Старые Баллыкуль. Медовые озера

Татьяна Челышева
СТАРЫЕ БАЛЛЫКУЛЬ: МЕДОВЫЕ ОЗЕРА, КАРАМЕЛЬНЫЕ БЕРЕГА…
Если ребенок с младенчества не любит молоко и воротит нос от киселя, то рассказывать ему на ночь сказки про молочные реки и кисельные берега – неблагодарное дело. Приходится вносить коррективы в многовековую сказочную историю. Медовые озера с карамельными берегами - самое то. И самое реальное, как выяснилось. Находятся такие озера в 152 километрах от Казани, в Алькеевском районе – село Старые Баллыкуль (медовые озера. Перевод с татарского).

МЕДОВОЕ СОЛНЦЕ
В Старые Баллыкуль мы попали после страшного ливня. Всю дорогу от Казани разверзались над нашей машиной хляби небесные и, казалось, не будет этим дождевым потокам ни конца ни края. Но край случился в Базарных Матаках. Дождь неожиданно кончился, и оставшуюся до Старых Баллыкулей дорогу светило солнце. Яркое, медовое – такое бывает только в дни солнечных затмений.

СЛАДКАЯ ВОДА
Деревня встретила нас озером – круглым, будто обведенным циркулем. По нему плавали невероятно большие белоснежные утки, и лишь недостаточная длина шей не давала им превратиться в белых лебедей…
Метров через двести открылось перед нами еще одно круглое озеро, густо заросшее по берегам белыми соцветиями кашки. За кашкой по кругу же росли голубые неопознанные нами цветочки. Третьим кругом обрамляли озеро розовые мальвы. Вроде сорняки – а как красиво!
- Почему название вашей деревни переводится как «медовые озера»? – спрашиваем у дедушки, вышедшего на дорогу полюбопытствовать на приезжих.
- А это раньше, когда коров не было, молока не было – пили воду из этих озер, - объясняет Габбас-бабай. – Вкусная вода была, сладкая…
На пригорочке у другого дома нас уже поджидает розовощекая бабушка Амина-аби:
- Пчел здесь много, - выдает она свою медовую версию. – Меда много, вот поэтому и медовыми озера называются.

РЫЖИЙ ШМЕЛЬ
Пчел в Баллыкуле мы не приметили, однако что-то, похожее на гигантского рыжего шмеля, стремительно приближалось к нам по дороге. «Шмель» резко притормозил у машины и превратился… в большого медового петуха. Таких петухов даже на бройлерных фабриках не бывает. Он растопырил свои медово-карамельные крылья и навострил на нас клюв-жало. Кукарекать не стал – и так страшно. Просто петух Баскервилей какой-то!
- Это он кур своих защищает, - пояснил появившийся из ниоткуда старичок с палочкой-посохом. Любопытные куры, каждая величиной с хорошую рождественскую индюшку, квохтали поодаль. Оперенье их было гречишно-медовым.

УЛЬИ НА ДНЕ
- Что за куры у вас огромные? Чем вы их кормите? – интересуемся у дедушки.
- А они воду вон пьют из медового озера, - отвечает Магдан-бабай. – Туда на дно ульи упали – вот оно и замедовилось.

ГИМАЛАЙСКИЙ МЕДВЕДЬ
У дома дедушки - Магдан-бабая – развалилась баскервилевских же размеров собака: огромная и добродушная. Лапы – как у гималайского медведя. Она устрашающе зевает во всю пасть, демонстрируя пришельцам из города сахарные клыки. Потом лениво чешет гигантской лапой гигантское ухо. Густая шелковистая шерсть колышется и переливается на солнышке медовыми волнами. Именно такого цвета бывает ароматный, солнечный, липовый мед.

ЕГЕРМЕ
О количестве озер, которые разбросаны по деревне то там то сям, мы слышали разные версии. Габбас-бабай сказал, что их «штуки три, наверное». Дядя Миша, которого мы встретили на улице Якты куль (ясное озеро – ред.), уверил, что их восемь: «в том купаются, в том и в том – рыбу ловят, а в том – на лодке плавают...» А Амина-аби, долго загибая пальцы, выдала рекордную цифру: «егерме» (двадцать. Перевод с татарского – ред.)


МЕЧТА МАТРОСКИНА
В любом случае такое количество озер на душу населения (а в Баллыкулях таких душ осталось человек 30-40, все подались в город) вызывает зависть, особенно у водных знаков, к коим мы себя и причисляем. Каждой оставшейся семье – по медовому озеру! Это ли не сказка?! Мы бы такое   богатство ни на какой город не променяли. Тем более здесь, как в Простоквашино – заходите и живите. Многие заброшенные дома заброшены прямо с мебелью, даже телевизор есть! И печка на пол-кухни – зимняя мечта кота Матроскина. И конура для Шарика, даже если этот Шарик размером с бегемота. Да мы все в этой конуре поместимся, никакого нам дома не надо!

_______________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
От Казани – в сторону Базарных Матак. А прямо перед Матаками – направо, в сторону Ульяновска, – 6 километров до указателя «Ст. Баллыкуль – 0,3».

ГДЕ ОСТАНОВИТЬСЯ:
Мы уже приметили себе деревянный домик с резными наличниками. Хотим прикупить его у родственников дедушки-ветерана, который года три как отправился в мир иной. Дозваниваемся до Алькеева по телефону, который нам с готовностью продиктовали будущие соседи-баллыкульцы.
…И банька во дворе есть, и сарай и гараж, в котором, говорят, стоит раритетный запорожец. Так что, милости просим к нам, на новоселье!

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
Нужны ли какие-либо искусственные достопримечательности в деревне с медовыми озерами?! Где рыбачить можно прямо из окна дома и выуживать на свет божий золотистых, будто подкопченных (или медовых?) карасиков и гибридов?

ЛЕГЕНДЫ:
Еще одну легенду про медовые озера мы услышали в Казани. От учительницы начальных классов школы № 9 Гузель Ильдаровны Адыгамовой. Еще когда эта учительница сама была маленькой ученицей возили ее родители в Старые Баллыкули к бабушке. Бабушка и рассказывала: «До революции, жил в этой деревне богатый бай. Было у него много ульев, много пчел, много меда: липового, гречишного, цветочного, верескового… Чтобы не досталось это медовое богатство большевикам, обратился бай к местной колдунье и та наколдовала: сделала так, чтобы все ульи ушли под воду.
История склонна к повторениям. Все произошло почти как в шотландской балладе Роберта Стивенсона:

А мне костер не страшен
Пускай со мной умрет
Моя святая тайна,
Мой вересковый мед...