листочками, покрывающими поверхности и тоненькими стебельками, идущими ко дну. Нутром чувствую, что эта травка обитаема. Провести приманку вдоль травки не получится, берег резко уходит на глубину. Захожу, насколько позволяет высота сапог, и делаю пару проводок. Нет, не то, что нужно. Бросаю куда надо, а провести не могу, цепляю край травы. Тогда бросаю снова и вытягиваю руки с хлыстиком в сторону воды, как только могу, шею тяну как цапля. И вот она хватка. Бойкая щучка грамм на 400. Предчувствия не обманули.
     Здесь погода сильно отличается от середины залива. Холодный ветер, делает неуютным пребывание. На Каме штормит. Яму на выходе из залива проверяю джигом, но… судаки и щуки сегодня молчат. Почему?
     Иду обратно, на это уйдет добрый час. У заводи-речки остановился немного покидать. Двое мужичков на ПВХ-лодке под китайским мотором с патриотичным названием – «Кама», Закончили установку китайской сетки, невдалеке от меня. Сначала с недоверием поглядывали в мою сторону, но потом успокоившись, подошли поближе и затеяли разговор о успехах в рыбалке. Стараюсь вести себя дружелюбно. Мужички действительно из простачков. Говорю, что в начале недели было лучше, а сегодня совсем глухо. Они подхватывают и говорят, что их знакомый «взял тут пару дней назад 30 килограммов». Молча, киваю и поворачиваюсь, чтобы уйти. Сразу стало всё понятно. Последняя точка поставлена.
     На обратном пути зашел в «саргассово море» и на втором забросе поймал их китайку. Постепенно подтянул, что бы ни оборвать блесну и без особых церемоний вырвал руками свою приманку их сети, оставив приличную дыру, в новом практически полотне.
Шел обратно без остановок. Больше ловить смысла не было. Думал про осень, которая переходила в позднюю свою фазу. Про залив, который нещадно процедили десятки спиннингистов и несколько бригад браконьеров-сеточников. Я унёс трёх, мой напарник пару, другие кто, сколько смог и посчитал разумным, тоже взяли от природы и вот теперь пришел всему конец: и запоздавшему бабьему лету, и спиннинговому сезону, и рыбе в этом прекрасном заливе.
Всё когда то кончается…