Тезка

Людмила Кальчевская
 В школе заканчивался учебный цикл, близилась практика. Юрка Гагарин был середнячок, успехов особых не имел и  поэтому место практики выбирать не мог. Ждал распределения. Его направили в Институт древностей, в отдел литературы. Институт древностей создавался с целью сохранения ценнейших достижений человечества, перевода их в память интеллектуальных компьютерных систем (ИКС). Такая архивация помогает любому жителю Содружества планет увидеть и услышать прошлое.


   Работа в  отделе литературы (как говорили сотрудники - в библиотеке), не считалась
особенно интересной. Юрке предложили выбрать время, над которым он будет работать.
Юноша доверился своей интуиции и выбрал 20 век.

 А потом он вспомнил отца.
   Отец служил на Венере пилотом в планетарном флоте и редко бывал дома. Но когда выдавался свободный вечер, он любил рассказывать разные истории из прошлого. Однажды он рассказал о Юркином однофамильце, жившем в 20 веке. Юношу это очень заинтересовало, но отец не знал подробностей. Когда отец погиб, Юрка совершенно забыл о его истории. А теперь вспомнил. И вновь загорелся любопытством.

   В библиотеке ему выделили читающую машину, сокращенно Чимку. Ее задачами были чтение, систематизация, компьютерная запись книг и отправка файлов в ИКС-базу. Собственно, в Юркины обязанности входило вкладывать книги в блок-приемник, а по окончании обработки - вынимать. Рутина. Юрке было скучно. Но однажды случилось неожиданное. Машина вдруг гневно загудела и буквально выплюнула лежащую в приемнике книгу. Удивленный юноша поднял ее и вновь вложил в блок-приемник. Чимка снова выбросила. Она просто отказывалась читать.

    Говорить машина не умела, но понять ее было можно. Когда она была всем довольна, то тихо гудела и напоминала довольного котенка. Огоньки на ее панели весело перемигивались, и у оператора поднималось настроение.  Если же было что-то не так, то тихий гул превращался в рев, лампочки не играли, а просто взрывались резкими всплесками света. И это был уже не котенок, а рычащий зверь. Но чтобы выбрасывать книги – такого Юрка еще не видел. Что же это за произведение? Юноша открыл ее и стал читать. И почти сразу понял причину поведения Чимки. Это был какой-то рассказ о восстании машин. Чимка, созданная с тройным запасом принципов робототехники, была возмущена такой идеей и поэтому отказывалась читать. Пришлось книгу отложить. К другим машинам обращаться было бесполезно, они тоже не будут читать. Все читающие машины были связаны между собой, поэтому, что знала одна, то знали все.

   Юрка невольно почувствовал уважение и решил попросить Чимку найти его однофамильца, о котором когда-то рассказывал ему отец. Интересно, какой он, кем был, почему о нем помнят. Когда юноша набирал на панели управления свое задание, ему показалось, что Чимка с удивлением на него посмотрела и задумалась. Во всяком случае, именно так он истолковал редкие переливы ее огней и неровный ритм звуков.

   Долго ничего не происходило. Юрка, по-прежнему, каждый день приходил в библиотеку и они с Чимкой добросовестно трудились. Юноша старался не вспоминать о своем запросе, но, все же, ждал. Это ожидание  и поддерживало его интерес к работе, и изматывало. Душа ждала чего-то невероятного. Юрке казалось, что у него будет встреча с самим собой.

   В этот жаркий летний день все было как обычно. Поместив очередную книгу в блок-приемник Чимки, Юрка собрался было выпить холодного лимонада, но вдруг машина повела себя странно. Раздались какие-то всхлипывающие звуки, одинокий красный огонек тревожно мигал. Чимка как-бы говорила: «Внимание!» Юрка замер, затем бросился к машине. Неужели тягостное ожидание закончено?!

   Когда обработка закончилась, юноша вывел данные ИКС-файлов на видеоэкран. Книга называлась «Первый космонавт» и рассказывала о его полном тезке Юрии Алексеевиче Гагарине, жившем почти 250 лет назад. Сначала Юрку это совпадение только позабавило, но когда на экран выплыл портрет тезки, юноша был озадачен. Медленно проступали улыбчивые глаза и губы, приятное лицо… Что-то было очень знакомое, но что? Сразу он не мог понять, поэтому отправил все данные на домашний компьютер, чтобы в свободное время лучше изучить.

   Юрка никогда не спешил домой так, как сегодня. Он даже сначала не заметил школьных приятелей, которые махали ему руками с посадочной площадки флайтов. Юрка только отмахнулся и продолжил свой путь. Дома он не сразу сел за компьютер, оттягивал время, будто подсознательно боялся того, что ему сейчас откроется. Наконец, решился. Сначала прочитал информацию о тезке. Самый первый полет в космос. Всего 108 минут на орбите Земли. Сейчас этим никого не удивишь, но тогда, в 20 веке, это было круче, чем шаг в пропасть без страховки. И тот Юрий Гагарин был действительно герой.

   «Не то, что я»,- подумал Юрка и открыл фотографию. Снова появилось уже знакомое лицо. «Где же я мог его видеть?»- размышлял он, внимательно вглядываясь в каждую черточку. Тихо вошла мама, но Юрка даже не заметил. Все его внимание было  сосредоточено на портрете. Мама подошла и посмотрела, чем он занят.

«Ты что, состарил свою фотографию? А что это за одежда?»- мама взъерошила ему волосы и улыбнулась. Юрка с недоумением посмотрел сначала на маму, потом на фото тезки. Подумал, подтащил зеркало поближе к экрану и стал сравнивать изображения - свое и тезки. Мысль использовать компьютерную диагностику даже не пришла ему в голову. Но и так было все понятно. Действительно, на фото из книги был он, повзрослевший и в странной одежде, но он. «Ты не только мой тезка, ты еще и моя копия. Что за ерунда? Как такое может быть?»- вслух размышлял юноша. «О чем ты, Юра?»- спросила мама. Но он не слышал ее вопроса и продолжал что-то бормотать. Потом с досадой выключил компьютер и закрыл глаза. Мама забеспокоилась. Взяла сына за руку. Горячая, судорожно напряженная ладонь была тревожным симптомом, и мама подключила браслет-диагност. Но «карманный доктор» не выявил никаких заболеваний. «Он просто устал»,- подумала она и решила, что завтра сын останется дома. Отдохнет.

   Юрка не помнил, как оказался в постели. Ночью ему снились космические корабли и неизведанные миры, а над всеми ними всплывало лицо его тезки в старинном шлемофоне. Утром юноша не захотел оставаться дома и, несмотря на мамины возражения, отправился в институт. Еще от дверей он увидел веселое перемигивание огоньков Чимки. Она встречала его как родного. «Так и должно быть»,- удовлетворенно подумал Юрка и принялся за работу. Это была хорошая работа, ведь она подарила ему такую встречу, встречу с самим собой.

   С этого времени юноша искал любое упоминание о тезке, собирал всевозможные факты и фотографии. А знаменитое словечко «Поехали!», которое произнес Юрий Гагарин во время старта, стало его талисманом. Скоро Юрка стал лучшим знатоком по теме первых космических полетов. К нему за консультацией обращались многие, даже сотрудники отдела истории Института древностей. Всем нравилось, как он рассказывает. «Ты словно сам там был»,- говорили ему. Юрка только улыбался, но сам верил, точнее - знал, что он там был. Как это объяснить? Юноша искал ответы и в мистике, и в науке. Вспомнил даже о пресловутом переселении душ. Сейчас в эту теорию уже никто не верил, но, время от времени она вновь давала о себе знать. Может быть правда душа того Юрия Гагарина вновь переродилась в нем? Ерунда какая-то. Итак, мистику он отверг. Но и наука не
 давала ответа. Провал во времени? Путешествие в прошлое? Сомнительно. Невероятно. Не исследовано. Так все вопросы и остались вопросами.

   Пролетела практика, пролетел и последний школьный год. Юрка блестяще сдал экзамены и поступил в высшую космическую школу. Портрет первого космонавта Юрия Алексеевича Гагарина он всегда носил с собой. Все тяготы учебы с ним казались легче, все препятствия - мелкими. Юноша знал, что непременно станет космонавтом и шел к своей цели. Он был лучшим на курсе, его все хвалили, ставили другим в пример, но Юрка не считал, что делает что-то особенное. Так было надо. Только так он когда-нибудь сможет сказать: «Поехали!»