Немного о патриотизме

София Гихтер
Любовь, отравленная мукой, или что значит быть патриотом…
«Историческое значение каждого русского человека измеряется его заслугами родине, его человеческое достоинство — силою его патриотизма»
Чернышевский Н. Г.
«…и разве под этим справедливым небом возможно думать о чем-либо другом, кроме как о том, что спасение родины сейчас у нас в руках? Разве можно хотя бы помыслить о дезертирстве, предательстве или славе? Все это – пыль, когда под тобой родная земля, когда над тобой родное, в прошлом мирное небо, когда на твоих глазах гибнут тысячи молодых ребят. Многим из них нет еще и 18… Ты должна понять, что я не боюсь умереть. Даже если сейчас сюда, в этот овраг, упадет бомба, от взрыва которой не останется ничего живого в пределах прямой видимости, я ни минуты не пожалею, что погиб здесь и сейчас, потому что святое дело – погибнуть в борьбе за страну, в которой ты живешь и которая тебя взрастила…»
Оглушительная тишина. За окном слышны звуки дождя, бьющегося о крышу. На кухне кипит, издавая булькающий звук, жестяной чайник.  В комнате темно, виной тому пасмурная октябрьская погода и занавешенные тяжелыми парчовыми занавесками окна. N сидит в кресле, сжимая в руках несколько клочков бумаги – письмо своего покойного мужа, датированное 12 января 1943. Его последнее письмо. После него уже не приходило ничего, только запоздавшая похоронка. Он погиб на седьмой месяц обороны Сталинграда во время наступательной операции «Кольцо». 7 лет прошло с того момента, но N все читает и перечитывает это последнее, главное послание в надежде найти объективную причину его отсутствия рядом с ней, снова и снова окунаясь в глубины смысла сказанных им слов. Она не знала точно, что он чувствовал умирая помимо жутких болей, не знала, о чем он думал и думал ли вообще, все сильнее впиваясь ногтями в землю – ему вспороло живот осколками гранаты и разорвало внутренности, так что страшно представить, какие муки он испытал перед кончиной; но она интуитивно чувствовала, что он не боялся умирать, ведь он находился на поле боя уже для того, чтобы умереть, и непросто так, а за свое Отечество, неважно, когда и каким образом. А он, в свою очередь, лежа на земле и упираясь невидящим взором в бескрайнее небо, постигал абсолютную истину: сладка гибель во имя отечества, но горька жизнь под фашистским игом. И фашизм сам по себе страшен, но дело отнюдь не в нем. Дело не в том, какую форму принимает разрушительная сила, дело в том, насколько человек крепок духом, чтобы суметь ей противостоять. Суметь ей противостоять как ничто другое помогает то глубокое, с какой-то стороны безрассудное, бессознательное чувство, которое воспитывает в нас наше повседневное бытие, чувство, которое мы впитываем с молоком матери, и имя этому чувству патриотизм.
 Можно очень долго рассуждать о том, как зародилось и развивалось это явление, называть имена и давать исторические справки, но зачем все это, когда важно понимать только одно: патриотизм есть чистая и светлая любовь к своей Родине. Какая бы эта Родина не была. К сожалению, сейчас это чувство в нас притупляется, мы можем позволить себе неприличные высказывания, разного рода ругательства по отношению к своему отечеству. Но ведь на этой любви, да и вообще на любви держится наша жизнь, благодаря ней человек остается человеком, нельзя и на секунду забывать об этом.
 Современная Россия может рассуждать о патриотизме в основном только в пафосном ключе. И когда пытается, получается нечто вроде этого: «…Патриотизм - это ощущение себя сегментом социума, подразумевающее под собой любовь к Отечеству и готовность пойти ради него на любые жертвы вплоть до собственной жизни». Да, это красиво, торжественно, но в этой фразе нет жизни, она не дышит. А все почему? Потому что сейчас никто уже и не помнит, что такое патриотизм в чистом виде. Для нас, например, детей 90х, любовь к родине всегда ассоциировалась с чем-то высоким и недосягаемым, нам казалось, что все, что учителя когда-либо говорили о прошлом на уроках истории и литературы – все это не про нас, а про каких-то других людей. Возникало ощущение сюрреализма военных и революционных событий, о которых писал Пастернак, Воробьев, Васильев, Шолохов... Причиной этому диссонансу ослабевание связей между прошлым и настоящим, утрата памяти. Может быть недостатка прогрессивной молодежи, от потери интереса к литературе и истории, от того, что никто не наталкивает нас на рассуждения о степени важности исторических событий. В любом случае, это болезнь нашей культуры. Однако, как сказал Тарас Бульба, есть еще порох в пороховницах. Есть еще люди, склонные задумываться о значимости высокого отношения к своему Отечеству. Есть те, кому не все равно, те, кто готов до последнего отстаивать права своей страны, готов любить Родину, готов идти ради нее на жертвы. Вспомним хотя бы события на Украине, майдановских ребят, которые вышли на площадь отстаивать свои права, больше не в состоянии терпеть произвол властей, ведь они любят свою страну, свою матушку-родину, они желают для нее лучшего и за это лучшее готовы бороться, что бы не говорили и как бы этот процесс не называли различные невежды. Вспомним наше большое прошлое, когда русские солдаты объединялись и физически, и духовно, а затем шли на поле брани и побеждали. Побеждали не потому, что им хотелось славы, почета и всего того, чего желают ложные патриоты. Они объединялись и боролись за независимость своей страны, ими двигало огромное по своим масштабам чувство, несоизмеримое ни с чем, кроме веры и надежды. Любовь – это всепобеждающая сила. Любовь давала нам возможность побеждать, любовь к своему дому, своим родителям, своим детям, к родным полям. А ведь все это входит в понятие Родины. Это то, что подогревает силу духа, дает четкое понятие о том, где свои, а где чужие, что чужого нельзя пропустить, а можно только уничтожить. Еще с периода Средних веков бытует понятие, что стыдно допустить в родной дом неизвестных, которые диктовали бы полноправным хозяевам свои условия и всячески распоряжались в нем. На этом и строится вся психология войны. На любви и жертвенности. На мой взгляд, именно любовь к Отчизне и жертвенность ради нее всем, вплоть до собственной жизни, является патриотизмом. Еще хочу сказать, что лакмусовой палочкой на выявление этого многогранного явления как части человеческого, а конкретнее, русского менталитета являются так называемые империалистические войны. Взять хотя бы битву под Аустерлицем, битву трех императоров, так реалистично описанную Толстым в романе «Война и мир». Сражение, причиной которому явились амбиции власти, а не потребность Родины в защите от внешнего врага. Кутузов сразу говорит, что оно будет проиграно, потому что солдатами здесь не движет высокое патриотическое чувство. Ими движет только приказ сражаться. И что мы видим? Позорный побег с поля боя. Этот факт еще раз позволяет нам убедиться в том, как велика сила истинного патриотизма. Я уверенна, что в конце письма неизвестного солдата к своей жене содержалось подобное высказывание:
  «…Мы все рождаемся и умираем. На этой земле мы не менее, чем гости, мы уйдем из этого мира так же скоропалительно, как и пришли. Так и пусть. Меня больше волнует не то, насколько я здесь задержусь, а то, что я смогу сделать ради того, чтобы другие задержались дольше.»
  О патриотизме можно дискуссировать бесконечно, так как вопрос, что это за явление, весьма спорный. Поэтому я хочу оставить дальнейшие рассуждения на эту тему и подвести итог. Считаю нужным отметить, что для меня патриотизм - это верность своему Отечеству, это духовная связь с ним, в первую очередь. Это четкая социальная позиция человека, ориентированная на систему высших ценностей, на знание своего прошлого и правильную оценку минувшего. Только люди, боготворящие Отчизну и готовые идти на все, даже на смерть, ради нее могут построить светлое будущее. Завершая работу над данным материалом и одновременно беседуя с новым знакомым на тему событий на Украине, я услышала от него фразу, которая стоит огласки: «ни один человек не пойдет в место где его могут избить, посадить в тюрьму на 15 лет или просто убить за деньги. только за идею и свободу». Патриотизм – это идея, патриотизм – это нравственная свобода, патриотизм – это мы сами.
 N наконец находит в себе силы, чтобы подняться с места и выключить чайник, где хор страдающих молекул исполнил большее количество арий, чем Саломея Крушельницкая. Дождь за окном стих, и теперь сквозь те же парчовые шторы, казавшиеся доселе мрачными, пробивались слабенькие лучи солнца. N почувствовала, что волнение начало утихать. Она нашла в себе силы улыбнуться и наконец повернуть ручку газовой плиты вправо. В ней было как-то пусто, поразительно пусто, лишь в голове маленькой синичкой билась фраза из главного произведения Льва Толстого: «Надобно жить, надобно любить, надобно верить».