Тихая Сосна

Александра Мазманиди
      
Глава из Воспоминаний о моём послевоенном детстве.

      Наша речка – Тихая Сосна - протекала неспешно и задумчиво неподалёку от нашего дома. На реке, вблизи от нас, было два пляжа с бело-жёлтым  мелким песочком, сначала  - пляж мужской, а  чуть дальше – женский. Речка была действительно тихая и  неширокая, всюду росли жёлтые   кувшинки, белые лилии, по берегам с двух сторон высокие камыши, в заводях – ряска. Там можно было увидеть (если повезёт) дикую утку с утятами. Речка была лучшим развлечением летом и зимой для острогожцев - взрослых и детей.

     Когда расцветали камышовые пушки, мы обламывали их,  дули на них и пушинки разлетались вокруг, попадая в глаза, нос – везде. Мальчишки  поджигали пушки, и они горели как порох, отгоняя комаров.
Из лилий мы делали венки на голову, а из кувшинок бусы-ожерелья. Но наши украшения, к сожалению, очень быстро увядали.

      Рано утром в воде можно было увидеть песчаное речное  дно и рыбок, плавающих вокруг ног. Мы очень любили купаться рано утром и поздно вечером, тогда можно было плавать нагишом. Красота!Солнце едва всходило, прохлада... Водичка теплая, тёплая как парное молоко,  звенящая тишина вокруг, только лягушки квакают - переговариваются: « ква, ква, а ты какова?»
    
     Так было, когда мы подросли, а малышнёй нас одних купаться не отпускали. Так мы отсылали на всякий случай Любу к бабушке отпроситься. Она с удовольствием бегала, потом возвращалась к нам и грозно говорила: «Бачка казала – ни шагу!» и топала ножкой. Это значило, что нам нельзя даже с крыльца спускаться. И мы послушно оставались дома, изнывая от духоты.
Вечером, когда кто-то из взрослых приходил домой (обычно это была т. Катя, она работала до трёх часов) и мы довольные вприпрыжку, наконец, бежали купаться. Плавать учились на ведрах: берёшь цинковое ведро, переворачиваешь его, чтобы не попала вода  внутрь, а воздух остался (надо было исхитриться), держишься двумя руками за ведро и во все силы колотишь-молотишь ногами по воде. Через неделю мы плавали как рыбы.

    Был и другой способ: брали наволочку от подушки, намачивали, выкручивали, потом её надо было «открыть», напустить как можно больше воздуха, кружась и срочно завязать. Но мы больше любили плавать на «ведрах».

     Однажды Галя одна убежала на речку (мы, мелюзга, ей надоедали) и она старалась сбежать, чтобы мы не увязались за ней.Пляж был ниже зооветтехникума. Вот у неё  и украли трусики, пока она купалась, а плавали дети всегда голенькие. Как она, бедная, добралась домой – не знаю, кажется, украдкой добежала через улицу, к домам по правой стороне, прячась в кустах до бабуси Кати, а та дала ей полотенце. Я думаю, что с перепуга она не догадалась сделать себе юбочку из лопухов, растущих в большом количестве по над речкой. Тогда часто воровали трусики, если  положишь их в лопухи, а сама - в речку, особенно, если они были новенькие, трикотажные или шёлковые, красивые, (в основном трусики шили из остатков, клочков материала от платьев взрослых) обидно было и горько, да ещё девчонкам и дома попадало от взрослых за ротозейство.
               
         Зимой речка замерзала, а так как берег перед пляжем был крутой, мы с этой горки катались.   Горка была двойная, можно сказать - с трамплином, вела она прямиком в речку. Опасная горка.  Случалось, дети выбивали зубы и прикусывали языки. Но не все и не каждый день, не пугайтесь. Малышня каталась на санках только с нижней горки, а большие дети - на санках и лыжах сразу с двух горок. Младших на верхнюю горку дети постарше не пускали. Так как если зазеваешься, можно было ненароком залететь в полынью. Приходилось тормозить ногами  и лавировать, кто как мог.

     А весной речка вскрывалась, и начинался ледоход, лёд темнел, вспухал, его взрывали далеко от моста, чтобы льдины не повредили мост. По нашей тихой (летом) речке быстро  и шумно плыли обломки досок, деревьев, иногда на льдине проплывал испуганный заяц или собака, невесть откуда взявшаяся там. Часто Тихая Сосна разливалась очень сильно и подтопляла  дома, стоящие  в низине.

     Мы часто ходили смотреть ледоход, а когда учились в школе, то ходили на пленэры с учителем рисования  и черчения Петром  Алексеевичем осенью, зимой и весной, одно и то же место зарисовывали в разные времена года.  Было так интересно наблюдать изменения природы в разные времена года, да ещё и запечатлевать всё это на бумаге кто как мог. Потом нам давали слушать чудесную музыку - «Времена года» П. И. Чайковского. Талантливый был учитель, ничего не скажешь. Он был без двух пальцев на левой руке, говорили, что был ранен на войне. Мы стеснялись расспрашивать его об этом, но уважали его безмерно.
Продолжение следует.