Кошки - родина оптимистов

Татьяна Челышева
Есть только три места на земле, где кошкам – особый почет и уважение.  Египет, где все помнят, как кошки более двух тысяч лет назад спасли поля от нашествия грызунов; Санкт-Петербург, где коты отвоевали у крыс Эрмитаж; и Казань, которая не только этих самых котов Петербургу одолжила, но еще и воспитала крысоловов правильно, проделывая эту воспитательную работу аж со времен кота Алабрыса, который «сладко ел, сладко спал…»  Мы расширили географию знаменитых кошачьих мест  -  обнаружив в Алькеевском районе Татарстана село Кошки и отправились туда, вооружившись, вместо карты-врушки, навигатором.

«ПЕРЕЙДИТЕ ПО ТЕКУЩЕЙ ДОРОГЕ!»
До чего дошла полярность между прогрессом и регрессом! Там, в далекой Японии, даже не особо выдающиеся японские умы придумали как с помощью спутника и какой-то не очень хорошо изъясняющейся по-русски тетеньки, найти любую деревню в российской глубинке, по какой дороге до нее доехать… А дороги-то и нет! До села Кошки, по крайней мере, она проложена лишь в проселочном варианте и ездит по ней народ в 21 веке на… гужевом транспорте – в санях, запряженных в каурую лошадку.

ДА ЗДРАВСТВУЕТ ОПТИМИЗАЦИЯ!
Две такие подводы, полные разнокалиберных детей, попались нам навстречу. Это учеников кошкинской средней школы развозили по домам, по соседним деревням. Именно такой вид транспорта рекомендован министерством образования в селах, не оснащенных асфальтовой дорогой. Экономия получается налицо: закрыть в окрестных деревнях школы, которые тяжело содержать из-за малого количества учеников и возить это малое количество в другую деревню на коняшках – даже на бензин тратиться не надо! Только на минималку «водителям». И детям какое удовольствие! Городские-то школьники такое удовольствие получают только в новогодние каникулы на городских елках и только за деньги. А тут по два раза в день: до и после уроков. В общем, да здравствует оптимизация!

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ
Наши развеселые мысли прервал голос «оттуда». Тетенька из навигатора сообщила, что мы приехали к пункту назначения – в центр села Кошки. Слева большое белое здание и даже с колоннами – клуб, справа, судя по лесенкам и беседкам – детский сад, и дверь там, не смотря на трескучий крещенский мороз, призывно распахнута настежь. Заходим.
Среди шкафчиков с чебурашками и зайчиками за столом сидит женщина с двумя калькуляторами. От нее и узнаем, что все вокруг - и чебурашки и шкафчики  –  обман зрения. Попали мы вовсе не в детский сад, а в… сельсовет. Потому что детей детсадовского возраста в Кошках уж года два как нет, а бывшее здание сельсовета слишком большое, отапливать его дорого, вот и перебрались сюда. Оптимизировали расходы, так сказать.
Секретарь кошкинского сельсовета Ирина Гришина рассказала нам, что  Кошки – село большое, и хотя в нем нет садика, зато есть школа, магазин, медпункт, клуб и все исправно функционирует.

ПОТЕРЯ ЧЕСТИ
По санному следу добрались мы до школы. Во дворе дежурила еще одна лошадиная повозка, в сене, в ожидании вызова на линию, лежал огромный лохматый пес – и ему и лошади двадцатишестиградусный мороз совершенно не мешал предаваться полуденному отдыху.
В школе нас встретили с распростертыми объятиями: «Ура! Компьютерщики приехали!». И заметно огорчились, что с компьютерами мы помочь ничем не можем в отличие от умельцев из Базарных Матак, которых здесь с нетерпением ожидают. Но чаем напоили! Да таким горячим, что мы даже перчатки в учительской забыли – зачем они отогретому чаем телу? Хотя, по кошкинским приметам, потеря перчаток - к потере чести!

УСЛАДА СТРУН ДУШИ
Что мне нравится в сельских школах (в оставшихся после оптимизации сельских школах!), это услада ностальгирующих по советским временам струн души. Тут тебе и самодельные, на картонках, портреты Менделеева и Пушкина, и всяческие конусы с пирамидками, оставшиеся со времен уроков черчения, и клетчатые доски для игры в шашки, приколоченные прямо к перилам – очень удобно для сеансов одновременной игры на переменах… И никаких интерактивных досок, лишающих младое поколение осязательных учебных удовольствий.

РАЙСКОЕ МЕСТО
Завуч школы Ирина Викторовна Исаева не только доставила нам ностальгическое наслаждение, проведя экскурсию по вверенному ей учебному заведению, но и поразила нас своим здоровым оптимизмом. Не часто встретишь в деревне такого всем довольного человека:
- У нас тут просто рай! – рекламировала она заснеженные окрестности. - Летом - ягоды, рыба в реке, все к нам отдыхать и рыбачить приезжают. У нас тут плотина – как море, курортный отдых. Осенью – грибов видимо-невидимо. Наша речка Бездна имеет двойное дно, поэтому никогда не пересыхает, даже этим летом. Мы здесь классно живем!
- А как с работой? – интересуемся осторожно.
- Кто работать хочет, того работа всегда найдет, - философски замечает Ирина Викторовна. – Можно в соседний совхоз вон поехать. Можно скотину выращивать. У людей и гуси, и утки, и куры есть. Пчелами занимаются многие. И по две машины имеют. В достатке народ живет. Я вот никогда все это не брошу и в город не хочу даже! Правду говорю. У нас тут раньше совхоз «Правда» был. Поэтому народ не только правдивый, но и трудолюбивый – всегда раньше всех уборку урожая завершали. Сейчас тот костяк рабочий, конечно, понемногу уходит… И виной этому плохая экология – из Дмитровграда, где всякие химикаты производят, на нас все сдувает: то роса странная какая-то выпадет на капусту, то еще чего…

ДАЖЕ В МОСКВЕ НЕ ЗНАЮТ
Слово за слово, добрались мы и до виновников названия деревни.
- Почему Кошки ваше село называется?
- Может, и совру чего, - честно призналась Ирина Викторовна, -  но я слышала такую историю: будто бы кошки, а их тут всегда много было, в самые голодные годы выходили в центр села и их все жители подкармливали, чем могли, не давали умереть.
- Мы этот вопрос еще в школе всем задавали, - добавил свекр Ирины Викторовны, которого мы повстречали попозже, - даже в Москву писали… Но никто нам так и не ответил.
Старейшие жители села - Илья Кузьмич и Елизавета Павловна Артюхины - тоже лишь пожали плечами: кошки, мол, они и есть кошки. У них даже кошку просто Кошкой зовут. А печку – Печкой.
Кто-то вспомнил барина Кошкина. На том версии и закончились.


СОБАЧЬИ СВАДЬБЫ НА КОШАЧЬЕЙ ЗЕМЛЕ
Самих же усатых-полосатых видно на селе не было, не смотря на то, что кошкинцы уверяли:
- Да полно здесь этих кошек…
- Да спасу от них нет…
- Кошек тут видимо-невидимо…
- Кошек полно, а вот собак всех съели наши пьяницы. 15 штук съели, представляете! У нас уже две собаки пропали…  Скоро и этого пса съедят, опять без собаки останемся.
Однако, уважающие себя и свое здоровье кошки, в такую лютую крещенскую погоду на улицу и носа не казали. В отличие от собак, которые ходили за нами гурьбой. Свадьбы у них, - поясняли селяне. Несъеденные женихи и невесты являли собой действительно аппетитное зрелище. Чувствовалось, что живут они в холе-в лелее, сладко едят, сладко спят… А в свободное от такого времяпрепровождения время гуляют в компании себе подобных по селу, совершенно игнорируя его антисобачье название. 
_________________________________________________________
КАК ДОБРАТЬСЯ:
Очень просто. Берите навигатор, и он доведет вас до пункта назначения через Базарные Матаки, а там, на выезде, направо и еще 23 километра. Указатели отсутствуют за ненадобностью. Видно народ здесь продвинутый – все с навигаторами. Всего от Казани до Кошек 167 километров.

ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ:
Конечно же, Троицкая церковь, которую строили с 1880 по 1889 год. На средства прихожан по проекту архитектора барона Генриха Владимировича Розена под руководством архитектора Александра Ефимовича Остовского. Подрядчиком был крестьянин Макар Александрович Шапошников. Приход у церкви был более 700 человек. Сейчас она в полуразрушенном состоянии, но этим «полу» в сторону восстановления обязана брату Николаю из села Чувашское Шапкино. Церковь потихоньку реставрируют, отремонтировали крышу. Летом она даже работает: приезжают служители из Булгар, служат молебны… А зимой она и без молебнов поражает своим величием. 

БЫЛОЕ
Село Кошки известно, по сведениям Института татарской энциклопедии, с 1700 года. В дореволюционных источниках оно упоминается также как Троицкое Кошкино. До 1860 года крестьяне здесь занимались земледелием, разведением скота, вязанием рыболовных сетей, мукомольным, кирпичным, плотничным и колёсным промыслами. В начале 20 века в Кошках функционировали Троицкая церковь, церковно-приходская школа (открыта в 1884), 13 ветряных мельниц, крупообдирка, 1 казённая винная и 3 мелочные лавки,  проходила ярмарка. Земельный надел сельской общины составлял 3780,8 десятин. До 1920 село входило в Кузнечихинскую волость  Спасского уезда Казанской губернии. С 1920 в составе Спасского кантона ТАССР. С 1930 года - в Спасском, с 1935 - в Кузнечихинском, с 1960 в Куйбышевском, с 1965 - в Алькеевском районах. Число жителей, увы, идет на убыль: в 1782 году здесь насчитывалось 114 душ мужского пола; в 1859 проживало 1086 человек, через сто лет народу стало вдвое меньше -  595 человек, в 1989 - 310 человек. Сегодня число кошкинцев едва достигает 200 жителей, 46 из которых учатся в школе.

ГЕРОИ
Кошкинская средняя школа носит имя Исаева. Не того, который явился прообразом разведчика Штирлица, но тоже известного героя. Иван Исаев учился в кошкинской школе и погиб в Чечне в 1995 году.