Кампания 1942 года. Глава 141

Григорий Макаров 2
                Глава 141.



 Получив в штабе Тимошенко в Сватово новое назначение, генерал-лейтенант Рябышев сел в свою "эмку" и велел шофёру ехать в Старобельск.

 В штабе вновь формируемой 28-й армии Рябышева уже ждали начальник штаба генерал-майор Мартьянов и старый боевой товарищ Рябышева, с которым они расстались прошлым летом под Дубно и с тех пор не виделись, комиссар Попель. Рябышев и Попель обнялись, затем Мартьянов вкратце ознакомил командующего с армией. Её начали формировать заново ещё в ноябре в Московском военном округе главным образом из новобранцев. С декабря армия в составе восьми стрелковых дивизий оставалась в резерве Ставки, откуда и прибыла недавно на Юго-Западный фронт.

 На следующий день Рябышев выехал в войска. Дурное настроение, не покидавшее генерала всю дорогу от Сватово до Старобельска, мало-помалу рассеялось. Материальная часть всех дивизий была в отличном состоянии, все стрелки были хорошо одеты и обуты, вооружены автоматами, во всех дивизиях имелись противотанковые батареи и подразделения бронебойщиков с противотанковыми ружьями, все артиллерийские части были укомплектованы орудиями по штату. Особенно благоприятное впечатление произвели на командарма 175-я дивизия генерал-майора Кулешова, 162-я дивизия полковника Матвеева и 38-я дивизия подполковника Доценко.

 Поздно вечером Рябышев вернулся в Старобельск и собрал расширенный Военный совет, на котором выслушал начальника разведки, начальника Оперотдела, начальника артиллерии, начальника бронетанковых войск, начальника авиации, начальника инженерной службы и своего заместителя по тылу. Совет заседал до полуночи. Командарм вкратце ознакомил подчинённых с планом предстоящей кампании. Ожидалось, что группа армий "Юг" перейдёт в середине мая к активным действиям в направлении Сталинграда и в направлении Кавказа. Однако у войск Юго-Западного направления было достаточно сил и оперативных возможностей, чтобы не только сорвать эти замыслы противника, но и разгромить группу армий "Юг" с последующим выходом на средний Днепр, к Гомелю, Киеву, Черкассам и далее на юг, к Первомайску и Николаеву.

 Первым звеном в этом далеко идущем плане должно было стать освобождение Харькова. Детали Харьковской операции Рябышев доложил в узком кругу, задержавшись в штабе с начальником разведки и командирами дивизий.

  Операция должна была начаться нанесением встречных ударов из района Волчанска и из барвенковского выступа с общим направлением на Харьков. С барвенковского выступа удар наносили 6-я армия генерала Городнянского и армейская группа генерал-майора Бобкина. Городнянскому предстояло прорвать оборону Паулюса на участке от Верхнего Бишкина (35 километров западнее Балаклеи) до Гришино (40 километров юго-западнее Балаклеи) и далее наступать на Харьков с юга, обходя левым флангом с запада. Группа Бобкина прорывала оборону противника по железной дороге Харьков-Донбасс и далее наступала на запад в направлении на Красноград, страхуя тем самым левый фланг и тыл армии Городнянского от любых оперативных неприятностей слева и сзади.

 Одновременно из района Волчанска переходила в наступление 28-я армия, поддержанная с флангов соседями - 21-й армией генерала Гордова справа и 38-й армией генерала Москаленко слева. Прорвав оборону противника от Нижеголя (16 километров севернее Волчанска) до Большой Бабки (30 километров восточнее Харькова), эти три армии наступали в обход Харькова с севера и северо-запада навстречу левому флангу армии Городнянского, с которой и соединялись, замыкали котёл вокруг Харькова, после чего переходили к расчленению и уничтожению окружённой немецкой группировки. 

 - А что известно в штабе фронта о планах операций противника против Сталинграда и Кавказа? - поинтересовался начальник разведки.

 - В Сватово и в Москве полагают, что эти операции будут иметь отвлекающий и сковывающий характер. Главный же удар противник скорее всего будет наносить в стык фронтов Западного и Юго-Западного направлений с выходом к Воронежу, форсированием верховьев Дона и последующим наступлением в обход Москвы с юга и выходом к Волге в районе Нижнего Новгорода. 

 - А что будет, если вместо наступления от Воронежа к Нижнему Новгороду противник развернёт танки на юг и ударит в глубокий тыл фронтам Юго-Западного направления? - не унимался дотошный начальник разведки.

 - В Ставке полагают, что первоочередной целью противника будет Москва. Известно, что Гитлер запрашивал в декабре мнение Гудериана по поводу возможности поворота 2-й танковой армии на юг по течению Дона на Воронеж, на что Гудериан категорически заявил, что непременным предварительным условием такого поворота должно быть занятие Тулы. В противном случае наступление вниз по течению Дона он считал крайне рискованным с оперативной точки зрения и в стратегическом отношении бесперспективным.