К врачу - за радостью

Светлана Словцова -Канакина
Кто-то меня не поймет, скажет раздраженно: «Странный человек, не знает, что ли, что мы едим, чем дышим, какую воду пьем. А люди-то как испортились, так и норовят локтем задвинуть. За какой радостью идти к врачам?»

Да, на Кольском полуострове снег черный от промышленных выбросов. А в соседней Финляндии снег такой чистый, что мамочки разрешают его своим детям есть. В Европе, как поется в одной песне, каждое озеро – Байкал. Немцы очистили реку Рейн, когда узнали, какая она у них грязная.

Мы же в последнее время частенько всерьез обсуждаем надвигающийся конец света от экологической катастрофы. Нечего больше обсуждать? Видно, мы – не очень люди, если об экологии только охаем и ничего конкретного не делаем... А времена бывали и суровей.

Медицинский мир Краснодара знает хирурга Петрова, 32 года после войны возглавлявшего госпиталь для ветеранов. Но мало кто знает о военной судьбе врача. Плен под Сталинградом, полная дистрофия. Обреченные  на смерть соседи по нарам подползают ночью к покинувшим этот свет, чтобы утолить животный голод. У Петрова детское недоумение в глазах так и осталось на всю жизнь при  этих воспоминаниях.

Волею судьбы один из немногих выжил именно он. Выжил, чтобы потом до 73 лет стоять у операционного стола.

Кто работал с Петровым, вспоминают его необыкновенную притягательную нравственную силу, его душу, его дух.

Дух, душа…  А что это такое?

Может, это сила жить? А ее отсутствие – бессилие, уход в болезни или скверный характер?

Психоаналитики о пресловутой Салтычихе, замучившей в 19 веке сотню своих крестьян, говорят как о жертве сексуальных расстройств.  Может, они и правы. Но сексуальный разгул тоже имеет свои корни. Эгоизм, неспособность к сопереживанию, по-моему, и бросают человека в манию величия, когда он берет на себя право казнить и миловать.

Как-то общалась с врачом, лечившим астматических больных. Не особо надеясь на интересный ответ, спросила – есть ли нечто общее в характерах людей, болеющих этим заболеванием? Ответ для меня был неожиданным. «Есть, - сказал врач, - как правило, это люди, не умеющие прощать, люди из проблемных семей. Прошу их:  не держите в себе зла!»

Получается, чтобы не болеть, не только за лекарствами в аптеку нужно бегать. В себя заглянуть не мешало бы, на окружающих внимательней посмотреть. Главное  – погода в доме, что опять-таки от силы нашего духа, от силы нашей любви. Выходит, что дух – это еще и любовь?

А кто-то болеет не астмой, а, допустим, ангиной. А вот ангинами нередко болеют дети, которым не дают говорить, то есть быть самими собой. Оказывается, не все родители способны на любовь, которая окрыляет, дает уверенность в себе, заставляет детей светиться счастьем.

В Америке, как сказала мне одна знакомая, слово «люблю» учат людей говорить десятки раз на день. Этот опыт, похоже, перенимает и наша медицина. Знаю кардиолога, который говорит своим пациентам: «Полюбите себя!», и только потом выписывает лекарства.

Что происходит с нами, когда мы по-доброму относимся к себе, к другим, улыбаемся от души? Да просто у нас выделяется гормон радости – эндорфин, нормализующий химию организма. Он возникает от хорошего настроения, а может вырабатываться и от физической нагрузки. У спортсменов есть такое понятие – мышечная радость, которая  возникает всякий раз после тренировок.

Согласитесь – улыбчивые и собранные люди реже болеют.

А не умеем улыбаться, да еще и в мышцах застой (не делаем зарядку по утрам) – плохо дело. Заработал в организме адреналин. Он-то и вызывает бессонницу, страхи, тревоги, и именно от него везде мерещатся враги. Благоприятная почва для болезней и накопления мусора в характере.

Одна старушка, рассказывали мне, взяла в дом кошку, чтобы воинственному внучку было на ком вымещать злобу. Нелюди – говорим  о таких. Нелюди, но еще и несчастный народец. Слышали вполне научную версию, что и преступники болеют одинаково?

В жизни нет мелочей. Если в детстве не научиться сострадать, то потом немудрено «с чистой совестью» истязать Землю, мучить своим несовершенством близких и неблизких людей. А это – семимильный шаг  к саморазрушению. Конец света – это конец в человеке Человека.

Давайте жить в радость, копить радость, создавать ее добрыми делами. И не держаться за свои недостатки под предлогом, что этот мир несовершенен. МЫ ПРИШЛИ СЮДА, ЧТОБЫ СДЕЛАТЬ ЕГО ЛУЧШЕ.

Жена известного режиссера Митты («Экипаж» помните?), когда сердится на мужа, печет ему пирог. Чтобы «пристыдить». Он пирог съедает и мирится с женой.
А если бы вместо пирога была примитивная  реакция - месть?

Думаю, что в этом случае она никогда не ответила бы на вопрос корреспондента – как вы, художник детского издательства, очень занятой на службе человек, совмещаете творчество с домашними делами? -  что И МЫТЬЕ ПОСУДЫ ЕЙ ТОЖЕ В РАДОСТЬ.