7. Егерь

Лидия Калашникова
        Приехала я как-то к подруге, которая жила в горном районе нашего края. Люблю горы! Побывать там – это побывать в раю.
        У меня была последняя неделя отпуска, и хотелось дать отдых душе, впечатлений от общения с природой.
         Подруга должна была ходить на работу, поэтому договорилась с соседом, чтоб он свозил меня к всемирно-известной пещере, куда мне давно хотелось попасть, но никак не получалось по разным причинам. Она заранее приготовила для нас продуктов для этой «поездке на природу» на весь день.

         Утром за мной зашел Сергей. Так состоялось наше знакомство.
Конечно, до этого подруга мне немного рассказала о своих соседях и о нем, что должно было вызвать доверие. Он окончил физмат пединститута у нас в крае, но уже несколько лет в школе не работал, а стал егерем, ведь вокруг была тайга, которую он знал и любил с детства.
         На небе ничто не предвещало плохой погоды. Я удобно устроилась рядом с Сергеем в его «ниве». Человек он очень общительный, с которым было легко и просто, поэтому вскоре мы уже дружно общались с ним. Я с радостью смотрела вперед и по сторонам, любуясь горами и всеми
окрестностями, которые очень радовали меня.
         Всю дорогу Сергей мне что-то рассказывал о жизни, о работе, обо всем  и ни о чем.

         Через некоторое время мы остановились у источника, рядом с которым росло дерево, увешанное цветными ленточками в знак поклонения духам. Здесь этот обычай свято соблюдался, как и в глубине Горного Алтая.  Проезжая такое место, необходимо было остановиться и поклониться духам природы. Я тоже привязала ленточку от носового платка, так как ничего другого у меня не было, попила водицы из источника и умылась этой водой.  Рядом была скамеечка, чтоб путник мог отдохнуть. Фотоаппарат у меня был с собой и Сергей, конечно же, был назначен «придворным фотографом», чтоб запечатлеть события моей жизни.

         Самое интересное, что рядом был указатель: в этих местах находился каскад водопадов. Я у водопада никогда не была, поэтому душа загорелась желанием все увидеть. Сергей не спешил согласиться изменить наш маршрут, словно что-то обдумывал. Позже я поняла, что ему мешало принять это решение сразу. И все же, видя, как загорелись мои глаза,он принял это решение.
         Дорога к водопадам была обычной для таких мест, но «нива» была еще из тех, которым любая дорога нипочем. Вокруг горная  тайга, поваленные местами деревья, заросли кустов, цветы и травы, которые местами были мне почти до плеч. Красота была необычная и удивительная.
         Сергей дал мне бинокль, с которым, как егерь, он не расставался. Теперь я могла временами осмотреть то, что обычному зрению было недоступно.
         Вскоре дороги вперед не стало и машину пришлось оставить на небольшой площадке у скалы неподалеку от ручки. Дальше мы шли пешком, временами переходя речку вброд, так как даже лесины через нее не были брошены, чтоб перебраться на другой берег. Тайга!
         Теперь-то я поняла, почему Сергей думал, идти или нет к водопадам. Он был в туфлях, я в кроссовках, а здесь нужны были сапоги…

          Мы двигались все дальше и дальше, миновали перекаты, небольшой водопадик на речке, как начал моросить мелкий дождичек, но даже мысли о возвращении не возникало. Дорога шла то с легким подъемом, то нужно было карабкаться вверх, цепляясь за кусты. Сергей подсказывал, за какие кусты стоит цепляться, а за какие не стоит, а иногда подавал руку и помогал подняться. Порой я его просила убавить темп,так как мне не хватало дыхания идти с такой скоростью.
         Он, человек, живший с детства в горах и привыкший к преодолению таких препятствий, мог идти быстро в гору, а я, выросшая в городе, неспортивная, вечно уклоняющаяся или освобожденная от физкультуры, такого темпа вынести не могла.

         На одном из подъемов, рядом с водопадом Сергей присел на пенек и предложил мне свои колени, так как все вокруг было мокрым от дождя и брызг водопада. Я присела к нему на колено, чтоб хоть чуток отдохнуть, хотя я немного стеснялась, но ведь усталость брала свое… Дальше опять был спуск, идти было скользко. Трава, кусты, корни под ногами были мокрые.
         И вот, наконец, впереди впечатляющее зрелище – большой
водопад, метров семидесяти высоты падения воды. Грандиозно! Сергей говорил с ним, как со старым знакомым, называя «Седым».
- Здравствуй, Седой, как давно мы с тобой не встречались!

         Я тоже поклонилась водопаду, пила воду и умывалась в чаше водопада, стараясь с ним сродниться, как всегда роднилась с природой. С
любимыми местами на нашей Земле.
         Очень хотелось Солнышка, и я стала его вызвать, воздев руки к небу. Я часто говорила с солнцем, и контакт с ним у меня был всегда. Сергей, меж тем, незаметно от меня сфотографировал момент, когда Солнышко выглянуло. Но и я его незаметно сфотографировала, когда он неожиданно полез вверх, чтоб сорвать для меня цветов. Какой крупный был здесь чабрец, красивый и благоуханный.
        Долго мы там не были, но в памяти моей этот день остался навсегда. Налюбовавшись этим дивным местом глухой тайги, где, казалось, не ступала нога человека, мы двинулись обратно. Было скользко, и я даже раз упала, поскользнувшись о мокрый корень. Тут меня Сергей опять сфотографировал в этой смешной позе.

       Обратно путь всегда короче. Дорога знакомая, да и подъемов практически не было. Вскоре мы дошли до оставленной нами «нивы».
       Солнышко светило ярко, к полудню стало жарко. Мы пришли мокрые, грязные, поэтому пришлось раздеться, искупаться в горной речке и замыть, застирать нашу одежды и обувь. Все развесили по кустам для просушки, а сами принялись устраиваться на обед, вытащив свои съестные припасы, которых было с избытком. За едой мы опять говорили и говорили.
        А потом растянулись под жаркими солнечными лучами, глядя на плывущие по голубому небу облака. Пение птиц было прекрасным аккомпониментом. Ах, как все-таки прекрасно здесь, в горной тайге! Сергей рассказал, как любил астрономию и подрабатывал в планетарии, когда учился в институте и конечно же я теребила его вопросами о его нынешней работе.
- Сереж, а почему ты стал егерем?
- Отец был охотником и меня за собой таскал, вот я и полюбил это с детства. Представляешь, - рассказывал мне Сергей, - когда у нас с Людмилой была свадьба и отец подарил мне охотничье ружье, то этот день стал для меня более знаменательным, не из-за свадьбы, а из-за этого подарка.

      Он рассказывал, а я представляла себе эту сцену, видя его горящие глаза, а в душе шевельнулась жалость к его невесте, которая, бросив все, поехала за ним из города в небольшое село этого отделенного района.
- Что у тебя за работа? Расскажи, - попросила его я, так как совсем ничего не знала об этом.
- Смотрю за всем живым, что находится на моем участке, - начал говорить Сергей.
- А это твой участок, - спросила я его, перебивая, говоря о месте, где мы находились.
- Нет. Мой - в другой стороне от села.
- Жаль, - сказала я грустно оттого, что столь чудные места не на его участке.
- Егеря пересчитывают животных и птиц, учет их ведут, соль подвозят для животных, а иногда и корм, когда бывают голодные зимы… Правда денег на кормежку всегда мало.
- Сереж, а как это можно пересчитать-то? – удивленно спросила я его.
- По следам, что они оставляют на определенном участке и их количеству, обычно зимой, когда лучше видно, а потом используют специальные формулы для расчета.
- Надо же! – удивленно и чуть восхищенно воскликнула я, - значит, и твоя математика тебе пригодилась? А какие здесь животные?
- Кабан, медведь, волк, лисы, зайцы, боры…, - начал перечислять мой спутник, - много разных…

      Я удивленно глядела на него и ловила каждое его слово. Все мне было интересно. Не дослушав весь перечень, я вновь и вновь задавала ему вопросы.
- Наверное, и браконьеры бывают?
- Не просто бывают. Это обычное дело. Я постоянно прислушиваюсь, не прозвучит ли выстрел, а звучат они чаще, чем хотелось бы. Наша задача следить за тем, чтоб отстрел птиц и зверей был в установленные для охоты сроки  установленном порядке, согласно «охотбилетов», чтоб количество отстреленного не превышало допустимое, делать во время отметки у охотников…
      Рассказывал Сергей, а я вспоминала сцены из кинофильмов, и он мне виделся их героем.
- И бывали опасные ситуации? – встревожено спросила я его.
- Конечно, были, но ведь стараешься не нарываться на конфликтные ситуации, обходить их… много приходится беседовать с населением,
разъяснять… Главное не задержать браконьера, а предупредить незаконный отстрел зверья. Иногда протокол составляешь, а иногда этим и ограничиваешься.

       Надо ведь еще и доказать, кто застрелил, скажем, лося, если и обнаружил тушу… не всегда браконьеры все берут, чаще частично только. Трудно задержать браконьеров с поличным, - говорил Сергей, а я представляла все это перед собой, как в кино, слушая его рассказ, мне было жаль животных. Перед глазами была косуля, виденная мной в тайге, такая она была беззащитная, пугливая, и все ж любопытная, коль появляется вблизи людей. Я совсем не понимала охотников… что ими руководит?
- А с медведями ты тоже встречался? – поинтересовалась я у Сергея.
- Конечно. Было и такое. Как-то увидел неожиданно и совсем неподалеку от меня медведицу с медвежатами. Опасно это очень. Хорошо, что ветер был не в мою сторону. Она не увидела, не услышала и не почувствовала меня. Я затаился и очень долго пришлось ждать, пока они не ушли. Обычно я на коне, а Тополек мой всегда меня предупредит, если что…
- А охотиться ты можешь в любое время? - спросила я его, как охотника.
- Как все. Мы часто с охотниками выезжаем, на охоте присутствуем, отметку в охотничьем билете делаем. Иногда охотники сами просят подстраховать, на случай промаха, ведь «охотбилет» дорого стоит, а если промахнешься. То домой с пустыми руками отправиться можешь…
- Так иногда ты вместо них стреляешь, - удивилась я, не представляя такого.
- Только мой выстрел не может быть первым. Вот поэтому и труднее вести отстрел и не испортить шкурку.
- Вон оно что! – удивилась и восхитилась я своим спутником, который умел метко стрелять.
- А хочешь пострелять, - спросил Сергей неожиданно, - недавно новый карабин купил и еще не пристрелял его как следует, - сказал, а сам полез за сиденье и начал вытаскивать оружие из чехла, не дожидаясь моего ответа.

      Конечно же, я с радостью согласилась, ведь редко такая возможность предоставляется, и я не стреляла уже много лет, разве что в тире.
      Мы остановились и пошли в сторону от дороги. Природу наши часто туристы «украшают» разными ставшими ненужными вещали. Бутылками, банками и прочим. Такое в тайге - тоже не редкость. Сергей поставил на камень возле скалы кое-что из собранных «реликвий» в качестве мишеней для стрельбы, остальное мы собрали в кучу, чтоб хоть что-то сжечь на костре. А ведь могли бы это сделать туристы сами или увезти за собой.

      Ох! сколько живописных мест края изгажено!.. Душа болит за природу, недаром она пытается нам напомнить, кто сильнее: то извержение вулкана, то землетрясение, то наводнение… Люди словно слепые и глухие или ничего непонимающие…
- Ну, иди сюда, - позвал Сергей, приготовив место для стрельбы лежа метрах в ста от камня с мишенями.
      Он выстрелил и объяснил мне, как надо стрелять, чтоб от отдачи не болело плечо, как смотреть в оптический прицел, где должна быть мушка для цели и когда нажать на курок…
       Я выстрелила и не попала в цель с первого раза, но зато потом стала стрелять метко. О, какая была я этим гордая!
      Отдохнули, я научилась чему-то новому, что-то новое узнала. Пора было ехать домой, а ехали мы уже другой дорогой, через участок Сергея, ведь день был рабочий и он должен был показаться там, взглянуть, что там происходит, послушать, нет ли выстрелов… Ничего подозрительного мы не слышали и не видели.
- Хочешь на бобров поглядеть, - спросил Сергей, зная уже, что мне все интересно и все хочется знать.
     Мой ответ его не удивил и конечно же я согласилась. Мы подъехали к речке с небольшой запрудой. Мой спутник показал мне домики в воде, построенные бобрами, рассказал о жизни бобров, а сами они, услышав нас,
попрятались.

     За время поездки Сергей рассказал мне еще очень и очень многое. Рассказал, как его тополек поранил в тайге ногу зимой и не мог идти. Сергею пришлось две ночи провести вместе с ним, греясь друг о друга, пока конь не смог идти. Ох, как переживала тогда его мама, волнуясь за сына.
     Еще о том, как ездил на охоту с немцами, которым легче поохотиться здесь у нас за многие тысячи километров от дома, чем у себя в Германии. Рассказывал он с юмором, я слушала, будто читала книгу или глядела кино, хорошо представляя себя все рассказанные мне истории, будто сама была их свидетелем.
      Рассказывал о том, как отдыхали здесь гости из Москвы, наши «думские» законодатели, а также наши местные, из края… Множество рассказов забылось… Как жаль, что не сделала заметок в своем блокноте…
      Вернулись мы уже к вечеру. Сергей повел меня знакомить с мамой и бабушкой, да показать бобровые шкурки. Мама и бабушка встретили меня радушно. Я после этого не раз приезжала не только к подруге, но и к ним в гости и всегда была встречена с искренней любовью и лаской. Они мечтали, чтоб я стала их снохой, но этого не случилось.  Его мама называла меня Ромашкой. Наверное потому, что лицо было загорелым, а волосы белые. Он очень любила цветы и у нее в огороде росли огромные ромашки.

      Видно его и моя судьба ждала нас где-то в другом месте.
      А с Сергеем мы общаемся, как близкие друзья, которых многое связывает. Теплые чувства остались вместе с воспоминаниями.