Два вывода

Людмила Вятская
  Тонула я дважды.

Первый раз в двадцать девять лет.

 Июль был жарким, и мы с девчонками – коллегами  в обеденный перерыв решили вчетвером съездить на Каму искупаться. Договорились накануне – купальники  были при себе. 
В то время (совсем недолго) у меня был служебный автомобиль. Водитель – Рафик – привёз нас в безлюдное место. 
Машину поставил в тени. Сам ушёл подальше в  кусты переодеваться,  чтобы нас не смущать.
 
Когда пошли к воде, наша красавица Татьяна мне и говорит: « Ты белая до неприличия. И такой у тебя синячище сзади на ноге! Где это ты так не вписалась?»


Зашли в воду, поплавали вдоль берега «по-лягушачьи».
И тут подъезжают ребята из строительного отдела.  (Похоже, все водители знали про это безлюдное место).

Люди беззаботно плавают в своё удовольствие, а я обеспокоилась: «Как же мне выходить при них  неприлично белой, да ещё с синяком?»

Решила выйти из воды, когда «строители»  уедут.
Но  никто почему-то и не торопится. Обеденный перерыв  ещё позволяет. Стоят себе на берегу, обсыхают, греются, смеются. Так и ждут моего синяка.
Тогда решила  я  вглубь сплавать: вроде не наплавалась. Хотя уже зябко стало. Может быть,  заодно и согреюсь.
 Не заметила, как доплыла до стремнины – и резко устала. Назад уже не получается. Тут  увидела  - бревно здоровое мимо проплывает. Обрадовалась, схватилась за него, («как утопающий за соломинку» здесь точно не подходит)  чтобы дыхание перевести.
И чувствую, как меня понесло течением ещё быстрее.  Стала грести одной рукой в сторону берега, держась другой за бревно. И никаких сдвигов.
Все мои действия меньше противодействия реки. Вот такой закон физики уже без всякой лирики. Про синяк и думать забыла!  Чую, что без бревна сил не хватит доплыть назад, а с бревном могу и до Турции  - вперёд, но тоже, наверное, неживая.
А те - на берегу - мне кричат: «Выходи уже! Время поджимает! Зачем тебе это бревно?!»
Сами смеются, догадки строят,  что я с ним буду делать.
Мой ответ, что я выплыть не могу, они не слышат. Всем весело.  Выражение ужаса на моём  лице  им не рассмотреть. 
И, вот, когда я мысленно с ними распрощалась,  подумав при этом, что на миру смерть и красна, но не в воде, уж точно: тут она явно синей будет,  Ильдар – водитель строительного отдела –  скорее почувствовал, чем услышал прощание славянки,  бросился в реку и поплыл  ко мне. Ухватив бревно с другого конца, он стал толкать его к берегу. Когда мы вышли из течения, он  спокойно сказал: «Бросайте бревно!  Не бойтесь -   я вас подстрахую".
 Только его уверенный спокойный голос вывел меня из состояния паники, и я подумала, что и сама бы могла догадаться, что девушке с бревном  одной не справиться - это вам не весло.
 Задержись он на  пару минут,  и не рассказала бы я вам эту поучительную  историю.
 И какой вывод? -  Некоторые комплексы могут стоить жизни.
 Освобождайтесь от них, как от ненужного бревна.



Второй случай произошёл на Вятке в 2010. Мне тогда уже пятьдесят семь было.
 
Лето выдалось аномально засушливым.
Вятка обмелела настолько, что посреди реки образовались огромные отмели. Мы доплывали на лодке до мелководья, ставили её  на якорь и играли в волейбол, стоя по колено в воде.
 
В тот день на дачу пришли мои бывшие ученицы - девчонки  сильные, спортивные, выросшие на реке, где плавать учатся с ранних лет.
Увидев наших  соседей - Галину и её мужа - заядлого рыбака Юру, играющих со своим внуком на середине Вятки, обе захотели  к ним присоединиться.
Мы с дочерью и внучкой поплыли на лодке к месту  новой забавы.   Студентки не стали ждать возвращения лодки, а поплыли самостоятельно рядом.
Движения их были уверенны и легки. Они ещё успевали с нами переговариваться. 
Наигрались мы в большой компании в удовольствие - решили возвращаться.
Лодка к тому времени была на берегу, потому что внучка захотела пить. Девчонки решили «паромщика» не ждать.
Зная физику,  студентки  ушли далеко против течения по отмели. Потом их вынесло как раз к нашей даче.
Увидев их на берегу,  самонадеянная бабушка, уже страдающая склерозом,  забыв  не только физику, «первые грабли», но и свой возраст, решила поплыть более коротким путём.
Как только я шагнула в глубину, меня тут же понесло. И сделала я всего несколько движений руками, а уже назад вернуться на мелководье не получается. Пытаюсь встать на дно – а его нет, и меня относит по течению. Я  лихорадочно сопротивляюсь, но толку мало ( в первую очередь в голове).
Юра заметил суету и потуги. Уловил панику в бегающих глазах.   Он пошёл вдоль отмели параллельно моему заплыву, крикнув: «Не проверяй дно! Греби сюда тихонько!  Тебя вынесет на отмель».  И хотя расстояние между нами было не более четырёх метров, мне не удавалось его преодолеть.
Юра шёл рядом и  повторял: «Не проверяй дно! Плыви спокойно ко мне! Не проверяй дно!»  Галина шла за ним, пытаясь придержать мужа за руку.
А я с завидным постоянством  пыталась почувствовать опору под ногами, и, не обнаружив таковой, паниковала. Сколько это продолжалось,  трудно сейчас сказать. Но мне хватило.
А Юра всё шёл и повторял: «Не проверяй дно! Плыви  спокойно ко мне! Не проверяй дно!»
 Когда, наконец, он сказал это резче и добавил ещё кое-что для связки, до меня дошли слова инструкции.
И в следующую минуту он вытянул меня за руку.  Галина вздохнула с облегчением, в глазах её стоял  ужас, наверное,  не меньший, чем у меня.

В тот раз я тоже сделала для себя вывод: короткий путь может быть  жизненно коротким.