Летчики - воспитанники Воронежского завода СК-2

Валентин Котюх
В истории Воронежского завода синтетического каучука СК-2 немало страниц, рассказывающих о подвигах его воспитанников в годы Великой Отечественной войны. Сотни заводчан сражались на фронтах, защищая нашу Родину.
       Среди них были старший табельщик завода, комсомольский секретарь заводоуправления Александр Евстигнеевич Барбашин и слесарь инструментальщик цеха №16 Иван Евстафиевич Мартыка. Работая на заводе, они закончили Воронежский аэроклуб и стали пилотами. Путь в авиацию у каждого сложился, по-разному. А.Е. Барбашин родился в 1916 году в селе Мордово Тамбовской области.

 С детства он мечтал стать летчиком. В январе 1939 года, работая на заводе СК-2, Александр поступает в аэроклуб. Учился только на отлично. Сдает нормы на три оборонных значка: ГТО, «Ворошиловский стрелк» и ГСО. Его летчик – инструктор Петр Степанович Паринов говорил: «Серьезный дисциплинированный учлет - отличник, из которого, я уверен, получится прекрасный летчик».

Иван Мартыка родился в Киевской области Богуславском районе в селе Дубенцы в 1920 году.  Рано оставшись с сестрой Ольгой без родителей, становится беспризорником. Скитающегося по стране парня, вылавливают органы народного образования и отправляют пол патронаж в колхоз в Советском районе Курской области, а оттуда его направляют учиться в Воронежский авиационный техникум. Пробелы в знании общеобразовательных предметов не дали возможности учится. В 1935 году его отчислили за неуспеваемость, и он приходит на завод СК-2 учеником слесаря. Овладев профессией слесаря – инструментальщика, Мартыка учится в аэроклубе на курсах летчика - наблюдателя.

 После их окончания, пытается поступить в авиашколу, но не сдает экзамен по тригонометрии. Не расставаясь с мечтой, Иван учится в аэроклубе на пилота и одновременно в вечерней школе ликвидирует пробелы в знаниях. Его налет на самолете к концу учебы  составлял шестьдесят часов.
Заводчане провожают своих питомцев в 1940 году служить в Красную Армию. Они становятся курсантами летного училища. Учебу прервала война.
Александр Евстигнеевич становится летчиком – истребителем. Воюет младший лейтенант Барбашин командиром звена 122 авиационного истребительного полка на Западном фронте.  В феврале 1944 года полк на 1 Украинском фронте  получает новые самолеты ЯК -1 и ЯК-9. 
14 марта 1944 года, сопровождая наши штурмовики, к городу Проскуров (ныне Хмельницкий), летчик-истребитель Барбашин вступил в бой с фашистскими истребителями. В небе над селом Редвенцы его самолет сбит врагами. Вместе с самолетом погиб и воспитанник завода. Мать Лукерья Ивановна Барбашина, проживавшая в нашем городе на улице Академика Павлова дом 9,  так и не узнала, что ее сын похоронен в центре села Редвенцы Хмельницкого района Хмельницкой области в братской могиле  у Дома культуры.

Младший лейтенант Иван Евстафиевич Мартыка на фронт попал только в ноябре 1942 года. Воевал в 889 ночном легкобомбардировочном полку на Закавказском фронте.  Летает он на самолете У-2.  4 мая 1943 года летчик награжден орденом Красная Звезда. К этому времени Иван совершил 61 ночной и 59 дневных боевых вылетов, сбросив на головы врагов 7800 килограммов  бомб. Его прицельная бомбардировка, уничтожила зенитные орудия в станице Терская и городе Моздоке. На железнодорожной станции в городе Минеральные Воды от точно сброшенной им бомбы взорвались боеприпасы, и возникший огонь пылал более четырех часов. У станицы Славянская бомбы Мартыки настигли две вражеские автомашины. В конце февраля 1943 года в  городе Новороссийск летчик поддерживает наш десант, сбрасывая бомбы  в районе цементного завода Красный Октябрь. В сентябре полк за героизм и мужество в боях за освобождение города  присвоено почетное наименование Новороссийский.
 
Вскоре лейтенант Иван Мартыка переводится в  979-й истребительный полк. Летчики соединения участвовали в Кубанском воздушном сражении, где столкнулись с лучшими асами Люфтваффе. Они принимали активное участие в освобождении Тамани, Крымского полуострова, города Севастополя и Белоруссии. За освобождение города Волковыск, в Гродненской области, полк получил почетное наименование Волковысский. Главной задачей летчиков - истребителей стала защита прославленных штурмовиков Ил-2 от атак немецких истребителей. Не ввязываясь в сражения, отбивая вражеские атаки, они сопровождали штурмовики до цели и обратно.  Наш земляк, произвел 345 боевых вылетов, сопровождая самолеты. Далее 979-й Волковысский Краснознамённый ордена Суворова истребительный  полк освобождает  Польшу.

20 декабря 1944 года Иван Мартыка  выполнял тренировочный полет на самолете ЛА-5 в районе села Тарново - Госки  Подляского воеводства у города Белосток в Польше. Самолет из-за неисправности двигателя загорелся в воздухе. До удара о землю летчик пытался спасти боевую машину. Похоронен лейтенант И. Е. Мартыка в одиночной могиле на кладбище Тарново-Госки.

Патриоты нашей Родины в жизни были простыми людьми, хорошими работниками. Став летчиками  русский Барбашин и украинец Мартыка не задумываясь отдали свои молодые жизни за Родину, за ее синее небо.