Дети любят пироги!

Анна Мартынчик
Бакалейный отдел любимого магазинчика. Здесь я с определенной целью: для выпечки мне нужно купить мак. Очки на носу – пытаюсь сосредоточенно изучить ассортимент, однако звонкий спор за спиной вынудил меня отвлечься от «макового» вопроса.
- Купи! Купи! – настойчиво вторила маленькая белокурая малышка. Эта настойчивость рисовала на её курносом носике чудеснейшие мимические морщинки.
- Не дури мне голову! – который раз слышался один и тот же ответ матери (которая, кстати, морщила носик аналогичным образом).
- Купи!
- Ты его всё равно есть не будешь! Я же знаю тебя!
- Ну и что!
Мне стало интересно: что же такое важное просила малышка, заранее зная, что есть «это» не будет. Смотрю: малышка держит в руках пасхальный куличик, втиснутый в вакуумную упаковку так, что если бы глазурь умела кричать, она бы вопила о помощи в высвобождении.
В общем, эта канитель:
«- Купи!
-Не куплю!
- Купи!
- А ну-ка перестань!»
– продолжалась довольно таки долго, пока малышка не убедила и маму и вместе с тем всех посетителей магазина в необходимости покупки, в сердцах воскликнув на кассе:
- Ну как же вы не понимаете: дети любят пироги! Не обязательно же их есть!

Ооо! Ну разве не истина трепещет в детском голосе? Не знаю как вы, а я сразу вспомнила себя в детстве.
Предпасхальное настроение было особенным: улыбалась душа, предвкушая наслаждение от волшебного процесса лепки пирогов. В моей семье так уж было заведено, что варганили ни куличи, а пироги: обязательно один огромный, и несколько маленьких: в дар соседям и близким.
И вот стоишь ты, значит, на стульчике (чтобы доставать до столешницы), и внимательно наблюдаешь за тем, как масло из твердого и белого превращается в жидкое и желтенькое, греясь на маааленьком огоньке; за тем,как медленно растворяется в теплом молоке раскрошенная плиточка дрожжей; за тем,как цельное яйцо просто разделить на желток и белок. Я знала, что желток такой яркий, потому что любит сладкое и, конечно же, мама вот-вот начнет растирать его по глиняной тарелочке с сахаром.
 Муку, под мамкиным контролем, разрешалось вводить мне.
- Только с нежностью… - шептала мама, - Тесто – это тело: оно всё слышит и чувствует. Нужно быть очень нежной и думать только о хорошем – иначе пирог не поднимется!
Я боялась сделать лишнее движение, лишний шум, ведь так важно, чтобы пирог вырос высоким и пористым!
Ну, и самое важное в процессе «пирогоприготовления» – это что? Конечно смаковать сырое тесто! Вообще для меня оно было никаким не сырым, ведь оно такое вкусное: сладенькое, тягучее, тепленькое…Мммм!
И как-то совсем не страшили предупреждения о том, что можно схлопотать заворот кишок и угодить в больницу. Ну как может принести вред такая вкуснотища, да и к тому же- домашняя! Я четко знала: всё домашнее полезно, и поэтому бесстрашно отрывала лакомые кусочки располневшего от комфорта тела теста. В самом тихом, самом теплом местечке, укрытое льняным полотенечком – разве оно могло не располнеть? А я периодически кончиками остреньких пальчиков  отщипывала  по чуть-чуть с разных боков, совершенствуя его формы. Интересно было наблюдать за тем, как быстро затягиваются «ранки-оторвыши».
Тесто «подходило» в большом синем тазу, который я сама предлагала вымыть (там столько остается на стенках да на донышке!)
По рецептуре бабушки Тамары никакой белковой глазури на пирогах не было. Наши пироги украшали плетеные из раскатанных полосочек теста колоски-косички, цветы, белочки и птички; а на самом большом пироге – всегда аккуратненький крест в центре…Тут шутки в сторону: символика…
Ооо! Ещё один неотъемлемый элемент Пасхи – яйца! Мы никогда не наряжали их красителями: только луковая шелуха. Цвет получался насыщенным: то ли тёмно бардовый, то ли золотисто-коричневый…
Утром все эти Пасхальные красоты нужно обязательно освятить (мы ещё святили и соль).  Какой бы ни была погода,поток людей к храму нескончаемый. Отыскав местечко, втискиваешься со своей корзинкой в общий ряд и пока ждешь священника, можно полюбоваться шедеврами кулинарии рядом стоящих. Это очень здорово! Некоторые взрослые, конечно, не подавали вида, что им интересно, какие лакомства будут на столах у других, однако волей не волей мельком поглядывали то на одну, то на другую корзинку. А я не скрывала своего любопытства: открыто восхищалась тем, насколько не похожие эти куличи да пироги, насколько уникальна каждая деталь, каждый узорчик. Даже белковая глазурь у каждого лежала как-то по-особенному.
Нас, детей, забавляло то, как взрослые умеют рисовать серьёзность на своих лицах, словно весь этот волшебный процесс - вовсе не волшебный и лёгкий, а требующий сосредоточения и усердной работы каждой толики сознания. Детишки даже при виде благородного дядюшки священника не могли сбросить наивной улыбки, что поблескивала на губах, на ресничках и в четко очерченных зрачках. Да и сам дядюшка священник светился изнутри как большой, но только уж очень мудрый ребенок.  Ой, а как здорово попасть под брызги освященной воды! Это же такая радость: упадет капелька на щечку или на кисть – и весь свой путь, пока бежит по коже, ласкает, нежит и целует.  Оп: впиталась…
Целую неделю наслаждаешься вкусом сливочных домашних пирогов. Угощаешь всех, кого только не приведет к твоему порогу попутный ветер. Детская непосредственность позволяла мне делать так: отрезаешь, значит, два огромных куска пирога (желательно не с корицей, а с грецкими орехами) – и бегом во двор – угощать голубоглазую подружку и угощаться самой. Сидим на какой-нибудь перекладине, весенний ветерок разносит крошки в разные стороны: какая-то крошка в волосах запутается, а какую-то - внизу уже ожидают налетевшие голуби…Помню-помню…
Пасхальные пироги обязательно нужно испечь на Радуницу, чтобы угостить тех, кого помнишь и любишь. Кстати, замечали ли вы, что в этот день всегда очень солнечно? На кладбище вела узкая песчаная дорожка, светлым ковром простирающаяся через лес. Пора подснежников (преимущественно белых). Всматриваюсь в аккуратненькие цветочные головки, сидя на корточках. Можно даже погладить бархатные лепесточки…только не срывать!
Большая яма за ограждением территории, где спокойно и где покоятся - источник золотого песка. Песок прогрелся за день и его приятно ощущать в ладошках. Но я приехала не для этого: «Бабушка, милая моя бабушка» - в мыслях говорю с портретом, -« Я принесла тебе самый вкусный кусочек пасхального пирога! Не приторный и не пресный-как ты любишь…И яйцо принесла. Хотела самое яркое для тебя сберечь, но его кто-то разбил в «пасхальных боях»…Это тоже очень красивое!..Бабушка, добрая моя, ласковая бабушка, с праздником тебя!»
Глаза мамы застеклили слезинки, и подбородок дрожит.
- Слезы у неё близко, - объяснял папа.
Ох, как близко…
Столько чувств! Мурашки по коже…А, между прочим, мак я так и не выбрала. В таком случае: что я делаю у кассы? Ах да: малышка с пасхальным куличом…Ой как всё ноет внутри: ну кто покупает пасхальные лакомства? Белый, пресный кулич, на вкус – батон с глазурью – разве это правильно?  Ни сырого теста тебе, ни рассказов о волшебстве праздника, ни ожиданий: когда  рукотворное чудо наконец хоть немного остынет…Ааай!
 - А все-таки, - поинтересовалась я у молоденькой женщины, активно пробивающей по кассе покупку за покупкой, -  Купили малышке кулич?
- Купили...
- Ну, хоть так…
«Все дети любят пироги!»…Малышка сможет прочувствовать праздник, ведь на столе будет Пасхальный кулич…Это очень важно! А есть его совсем не обязательно…