Жители сельвы

Павел Поршнев
   В прошлую субботу оказался я один дома. Жена ушла на дачу загорать, звала меня, но я совсем не любитель подставлять свое тело губительным ультрафиолетовым лучам. Не пошел. Дети все гуляли на улице. Дома одному скучно. До ночи еще было несколько часов. Чем себя заставить заняться? Начал перебирать в уме ближайшие к ПМЖ водоемы на предмет скататься и покидать спин. Однако все казалось уже обыденно-надоевшим. И тут пришло озарение: " А не проверить ли мне одну микроречку, протекающую между Яйвой и Александровском? ". Давно были мысли исследовать этот район. Идея как-то сразу зажгла. Поэтому наскоро скидав снасти в багажник машины, направился в пос.Яйва. Там, проехав в район, называемый у местных - Шелковый, оставил машину на одной полянке, недалеко от железной дороги. Одел болотники, разгрузочный жилет и со спиннингом в руках, налегке пошел по шпалам в сторону станции Вильва.
Знаю эту речку с детства. Когда проезжая на электричках в ту сторону, с интересом рассматривал ее. Маленькая такая, среди болота. Поросшая кувшинками. Судя по карте, впадает она в реку Вильву (печально известную своим загрязнением шахтными водами), в паре километрах от п.Яйва.
               Идти по насыпи довольно удобно. Поэтому дохожу минут за 20-25. Ж.д.мост через Черную (такое название у речки), тоже маленький, с окладом из деревянных брусьев, не имеющий даже ограждения. Дойдя до речки, я признаться, озадачился - она оказалась еще меньше чем я думал. Буквально 2-3 метра шириной. И на первый взгляд по колено глубиной. Течения на плесах практически не видно. И только под мостом, перетекая по крупным камням, положенным при его строительстве, видно, что река все же течет. Выше моста речка, петляя по небольшой поляне, уходит в низкорослый болотный лес. Вся поверхность ее поросла сплошным ковром кувшинки. Ниже моста расположен красивый разливчик, в виде небольшого проточного озерца метров 15 на 10, окаймленного теми же кувшинками, но имеющий и свободную от растений линзу посередине. Эта линза так и манит сделать первый заброс. Хочу уже, было собрать свой УЛ-хлыстик, но услышал вдалеке шум приближающегося поезда. Сошел с насыпи и зайдя за куст, присел в высокой траве. Огласка в моем деле не к чему. Пусть проедут. Оказалось это электричка. После ее прохода выхожу из своего укрытия и быстро собираю спин.
               Первый заброс делаю через все озерко. Мепсовскую Аглию в медной расцветке веду не спеша. Поклевка случилась неожиданно, за каких-нибудь полтора метра до выхода блесны из воды. Бойкий, стограммовый окушок видимо догонял приманку из далека. Подымаю его из воды, как самый дорогой трофей: "Ах ты красавец мой, да не бейся ты так, сейчас я тебя отпущу обратно!". Голодный, наверное, очень. Бежал через весь разлив за блесной. Понятно, тут корма не вдоволь. Река столько воды потеряла. Лето нынче малодождливое. Переношу окуня на другую сторону моста и отпускаю в реку, суеверно опасаясь, чтобы не "разболтал" своим соседям по озерку обо мне. На последующие проводки, однако, никто не откликнулся. Что позволило предположить, что «матросик» был единственным обитателем озерка. Обхожу озерко левым берегом, вернее пытаюсь обойти по зарослям травы высотой в полтора метра и вязкой болотистой почвой у основания. Очень трудно пробираться, но главное впереди видно только заросший участок реки. Сплошь кувшинка, забросить нельзя. Беру ещё левее и иду уже по твердой косе, заросшей лесом и заваленной валёжником. Периодически сворачиваю и подхожу ближе к речке, чтобы попытаться найти место свободное от травы. Пойма реки довольно широкая в некоторых местах. И в ней угадывается весенняя сила, этой, летом малозаметной, речушки. Разливается она со своих нынешних размеров, до 20 и более метров. Поливы эти свободны от леса. На одном участке река потерялась в поливной траве совершенно, пробравшись через травяной «арьергард» натыкаюсь на лёжку зверя. Пятак в два метра в диаметре с примятой травой. «И кто тут отдыхал?» На минуту становится страшновато. Из оружия у меня только спиннинг, а зверь может быть большой! И кто тут меня искать будет? Начинаю даже слегка покрикивать, что бы спугнуть зверя и избежать возможной встречи. Однако дальнейший осмотр успокоил, небольшая, протертая до земли, тропинка уходит от площадки в воду. Бобры.
             Пробравшись чуть дальше, оказался в заболоченном перелеске. Кусты, травник, разнокалиберный валёжник, все перемешано и подтоплено. Ну чем не амазонская сельва? Пробираться по ней очень тяжело. Проваливаешься выше щиколотки, а ещё беспрестанно приходится то перешагивать через брёвна, то ловить равновесие руками, вытягивая из болота засосавшуюся ногу. Уже отчаиваюсь найти, что-то интересное, но в последний момент, перед поворотом назад, услышал странный звук, похожий на звук падающей воды. Заинтриговало. Бреду дальше. В одном месте от реки отделяются пара микрорукавов, и, обтекая бугорки, параллельно заболачивая местность, текут влево. Но шум, дальше, впереди. На корточках пролез по высокой валёжине и увидел источник звука. Это небольшой прудик, образованный бобровой плотинкой!
              Ах, какое место для заброса! Настраиваю снасть и пытаюсь подойти к зеркалу пруда по очередному бобровому путику, идущему к воде через прибрежную траву, чтобы обкидать веером (выводить блесну в путик неудобно, веера не получишь). И вот он шаг в свободное от травы пространство, бултых.… И я оказываюсь в воде по пояс. «Да-а-а, углубили эти строители свой фарватер». Пытаясь больше не шуметь, выбираюсь из воды, и слегка опустив голенища болотников сливаю «лишнюю» воду. Делаю уже заброс, как получится. Блесна падает на середине прудика и на первом метре чувствую окунёвый ударчик и посадку. На том конце лески трепещется. Вывожу, беру в руку, второго трофея. И какой он интересный. Спинной плавник разделён надвое, а на боку шрам от щучьих зубов. Видать весной досталось от зубастой. Отпускаю. Бросаю снова. И опять удар. Очередной стограммовик трепещется у ног в траве. Особо не стараюсь, что бы сошёл. Сошел сам. «Как же я рад вам, мелкие жители сельвы! Не зря тащился сюда в эти дебри». Да такие ценные трофеи многого стоят! Последующий облов результатов не дал. Эта парочка оголодавших, видимо была единственными жителями прудика.
Ниже по течению реки нашел ещё небольшой разливчик без травы. Но его "обстрел", ничего не принёс. Пусто. Выдвигаюсь домой. Форсировав речку в районе двухметровой высоты, зарослей крапивы, выхожу через лес, напрямки к железной дороге. Путь назад к машине ничем особенным не был отмечен. Нашел удобный пенёк у полотна и присев, наконец, вылил воду из сапогов и отжал стельки и носки.
У машины произошло всё же одно происшествие. Засунув руку в карман мокрых штанов, я одновременно нащупал брелок сигнализации и понял свою оплошность – замочил брелок. Брелок погас и не подавал признаков жизни….
             Следующий час я занимался поиском кнопки «валет» в панели приборов, по телефону консультируясь со знакомыми сигнализаторщиками, под периодический рёв серены.… Буду впредь в нагрудный карман класть и в полиэтилен.
Такая вот рыбалка получилась.
P.S. Купил мачете однако, для ходьбы по зарослям.