Золотые столетия Русского Севера

Рина Полесьева
Насколько интересна история нашего края! Как далеко она уходит в прошлое! Как насыщена значимыми событиями! Сколько у неё удивительных названий на протяжении тысячелетий! В предыдущих моих работах были описаны Гиперборея – Ариана, Биармия, Заволочье, Двинская земля. Двинской землёй называли территорию бассейна Северной Двины примерно с середины 15-го до середины 16-го века, во время утверждения здесь  власти московских князей. Следующим значительным периодом можно выделить    события, которые происходили здесь с середины 16-го  до середины 18-го века. Этот период считался очередным периодом расцвета нашего северного края, который в западных государствах  называли Русским Севером.
   Понятие Русского Севера не имеет устоявшегося определения. Принадлежность того или иного региона к русскому Северу не является общепринятой. «Русский Север» является скорее историко-культурным понятием, чем географическим или административным. В настоящее время территория Русского Севера обычно определяется: на севере — в границах республики Карелия и территориями Архангельской области — Обонежья, побережьем Белого моря, на западе — Белозерьем, бассейном Шексны, нижнего течения Мологи, на востоке — бассейнами рек Северная Двина, Пинега, Мезень и Вычегда и южной границей бывшей Вологодской губернии.
 В. Н. Татищев в своей «Истории Российской» даёт такое определение: «Есть северная часть России, в которой все по берегу Белого моря и Северного моря от границы Карелии с финнами на восток до гор Великого пояса или Урала заключается. К югу же издревле русские поначалу часть по части овладевали и к Руси приобсчали.». Не правда ли -  это территории всё тех же Гипербореи, Биармии и Заволочья?
Есть все основания относить к Русскому Северу территории Ленинградской области с условными границами восточнее реки Волхов и севернее железнодорожной линии Волховстрой — Вологда, включая город Тихвин, как территории, в той или иной форме сохраняющие определенное культурное поле (русское деревянное зодчество и т. п.), применимое к понятию «Русский Север».

На Русском Севере сформировался особый тип дома-усадьбы в пять или шесть стен с подклетями и светелкой с балахоном (балконом), обширными хозяйственными дворами, амбарами, мастерскими. Большие северные дома свидетельствуют о былой зажиточности и успешном ведении хозяйства. В Архангельской области есть и памятники белокаменной архитектуры - в основном по Северной Двине. Образец деревянного зодчества на Русском севере: церковь в музее под открытым небом «Малые Корелы» близ Архангельска.
 
  Попробуем уточнить, с какого времени стал этот край «Русским Севером»? С какого года или события начинать мне писать эту главу?  Долго не могла определиться. Может быть, со времён Шиленьгской битвы в 1471 году -  решающего сражения за Двинскую землю между Москвой и Новгородом? Но не звучало ещё в те времена  такое название. Может быть, связать его с приездом Петра I? Но Пётр I ехал уже по Русскому Северу, а не по Двинской земле. Пожалуй, более правильно будет ввести появление такого обозначения с 1553 года, с очередным «открытием» Русского Севера, в этот раз, англичанами. Многие годы до этого Русское государство тщетно добивалось выхода на европейские рынки на Балтийском море, а путь к ним неожиданно открылся, у нас, на Севере.
    «Открытие» в этот раз приписывают некоему Ричарду Ченслору. На удивление похоже на открытие Америке, которое приписывают Колумбу, несмотря на то, что достоверно известно, что вездесущие викинги побывали в Америке лет эдак за 500 до знаменитого «первооткрывателя».   Причина «открытия» тоже не оригинальна. Экспедиция в составе трёх кораблей отправилась из Англии в 1553 году для отыскания Северного морского пути в Китай. Экипажи двух кораблей погибли во время шторма, а третий, под командованием Ричарда Ченслора достиг бухты у Николо-Корельского монастыря, находящегося на территории современного г. Северодвинск.  Ченслор был тепло принят в Холмогорах местным воеводой Феофаном Морозовым и направлен для переговоров в Москву. После встречи с русским царём Иваном IV Грозным, впервые в истории, были установлены дипломатические отношения между Россией и Великобританией, а в Лондоне была основана «Московская компания», получившая монополию на торговлю с Россией через Холмогоры вплоть до 1698 года.
  Поскольку других выходов к морю у Русского государства в то время не было, официально  был основан порт в том месте, куда  прибило штормом  английский корабль, на берегу Никольского Устья. Напротив монастыря, на острове Ягры, была оборудована якорная стоянка со складами и жилыми домами. Здесь разгружали, прибывшие с иностранными товарами морские суда и грузили товар на мелкие речные, которые везли его в Холмогоры, а оттуда — вглубь России, по Северной Двине. Сюда же приходили русские товары из Холмогор. С середины XVI в. Северная Двина и Сухона, по которым проходила водная дорога к Белому морю, стали главными реками русского государства. Они уступили первенство Волге лишь в XVII в.
 На этот же период, когда вся торговля России с Западной Европой шла по Северной Двине, приходится расцвет Холмогор. В грамоте 1588 года помещен перечень товаров, которыми торговали вХолмогорах: мед, воск, икра, масло, сало, медь, олово, свинец, «мягкие товары» (меха соболя, куницы, бобра, белки, зайца), бархат, атлас, шелк, сукно, платье, хлопчатая бумага, ладан, фимиам, перец и прочее. Иногородние купцы обязаны были останавливаться только в Холмогорском гостином дворе и там торговать. Из той же грамоты мы узнаем, что в Холмогорах торговали английские, голландские (брабантские) и шпанские «немцы».
  В это время Холмогоры стали самой заселенной областью Двинской земли. Здесь большое развитие получили речное и морское судостроение, лесопиление и мукомольное дело, смолокурение, плотничество, нарождалось косторезное ремесло, имелись канатные, прядильные и ткацкие предприятия, кузницы и слесарни. После открытия торговли с Англией в 16 веке важной отраслью экономики края становится экспортная лесодобыча.
 Холмогоры и порт Николо-Корельского монастыря начинают терять своё прежнее торговое значение только с основанием и развитием г. Архангельска. Своим появлением город обязан угрозе нападений на Русь со стороны Швеции. С XVI в. на этом месте уже шла бойкая торговля с иностранными купцами, в основном из Англии и Голландии. В 1584 г по указу Ивана IV Грозного здесь была возведена крепость, чуть позже названная Архангельским городом. На протяжении всей своей истории Архангельск был центром торговли с другими странами, причем ко времени начала правления Петра I в конце XVII века город был единственным морским портом государства, и именно здесь началась история отечественного кораблестроения.
  Рост торговых связей с Англией и Голландией в XVI в. и Ливонская война привели к перемещению русской внешней торговли на Север. В нашем крае сосредотачивалась почти вся внешняя торговля государства. Уже к 17 веку оборот Архангельской ярмарки доходил до трех миллионов рублей,  при этом весь государственный доход в 1724 году составлял 8 миллионов рублей.  Если учесть, что население всего Российского государства к началу 17 века не превышало 12 миллионов человек,  то ярмарочный оборот Русского севера можно признать весьма крупным взносом в развитие экономики России.
   Кроме бурного всплеска торговли с иностранными державами, в нашем крае было отлично  налажено собственное производство во многих сферах хозяйствования. Север изобильно снабжал внутренние области государства продуктами своей местной промышленности, среди которых наиболее важное место принадлежало рыбе (особенно семге), соли, салу и кожам морских зверей, мехами и прочей продукцией.
С незапамятных времен основным занятием населения Русского Севера были звериные и рыболовные промыслы. На взморьях и по берегам рек – всюду были разбросаны рыбные тони, с которых кормилась большая часть населения этого обширного края. Каждая семужья яма, каждое промысловое становище или зверобойный участок имели своих коренных хозяев, которые могли продавать свои владения, закладывать их целиком или паями, сдавать в аренду и завещать своим потомкам или монастырям.
В начале XVIII века поморские рыбные и зверобойные промыслы достигли своего наибольшего развития, благодаря, в том числе, и торговле с Норвегией. С XV века Норвегия была северной провинцией Дании, население которой жило довольно бедно. И если бы не торговля с поморами, на экономике Норвегии в те времена можно было бы поставить крест. Это сегодня Россия покупает рыбу у норвежцев и ест не поморскую, а норвежскую рыбу. А в 1774 году в Финнмаркене у берегов Норвегии промышляли 1300 поморов на 244 судах. Причем поморские промышленники, согласно донесению датского губернатора Фиельдштеда, «добывали рыбы больше, чем подданные короля датского». Как пишет историк А.А. Жилинский, «поморы распространяли свои морские и рыбные промыслы не только по всем углам Белого моря и Ледовитого океана: на Новой Земле, на Карском море, на Мурмане, Канинском полуострове, Груманте (Шпицбергене), но даже по всей Северной Норвегии и сами обучали мореходству и промыслам норвежцев».
Для зверобойного и рыбного промыслов, добычи жемчуга необходимы суда, поэтому в судостроение местные умельцы преуспевали всегда. Судостроение верфей на Севере известно, по крайней мере,  с XI века, когда сюда впервые проникли славяне-новгородцы. Здесь и до них уже строили деревянные суда – лодьи , а затем кочи , карбасы , раньшины , шняки , кочмары . Верфи назывались   плотбищами (от плотник, плотничать). Строительство  судов велось зимой-весной, в свободное от промыслов время. К XVI в. судостроение в Беломорье было так развито, что Иван Грозный, захватив в 1558 в ходе Ливонской войны Нарву и задумав создать там флот, вызвал из Холмогор и Вологды корабельных мастеров и послал за границу осваивать зарубежный опыт. Позднее поморские плотники принимали участие в строительстве Петербурга, работали на его судоверфях
В 1581 в Холмогорах построили большое судно западно - европейского типа – галиот, для изучения ледовой обстановки и условий морских промыслов. Оно стало первым в России исследовательским судном, ведь, еще в XII-XIII веках северные мореплаватели  на своих небольших судах бороздили просторы северных морей и Ледовитого океана вплоть до Таймыра и Аляски, совершали плавания вокруг Скандинавского полуострова, осваивали архипелаги Шпицберген, Новая земля и другие.
Северные земли были в числе тех немногих районов Руси, где добывалась соль. Солеварение в крае было поставлено очень хорошо. Так, Соловецкий монастырь имел около 50 варниц, на которых работало до 800 постоянных и около 300 временных наемных работников. Солевары Русского севера давали до 800-1000 пудов соли в год и более двухсот лет снабжали этим продуктом многие районы Московского государства.
Одним из самых старинных промыслов на севере было смолокурение. Уже во второй половине 14 века смолу гнали на продажу в поместьях новгородских бояр на Ваге. Важская смола становится предметом заморской торговли сначала новгородцев, а потом и Московской Руси. Смола употреблялась для смазки обуви, лыж, колес, в судостроении, канатном производстве, кожевенном деле. К ее качеству предъявлялись высокие требования.
Первая нефть - «земляная кровь» – доставлялась бочками в Москву для освещения улиц столицы еще во времена Ивана Грозного также с севера.
Немаловажную роль в экономике региона играл промысел слюды, который особенно интенсивно развивался в 15 веке. Слюда использовалась для окон и фонарей. В связи с ростом числа церквей и монастырей возросла потребность в выносных фонарях, использующихся во время крестного хода. Слюда также шла на оформление карет царей и богатых вельмож. Русская слюда считалась лучшей в мире и была известна в Западной Европе и Азии под названием «мусковита». Она стоила очень дорого: цена ее колебалась от 15 до 150 рублей за пуд. Так  сообщает в 1674 году в своем сочинении о русской торговле Кильбургер: «Слюда добывается между Архангельском и морским берегом у Вайгача на морском выступе и открывается в утесистых высоких горах.
Широко была развита ловля жемчуга. Жемчужные раковины добывали в устьях небольших речек: Солзе и Сюзьме на Летнем берегу, Варзуге и Поное на Терском берегу, а также в районе Колеч. Из добытого жемчуга отбиралось десятое, самое лучшее, зерно «на великого государя». Этот «государев» жемчуг отсылали в Колу, а оттуда в Москву.  Из Варзуги жемчуг шел в патриаршую казну. Именно, на Севере возникла, а отсюда распространилась и по всей Руси, во всех слоях общества необычная любовь к жемчугу. Им густо осыпали платья и кафтаны, головные уборы и обувь.
 Ещё со времён Биармии и Заволочья (а, наверняка, и раньше) Русский север является  родиной горного дела в России. В сочинении Марко Поло, где описывается Древняя Русь и ее жители, можно прочитать: «страна эта не торговая, но много у них дорогих мехов…. Много у них серебряных руд, добывают они много серебра». Ещё Господин Великий Новгород получал дань с Заволочья мехами и серебром. До настоящего времени на Севере бытуют легенды о губе Серебрянке на Новой Земле, откуда лодьи древнего Новгорода вывозили много серебря. Имеются сведения о том, что на Новую Землю рудознатцев посылал Иван Грозный. Одна из первых серебряных монет России чеканилась у нас, на севере, в Архангельске.
  С середины 16 века на Русском севере большое развитие получили добыча и выплавка железа. На «железных полях» добывали луговые, озерные и болотные руды, а «копачами» были важане, двиняне, пинежане и мезенцы. Одним из первых железоделательных заводов России стало предприятие, основанное в 1648 году на Ваге близ Шенкурска иностранцами Марселиусом и Акемой. Впоследствии  Подвинье снабжало опытными мастерами зарождавшуюся металлургическую промышленность Урала и Сибири.
 Именно, Русский север служил главным соединительным звеном между европейской Россией и Сибирью и в торговом отношении. Из жителей севера  рекрутировались участники экспедиций в районы Зауралья и Сибири, в том числе и основатели легендарной Мангазеи на Оби. О богатстве этого города ходили легенды, Мангазею прозвали «златокипящая». Только за период 1630-1637 годов — время для Мангазеи далеко не лучшее — отсюда было вывезено около полумиллиона шкурок соболей. Торговые связи города выходили далеко за пределы России: через северорусские  города он был связан с крупными компаниями Западной Европы. Во времена расцвета города (первая треть XVII века) здесь скапливалось до 2 тыс. купцов и промышленников
  Экспедиции промышленников (так в те времена называли промысловиков) с Русского Севера в земли Мангазеи  известны ещё с XVI века. В 1617 году торговые и промышленные люди вспоминали перед мангазейскими воеводами: "Ходят де они с Пинеги и с Мезени и с Двины морем, которого лета льды пропустят, в Монгазею для промыслов своих лет по 20 и по 30 и больши - на Пустоозеро и на Карскую губу на волок…"    
   Однако 1620 году — в начале правления Михаила Фёдоровича Романова — плавания по  рекам в Мангазею под страхом смертной казни были запрещены. Контролировать морской путь не представлялось возможным, в то время как все наземные пути были перекрыты таможенными постами, и невозможно было провезти ни одну шкурку соболя, не заплатив пошлину. Вторая причина — пользовались морским путём в основном наши земляки - северяне, подрывая «монополию» купечества на пушнину.
В 1693 Архангельск впервые посетил Петр I. Он выходил в море на построенной специально для него на северных верфях яхте «Святой Петр». Что изменилось у нас, на севере, после посещения  столь высокой особы?
В январе 1703 года Царь Петр I издал Указ, согласно которому все промыслы «ворваней, моржей и иных морских зверей и сала» были отданы монопольной компании возглавляемой А.Д. Меньшиковым и братьями Шафировыми. Указ запрещал ловцам и промышленникам торговать промысловой добычей помимо указанной «кумпании», а указом от 10 июня 1703 года ей были переданы права на владение промысловыми рыбными угодьями, которыми до этого владели поморские промышленники.  «Благодаря» учрежденной Петром монополии поморские промыслы стали хиреть, а население Русского Севера быстро нищать. Доходы казны, вопреки ожиданиям Петра, резко уменьшились
До основания Петербурга  Архангельск  оставался единственной русской гаванью. Даже после основания Петербурга количество иностранных кораблей, швартовавшихся в Двинской губе, не уменьшилось. Только указ Петра I от 1722 г., запрещавший привозить в северный край товаров больше, чем требуется местному населению, вызвал сокращение числа приходивших в Белое море судов. Торговый оборот начал быстро падать, и край стал превращаться в захолустную провинцию Русского государства.
   28 декабря 1708 года в России учреждаются 8 губерний, в том числе Архангелогородская, ставшая впоследствии Архангельской. Архангелогородская губерния  заняла огромную территорию на севере России площадью в 850 тысяч кв. км. Помимо земель вдоль Северной Двины в состав губернии входили север Карелии, Кольский полуостров и территория Печорского бассейна. В 1780 Архангелогородская губерния была переименована в Архангельскую. Население ее на 1 января 1914 составляло 483 тысяч человек.
По  указу Петра I  губерния простиралась от границ Датского (современной Норвегии) и Шведского (современной Финляндии) королевств до Уральских гор. Формально в созданных губерниях уездов не было — они делились на города, которым подчинялись окрестные земли. Архангельская губерния включала в себя 20 городов, центром ее стал — город Архангельской (ныне — Архангельск).
К Архангелогородской губернии были приписаны 20 городов:
1.Город Архангельской (современное название — Архангельск)
2.Вага (ныне г. Шенкурск Архангельской обл.)
3.Вологда
4.Галичь (ныне г. Галич Костромской обл.)
5.Кевроль (считается, что находился несколько в стороне от д. Кеврола Пинежского р-на Архангельской обл.)
6.Кинешма (ныне в Ивановской обл.)
7.Кологривов (ныне г. Кологрив Костромской обл.)
8.Колской Острог (ныне г. Кола Мурманской обл.)
9.Мезень (ныне в Архангельской обл.)
10.Парфеньев (ныне с. Парфеньево, райцентр Парфеньевского р-на Костромской обл.)
11.Пустозёрской Острог (сейчас г. Пустозёрск исчез, находился недалеко от современного г. Нарьян-Мар Ненецкого автономного округа)
12.Соль Вычегодская (ныне г. Сольвычегодск Архангельской обл.)
13.Соль Галицкая (ныне г. Солигалич Костромской обл.)
14.Судай (ныне в Чухломском р-не Костромской обл.)
15.Тотма (ныне г. Тотьма Вологодской обл.)
16.Устьянские волости (группа населённых пунктов по Сев. Двине, ныне в Архангельской обл.)
17.Унжа (ныне в Макарьевском р-не Костромской обл.)
18.Устюг Великий (ныне г. Великий Устюг Вологодской обл.)
19.Чаронда (ныне в Кирилловском р-не Вологодской обл.)
20.Чухлома (ныне в Костромской обл.)
    После Петра I, обеспечившего более короткий путь сообщения с Европой по Балтийскому морю, транспортное и хозяйственное значение нашего региона заметно ослабло. Частичным «утешением» можно считать то, что это стало причиной своеобразной консервации всех сторон жизни населения. Благодаря этой консервации Русский Север стал заповедником исчезающей русской культуры. Своеобразное его очередное  «открытие» произошло в начале XX века, что нашло своё отражение в творчестве Рериха, Галлен-Каллелы, работах Игоря Грабаря, Михаила Пришвина и многих других профессионалов и любителей.