8. Вавилонская башня

Кот Базилио 2
Останки всего живого, что было на земле, были снесены водами Потопа в одно место и тщательно там перемешаны. Это место – долина Шинъар или Сеннаар в синодальном переводе. Она расположена в низовьях рек Тигр и Ефрат в так называемом Междуречье или Месопотамии. Вот эту долину – фактическое кладбище – и облюбовало себе для жизни нарождающееся человечество. И, конечно же, это произошло совсем не случайно. 

Ноах и его сыновья спустились в эту долину по реке Прат (Ефрат) с Араратских гор, где нашел свое пристанище Ковчег. И хотя написано, что люди пришли в долину Шинъар «с востока», это не должно смущать, потому что выражение "микедем" (с востока) может означать также прежний образ жизни, т.е. направление «движения» от света востока во тьму запада. Расселившиеся на юге этой долины стали называть себя Шумер, а заселившие север Междуречья – Аккад.
    
Первым лидером, главой и вождем послепотопного человечества стал чернокожий сын Куша и правнук Ноаха Нимрод, благодаря своим исключительным и выдающимся личным качествам.

 «Он первый сделался богатырем на земле. Он был богатырь-ловец перед Богом» – говорит о нем Писание (Быт. 10:8-9).

Своим охотничьим достижениям Нимрод обязан был особым одеждам, которые он одевал. Это те самые одежды, которые сделал сам Господь для Адама и которые были завещаны после его смерти Шету. И далее по цепочке Ноаху. У Ноаха одежду выкрал его сын Хам и спрятал. В конце концов, они оказались у Нимрода. Дикие звери буквально впадали в столбняк перед человеком одетым в эти одежды.  Но не только из-за одежд прославился Нимрод, не только потому, что он был великий охотник. А главным образом, потому что он был могучим улавливателем душ человеческих. Нимрод был выдающимся человеком, потому что находился на очень высокой ступени духовного развития – «перед Богом» он стал могучим ловцом. Нимрод антипод Авраама, который ходил «перед Богом». И эта великая духовная мощь Нимрода была направлена не в ту сторону. Нимрод решил, что обладает достаточной силой, чтобы построить цивилизацию без Бога и против Бога.
    
Имя «Нимрод», выражающее, как обычно в Торе (на Лашон га-Кодеш), глубинную суть и характеристику его носителя, происходит от корня марад означающего «восставать, поднимать мятеж». Нимрод сплотил вокруг себя послепотопное человечество, объединив его идеей спасения собственными силами, не уповая на небеса. Для этого он убедил народ объявить «войну небесам». Почему Нимрод увидел такую возможность? Потому что у него в руках был могучий инструмент, силу и значения которого он хорошо осознал и усвоил. «На земле был один язык и слова немногие».

Один язык – это Лашон га-Кодеш, при помощи которого был создан мир, и слова которого выражали и отражали самую потаенную суть объектов и явлений этого мира. А «слова немногие» – это отсутствие разночтений  имен и понятий этого мира. От такого разночтения (сколько умов – столько и мнений) весьма страдает современный человек и это является причиной недоразумений и недопонимания нашего времени. Если вы, например, хотите свои суждения и концепции по тем или иным вопросам донести до разумения других людей, вам необходимо потратить значительные усилия на выработку и точное определение терминов понятийного аппарата. Насколько точно, доступно и однозначно вы сможете дать такие определения, настолько же однозначно и точно, возможно (но не обязательно), вы будете поняты. Вот поэтому один из законов Мэрфи гласит, что если ясность вашего изложения не допускает иного толкования, кто-то обязательно вас поймет неправильно.
    
Другое гениальное средство, которым воспользовался Нимрод для объединения людей – совместное, общее дело. Причем дело, обладающее важной особенностью: его можно начать, но у него в принципе не может быть конца. Таким делом стало строительство башни «главою до небес». Зачем? Во-первых, сделать себе имя. Во-вторых, чтобы не рассеяться по лицу земли.
    
Пожалуй, в этом месте можно сделать отступление и поговорить вот о чем. Творец, закончив устройство мира, не покинул его и не отправился по своим делам. Но, напротив, постоянно и непрестанно оказывает определенное влияние на все, что существует в мире. Мало того, только лишь благодаря этому непрерывному влиянию – например, свету исходящему от Творца – этот мир только и существует. Но это влияние не обязательно напрямую от Творца, но также и через ряд опосредованных механизмов. Сама так называемая материя, из которой все устроено в материальном мире, – один из таких механизмов. И неизменные физические законы (например, всемирного тяготения), которые управляют движением материи, тоже такой механизм. Духовный мир и его обитатели – тоже такой механизм. Другими словами земля и все, что есть на ней, как, впрочем, и вся вселенная, существуют лишь потому, что такое решение принято в сферах духовных, т.е. на небесах. Это одностороннее влияние – «сверху вниз».

Но вот на земле появляется совершенно особое творение – человек, и вместе с ним  возможность обратного влияния – «снизу вверх». Мало того – теперь именно от человека зависит, сколько будет дано «сверху», и какое влияние окажут духовные миры на землю. Творец, создавая человека, наделил его способностью участвовать в процессе распределения в мире необходимой жизненной энергии. Каким образом? Человек должен ходить пред Господом, начертанными для него путями. Другими словами – соблюдать заповеди. Если человек живет по Божьему Закону и соблюдает заповеди, то количество жизненной энергии в мире увеличивается, что приводит к положительным изменениям в мире буквально во всех областях. И наоборот. Если человек решает жить без Бога, – а он волен поступить именно так, – то количество такой энергии уменьшается, и это приводит к развитию деструктивных и дегенеративных явлений в мире.
    
Вот тут скрывается некоторая иллюзорная (потому что временная) возможность. Не соблюдая никаких заповедей, попытаться перенаправить жизненную энергию в нужное для себя русло, воздействуя на посредников в передаче этой энергии. Такая штука называется магия или колдовство.
    
Во всех этих премудростях прекрасно разбирались Нимрод и его окружение, т.к. они владели Лашон га-Кодеш. Знать имя какой-то вещи на Святом языке означает знать ее духовную сущность, ангела, который управляет этой вещью. Нимрод и его поколение могли влиять путем заклинания на духовные сущности, скрывающиеся за вещами и предметами мира. Владея всеми этими знаниями, Нимрод и его окружение решили изменить порядок в мире, установленный Творцом.

Они решили, что сами смогут диктовать Небесам чего им нужно, когда и сколько. Они решили все то добро, которое обещано Творцом человеку на определенных условиях, получить просто так, без всяких усилий. Не стремясь улучшать свою природу, но наоборот, потворствуя всем своим низменным страстям. Вот для этой цели и понадобилось строить башню.
    
    
Но это один аспект этой истории. Есть и другие. Например, стремление к единоличной и безграничной власти. Если Нимрод решил объявить себя царем всего мира, всей вселенной, то никаких других царей и властителей больше уже не может быть. Поэтому первоочередная задача – подорвать веру в истинного Царя этого мира, объявить Его не всесильным, не всемогущим или просто не существующим и занять его место. Для этого необходимо было объявить войну Небесам. Башня главою до Небес и должна была послужить доказательством «истинного» положения дел, показать, кто на самом деле обладает могуществом.
    
Долина Шинъар в наибольшей степени удовлетворяла требованиям к месту, где возможно было осуществить все эти планы. Эта долина была таким «местом силы». Потому что там все было перемешано, перемешаны останки прежнего мира. Нимрод это увидел и рассчитал, возможно, используя указания звезд. Он понял, что именно в этом месте возможно перемешать небесное и земное, построить жизнь по собственному усмотрению, получить все блага с небес и ничего не отдать взамен.
    
Могло ли завершиться успехом дело Нимрода? Обязательно. Потому обеспокоился Бог и сказал: «Теперь не будет для них ничего невозможного – что бы они ни вздумали делать» (11:6). Синодальный перевод: «вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать» расставляет несколько иные акценты.
    
Долина Шинъар была идеальным местом, но естественного материала для строительства башни в ней не было. Тогда Нимрод и его сторонники решили, раз камня нет, будем делать искусственные камни – кирпичи, как написано «и стали у них кирпичи вместо камня». История не оставила почти никаких свидетельств об этом грандиозном предприятии. А в грандиозности его не стоит сомневаться. Вскоре башня достигла такой высоты, что требовался год, чтобы кирпич от места производства доставить до строительной площадки на вершине возводимой башни. И если кто-то случайно ронял кирпич, и он падал вниз, раздавался всеобщий стон неподдельного горя. Но если кто-то оступался и летел в пропасть, то этого никто даже и не замечал.
    
Ситуация становилась критической. Поэтому сказал Бог: «Давайте сойдем и смешаем язык их, чтобы один не понимал языка другого».

Но язык был один. Что же смешал Господь? Смешение коснулось того состояния языка, о котором сказано, что «слова были немногие». Появились те самые разночтения, о которых я уже говорил. В мидрашах об этом рассказано простым языком, но глубина мысли от этого не становится меньше. Говорится, что это смешение произошло мгновенно, среди дня, застав всех врасплох. Люди продолжали слышать как будто знакомые слова, но в головах у них перепутались их значения. Например, кто-нибудь говорил: «Передайте мне ведро воды». Но вместо ведра воды ему протягивали веревку. Начался невообразимый хаос и суматоха. Все в исступлении орали друг на друга и выходили из себя в бессильной злобе. Так как ничего не помогало, вскоре перешли в рукопашную и схватились за оружие. О продолжении строительства уже никто более не помышлял. В конце концов, все плюнули в сердцах на эту стройку и разошлись в разные стороны.

И чем дальше люди уходили друг от друга, тем все более непохожими становились их языки. Но все же необходимо подчеркнуть здесь, что дело вовсе не в том, что возникли разные языки. Ушло истинное знание имен. Лашон га-Кодеш был забыт. Сегодня люди, даже говорящие на одном языке  понимают друг друга с трудом, а часто не понимают совсем. Сколько бед и раздоров приносит это непонимание. Зачем же Господь все это допустил?
    
Как ни странно это разделение языков во всей истории человеческой играет положительную роль. Оно защищает человечество от новой попытки строительства башни «до небес». И хотя было не раз в истории, когда пользующиеся для передачи мыслей одним языком пытались соорудить нечто в стиле той Башни из Вавилона, говорящие на другом языке неизменно рано или поздно разрушали все их намерения и планы.
    
Это прекрасно знали и понимали основатели Советского государства на русской земле. Поэтому они не жалели ни сил, ни средств для победы мировой революции. И хотя советский народ одолел немцев во Вторую мировую войну, Сталин и коммунистическая партия потерпели сокрушительное поражение так и не сумев совершить мировую революцию. Дни Советского государства оказались сочтены. И ни Брежнев, ни Горбачев, ни Ельцин не виноваты в развале СССР. Виновата Вавилонская Башня и смешение языков.
    
А что же Нимрод? Нимрод никак не пострадал, и мы еще встретимся с ним, когда будем говорить о жизни Авраама.

Иллюстрация: Полотно голандского живописца Лукаса ван Валькенборха (Lucas van Valckenborch 1535 – 1597) "Вавилонская башня" (1568).