Игры информации

Соколов Сергей
Кому-то может показаться неразумным, тратить силы и время на выяснение роли информации в жизни человека. Действительно, её руками не потрогаешь, в рот не положишь и на себя не наденешь. Только есть у информации один нюанс: заполняя собой мировое пространство, она управляет человеком. Каждый из нас купается в информации. Мы погружены в неё. Мы пронизаны ею. Информация преобразуется в нас в образ, отражающий окружающий мир. Можно, конечно, не осознавать существования информации в таком виде. Можно вообще не говорить о ней. Информация от наших представлений о ней мало изменится. Она всё равно будет существовать всегда и повсюду. Она настойчиво будет менять наше состояние.

Причина такого влияния информации проста: информация «энергетична». Информация несёт энергию. Восприняли мы одну информацию – задумались. Восприняли другую – начали действовать. Третья информация способна изменить нас, способна повлиять на физиологические процессы внутри нашего тела. Энергия информации меняет нас.

Окружающий нас мир не нуждается в нашем осознании информации. Он ведёт себя так, словно ему ведомо, что без информации нет жизни. Мир такой, какой он есть, а вот, каким его воспринимаем и представляем мы, зависит только от нас. Это наша проблема. Проблема в том, что мы не осознаём, что являемся следствием различных информационных взаимодействий. Без взаимодействия с мировой информацией нас просто не будет. Мы есть информационный сгусток, который без этого взаимодействия не превратится в объект, способный на поступки ради себя и ради других людей. Что же в таком случае более значимо для нас, чем информация?

Каждый человек воспринимает информацию по-своему. Одна и та же информация одного делает счастливым, у другого – вызывает зависть, а третий – даже не отреагирует на неё. Восприятие информации напрямую зависит от нашего общего развития. Только поэтому индивидуальный мир каждого из нас насыщен нюансами, которых нет в аналогичном мире других людей.

Информацией пронизано всё, что состоит из вещества. Информация заполняет пространство между вещественными объектами. Пространство «дышит» информацией. Понятие «информация» значительно шире, чем понятие «материя». Материя включает в себя только самую плотную часть информационных взаимодействий.

Информацию несут все проявления мира. Информация нивелирует грань между его материальными и идеальными составляющими. В то же время именно отличие информации, исходящей от них, и позволяет говорить об этих разных явлениях обособленно. Без их особых информационных характеристик такого разговора, вообще, не было бы. Информация связывает воедино все явления в мире. Полная её совокупность формирует единое для всего сущего информационное пространство.

Входят в это пространство и явления, о которых мы не знаем ничего. Не их вина в том, что информация, которую они излучают, не может быть принята и понята нами. В то же время мы и неведомые нам явления существуют на равных в едином информационном пространстве. Это оно делает невозможным наше независимое от них существование. Оно же обеспечивает и наше взаимовлияние.

Никто и ничто не может существовать без того, чтобы проинформировать окружающее пространство о себе. В каждой точке пространства всегда есть информация обо всех существующих явлениях. Все они воспринимаются только через информацию. Поэтому противопоставлять отдельные проявления мира только потому, что люди не могут получить от них необходимое для понимания количество информации – кощунство.

Многогранные проявления информации редко осознаются в повседневной жизни. Мы же должны учитывать их, чтобы не стать игрушкой в руках провидения. Для понимания этого, не требуется особых усилий. Достаточно остановиться, оглядеться и подумать: «А правильно ли я представляю мир, в котором живу? Всё ли в нём так просто, как кажется? Может быть, есть в нём потаённые дорожки, которые ведут прямо к моей цели? Может быть, есть в нём тропинки, которые ведут прямо к счастью?»

Можно, конечно, заявить: «Раз я ничего не ощущаю и не осознаю, значит, вокруг меня нет ничего интересного. Значит, нет вокруг ничего достойного моего внимания. Значит, нет вокруг меня ничего такого, чего бы я не знал». Можно вести себя и так, тем более что так ведут себя многие люди. Встать в позу «всезнайки», конечно, можно, но это будет поза страуса, спрятавшего голову в песок. Такой способ существования мало приемлем для «человека разумного», а ведь именно такими задумывала нас когда-то природа. Такими мы себя и воспринимаем – разумными и информированными.

Человек и начинается как человек, как особое явление природы, именно с осознания приходящей к нему информации. Особенностью нашего взаимодействия с информацией является то, что мы выхватываем из неё отдельные фрагменты, а затем складываем из них образ всего мира. На этот образ мы непременно накладываем «узор» собственной жизни.

Информация сама по себе не бывает ни плохой, ни хорошей. Не бывает она злой или доброй. Информация нейтральна, но не всегда безобидна. Она такая, какая есть, не больше того, но и не меньше. Различные оттенки информации придаёт её контакт с нами. Влияя на информацию своим состоянием, мы даём ей новую жизнь. Подчас эта жизнь совсем не такая, какая была уготована её источником. Общаясь с информацией, мы только реализуем своё право быть информированными обо всём, что происходит вокруг. Правда, не всякий человек может воспользоваться этим правом: не всякая информация доступна ему. Общение с информацией требует готовности. Этот факт отражает лишь некоторое своенравие информации. Для неразвитого человека многое из общего информационного потока как бы и не существует вовсе.

А что мы сами? Да, в принципе ничего. Обычно мы не замечаем подобных требований к себе со стороны информации. Когда информация уходит от понимания, мы просто отмахиваемся от неё: «Не понимаю, значит, мне это не нужно». Хотя в этом непонимании виноваты мы сами, наш предыдущий жизненный опыт.

Совокупная информация едина для всех. Она одна по сути. Она одинаково входит в контакт с людьми, правда, по-разному влияет на них. По-разному единая информация и осознаётся людьми. У каждого человека своя «информационная» чувствительность. Один видит мир «красным». Другой – «синим». Третий – «жёлтым». Все вместе они живут «на белом свете». Именно индивидуальная способность к восприятию информации является основной причиной дискуссий, споров и конфликтов. Чувствительность к информации меняется в течение жизни. Она меняется аналогично тому, как меняется физическая сила. Информационная чувствительность меняется вместе с нашим общим состоянием.

В мире вещественном мы можем чувствовать себя вполне спокойно, ориентируясь на «полосатые» органы чувств. В мире информационном мы можем положиться только на развитое неразрывное сознание.

Нашему сознанию для развития требуется тренировка. В качестве такой тренировки и используются осознаваемые взаимодействия с информацией. Наше сознание способно получать информацию о любых проявлениях реальности. Оно позволяет познавать даже те объекты, которые лежат вне зоны восприятия органов чувств. Для сознания не важно, к какой сфере реальности, материальной или идеальной, они относятся. Оно само выбирает «информационную территорию». Только развитое сознание позволяет нам воспринимать реальность такой, какая она есть.

Нашу «личную информационную территорию» никто не может сузить, но и расширить её, кроме нас самих, не сможет никто. Эта территория ограничена сферой нашего активного сознания. Она определяется нашей способностью осознавать происходящие вокруг процессы. Осознавая приходящую извне информацию, мы сами устанавливаем границы мира, в котором живём. Осознанно огрубляя восприятие, мы выбрасываем из своего мира всё, что на наш взгляд является несущественным для нас. Таких явлений набирается достаточно много. Независимо от нашего поведения эти явления продолжают существовать в реальности. Они продолжают воздействовать на нас. «Отброшенных явлений» значительно больше, чем явлений воспринимаемых органами чувств. В итоге, полагаясь только на своё тело, мы пользуемся усечённой информацией о действительности. Из информационных фрагментов мы, как мозаику, собираем картины разных ситуаций. Из них мы складываем картину окружающего мира. Подобной обрывочной информацией мы обосновываем свои поступки. Под неё подгоняем свои желания и оценки других людей. В итоге, мы так же фрагментарно строим свою жизнь. «Информационно ограниченный человек» втискивает свою судьбу в свои обрывочные представления.

В информационном плане судьба – это долгосрочная программа, созданная природой. Она своя для каждого из нас. Мы легко следуем своей судьбе, если в нас развиты навыки работы с информацией. Беда в том, для нас беда, что эти навыки никто, кроме нас самих, развить не сможет и развивать не будет. Естественно, судьба не выдерживает нашего напора. Она «ломается», когда по ней бьют невежеством, когда её корёжат неправильными представлениями о себе.

Пренебрежение к своему развитию делает нас «интеллектуальными лентяями». Лень сознания – это тоже наше состояние. Оно не есть что-то сверхъестественное. К нему мы приходим вследствие своего выбора, вследствие своего предшествующего решения. Как следствие, мы оказываемся в кругу одних и тех же жизненных ситуаций и проблем, создаваемых нашими представлениями о жизни. Мы постоянно наступаем на одни и те же «информационные грабли».

Интеллектуальная лень не безобидна, как кажется на первый взгляд. Она приносит свои, «особые», плоды. Поведение лентяя не безразлично окружающему миру. Окружающий мир реагирует на него. И, когда лентяй мешает общему движению, мир подсказывает ему, хлопая по попке: «Изменись! Задумайся! Больно? Будет ещё больнее, если не научишься понимать то, о чём тебе говорят!»

Мир вокруг нас не верит словам. Он слабо реагирует на них. Для него слова – это колебания воздушной среды. К намерениям он только прислушивается. Мир откликается на наши действия. Действия эти всегда правильны, если мы понимаем, что в основе нашей жизни лежат всеобщие законы развития. Информация об этих законах доступна всем. Не все придают ей значение. Эта информация только тогда является подспорьем для нас, когда становится основой нашей жизни. Имея информацию о здоровье, но, не имея навыков работы с телом, мы не сможем управлять своим здоровьем. Крепкое здоровье останется вне сферы нашего влияния. Имея информацию о богатстве, но, не зная законов, по которым оно создаётся, мы всю жизнь будем ждать случая, который озолотит нас. Знания и труд, рождающие богатство, будут за пределами наших интересов. Если нам невдомёк, что человеческие отношения строятся вполне определённым образом, то мы не сможем создать крепкой семьи. Мы будем постоянно плодить проблемы, которые придётся решать всем членам нашей несуразной семьи. Без необходимой информации нельзя сделать даже первый шаг в самостоятельной жизни. Но… за этим шагом обязательно последует разочарование, если у нас нет информации и рождаемых ею навыков осознанного построения самостоятельной жизни.

Не все люди умеют превратить информацию в знания и жизненные достижения. Вот и ждут многие из нас, что их жизнь построят для них посторонние люди. Посторонние же потому и «посторонние», что находятся в стороне от ситуации. Они и рады бы помочь, да без участия самого человека ничего сделать не смогут.

Знания о мире реальном являются тем стержнем, вокруг которого закручиваются эпизоды нашей жизни. Даже принимаемые нами «правильные» решения являются таковыми только для нас, только в наших оценках. Для окружающих или для мира в целом они вполне могут оказаться «неправильными», и тогда они выскажут своё мнение. Они примут ответные меры. Почувствовав реакцию, не всегда мы будем по-прежнему довольны своими поступками. Осознание изменений в отношениях к нам выводит нас на понимание своих ошибок. Помогают эти изменения понять и причины этих ошибок.

Окружающий мир никогда не скрывает от нас информацию. Он всегда предоставляет её в полном объёме. Мы сами выбираем ту, которой будем пользоваться в жизни, ту, которая нам нужнее. Она соответствует нашему виденью жизни. Мы берём только ту информацию, которую можем взять. Мы всегда опираемся только на свои представления о происходящем. Опираться же на несоответствующие действительности представления, всё равно, что плыть через океан в дырявой лодке. Не к чему хорошему это не приведёт. Вот и получается, что количество ошибок, совершаемых нами в жизни, прямо пропорционально количеству неправильных представлений, которыми мы пользуемся.

Подчас нам не хватает сил и смелости жить самостоятельно. Порой мы не хотим или не можем, жить от своего имени. Страх ошибиться, страх получить «удар судьбы» заставляет нас прятаться за чужую спину. Появляется и страх, проявить самостоятельность. Он вынуждает нас копировать чужое поведение. Мы не замечаем, как вместе с поведением начинаем копировать и чужие ошибки.

Желания – сила. Знания – тоже сила. Познание – огромная сила. Эти неисчерпаемые источники способны придать и нам жизненных сил. Естественно, произойдёт это только в том случае, если мы захотим воспользоваться ими и почерпнуть от их силы.

Востребована людьми в основном сила желаний. Знания и познание почему-то приобрели статус «не для личного пользования». В реальности же индивидуальные особенности человека позволяют ему получать и индивидуальный эффект от них. Правда, эффект этот возможен только вследствие осознанной работы с информацией. Любопытство или примитивное созерцание не помогут нам стать сильнее.

С рождения мы противостоит не только окружающему миру, но и самому себе. Осознавая себя как обособленное явление, мы невольно противопоставляем своё сознание своему телу. В этом противостоянии мы всегда и победитель, и побеждённый. Рано или поздно в нас родится вопрос: «А что есть я?» С этого момента мы встаём на путь самопознания. Отличает движение по этому пути только то, что мы одновременно и исследователь, и объект познания. Естественно, родители, воспитатели и преподаватели могут помочь нам пробудить интерес к себе. Большего от них ожидать не приходится. Насколько глубоко и качественно мы узнаем и поймём себя, зависит только от нас. Разнообразие окружающего мира предоставляет нам достаточно информации, чтобы сделать это. Правда, не всегда у нас находится время, чтобы остановиться и задуматься над своей жизнью. Нам хватает забот на работе и дома. Нам обычно не до таких «мелочей», как смысл собственного существования.

Часто люди спрашивают себя: «Что же я хочу в жизни?» Простой вопрос, естественный для человека, но он подчас заводит в тупик. Находятся даже такие, кто заявляет: «Ничего я не хочу о себе знать!» Они уверены, что жить в неведенье легче. Такая позиция вызывает большие сомнения. Даже такие «нелюбопытные к своей жизни люди» хотят знать всё о своих желаниях. Они и живут, плывя по сиюминутным желаниям. Желания провоцируют их на активные действия. Правда, человек и сам не понимает, ради чего он совершает эти действия.

Некоторые хватаются за здоровье. Ради чего? Ведь они не знают, зачем оно им нужно. Они не знают, куда и как его применить. В итоге, чтобы не сидеть без дела, они своей активностью снова разрушают своё здоровье, которое создавалось с большим трудом. Так они и живут, постоянно ломая то, что сами и создавали.

Говорят: «Чужая душа потёмки». Для человека, который не знает, зачем он живёт, и собственная душа вряд ли светлее. Может быть, потому такие люди и не заглядывают в неё. Их информационная непритязательность приводит к тому, что они живут так, будто изо дня в день толкут воду в ступе. Замечают они это лишь тогда, когда жизненные силы иссякают. Не мудрено, ведь силы им даёт «животворная вода» их тела, которая «выпаривается» вследствие их бездумной активности.

Не помогает в плане самопознания и полученное образование. Человек, не знающий себя, не понимает, зачем оно ему нужно. Он не понимает, что образование – это не конечный результат его усилий. Не оно подтверждает уровень его развития. Образование – это только указатель на пути к знаниям. Оно есть один из возможных вариантов выхода на информацию, позволяющую получить определённые знания. Путь же к знаниям ещё предстоит пройти. Дипломы и сертификаты не являются доказательством того, что цель достигнута и знания получены. Подтверждением этого является только практика жизни, подтверждающая представления человека.

Демонстрируя цвет своего диплома, иной специалист забывает, что сможет подобным образом отвлечь внимание от своих знаний только на время. Прикрываясь авторитетом учебного заведения, можно на время стать авторитетом среди коллег. Потом реалии жизни и практическая работа быстро расставят все точки над «i». Они точно определят место человека среди людей. Это будет то место, которого он заслуживает.

В народе говорят: «Маленькие детки – маленькие бедки». Действительно, маленькие желания маленького человека рождают и маленькие проблемы. На подобных мелочах учатся. Естественно, такое обучение требует соответствующих условий. Эти условия могут предоставить только в семье. Только любящие родители могут стать первыми достойными наставниками в науке о жизни. Интуитивно понимая роль знаний, иные родители насильно заставляют своих отпрысков учиться. Бесполезное занятие и, даже вредное. Принуждение бывает эффективно по отношению к телу. В сознании же оно вызывает «дух противоречия». Оно приводит к ступору, к формированию непроходимой для информации преграды. Для сознания более эффективны личный пример и демонстрация силы знаний.

Человек, не умеющий работать с информацией, невнимателен. Он пропускает мимо сознания целые цепочки событий. При этом ему некогда понять, что именно из подобных «мелочей» и складывается его жизнь. Человеку не дано знать, какая «мелочь» проскочит мимо него, обдав лёгким ветерком, а какая станет судьбоносным событием в его жизни.

Человек, не способный построить свою жизнь, стремится вмешаться в жизнь чужую. Он крутится, хватается то за одного, то за другого человека. Ему не хватает времени на себя. Всё его время уходит на решение чужих проблем. Чужие проблемы становятся для него важнее собственных. Концентрация на чужой жизни приводит к тому, что человек как бы отрицает жизнь собственную. Ему некогда жить от своего имени. Его жизнь вместе с личными «мелочами» проходит мимо. Он не видит, как в его жизни появляются и исчезают новые люди. Он не замечает, как меняются в ней обстоятельства. Занятый чужими делами человек не понимает, что мгновения собственной жизни не отложишь и не поменяешь на другие. Всё время меняющиеся жизненные обстоятельства не позволяют человеку воспользоваться ими дважды. Если человек игнорирует свою жизнь, то мгновения настоящего незаметно покидают его. Иногда они «хлопают дверью», создавая у человека ощущение, что жизнь рушится.

Современные условия сильно изменили отношение людей к жизни. Современный человек более склонен к действию, не думая, чем задумываться в бездействии. В итоге он стремится в большей степени оправдать чужие ожидания, чем свои. Его вины его в этом нет. Его к этому приучила борьба за материальные выгоды в условиях научно-технического прогресса. Прогресс не только освободил людей от тяжёлого физического труда, но и предоставил массу соблазнов, которых не было ранее. Всевозможные развлечения отбирают у человека время, которое он мог бы потратить «на себя». Хотя бы частично он мог заполнить его размышлениями. Почему к нему приходит та или иная информация? Зачем она нужна ему? Чего хочет от него источник информации?

В современном обществе разделение труда и развитие средств передачи информации способствовали расцвету такого явления как «интеллектуальный паразитизм». Суть его в том, что вместо того, чтобы нарабатывать собственные знания, люди пытаются использовать знания других. Человек-паразит ходит от одного источника к другому, испрашивая совета. Обижается, когда вследствие собственной неразвитости не может последовать ему. Пытается переложить ответственность за неудачи на советчиков. Выбирая такой способ существования, человек забывает, что интеллектуальный паразит, как и любой другой паразит, существует только до тех пор, пока его терпят. Человек, паразитирующий на чужих знаниях, почувствует, что лишился основы, как только «интеллектуальным донорам» надоест носить его на себе. И тогда, каким бы неразвитым ни был человек, он поймёт, что вместе с «донором» уходят от него и несправедливо полученные блага. Может быть, поймёт он и то, что знания, действительно, – сила, но это сила того человека, который ими обладает. Находящиеся рядом со знающим человеком люди могут лишь получить информацию об его силе. Станет ли эта информация стимулом к обретению ими собственной «силы», зависит от направленности их личных усилий. Только от самого человека зависит выбор точки приложения этой силы.

Вера в себя – вещь хорошая, но она может сыграть злую шутку с неразвитым человеком. Она может перерасти в самоуверенность. Если же она ещё схлестнётся с необузданным стремлением к сиюминутной выгоде, то человек станет опасен для окружающих. Не менее опасным он будет и для себя. Он будет активно внедрять в жизнь то, чего не знает. Благоприятная реакция на его действия будет лишь случайным попаданием в ситуацию. Обычно за невежеством следуют всевозможные обиды и претензии, зависть и разочарования. Они неизбежны, когда «информационный слепой» навязывает куцые представления другим людям. Неразвитый же человек позволяет себе делать это. И это его право. Поэтому на него даже обижаться за это нельзя. Мир примет к сведению его поведение, а затем непременно ответит. В нашем мире всё происходит по справедливости. В нём каждому за его деяния причитается «своё». И люди получают… кто пышки, а кто шишки. Итог закономерный, для мира, в котором правит информация.

Знания жизни, как в зеркале, отражаются в поведении человека. Чем меньше знаний, тем больше благих намерений, тем больше неудач. Стремясь к лучшему, люди часто не замечают обратимости информации. Они не видят, как одна и та же информация одному человеку создаёт здоровье, богатство, семью и счастье, а другому – разрушает их.

Испытав информационный искус, стоит помнить, что «лучшее – враг хорошего». Прежде, чем что-то менять в жизни, стоит подумать, ради чего нужны эти перемены. Ответить на такой вопрос за конкретного человека не может никто. Один человек видит перспективу своей жизни и готов действовать. Другой – прячет нерешительность в оболочку фантазий и бездействия. Ради чего? Каждый из них знает. Это их личный выбор. Выбор, отвечающий их личным потребностям и их личным возможностям.

Информацию природную человек воспринимает без принуждения, даже не задумываясь. Помимо такой информации вокруг человека существует информация искусственная. Она появляется с конкретной целью. Такая информация тесно связана с «взаимными надо». В неё входят идеологии, принципы, мораль, этика, нормы общежития. Её влияние на человека значительно жёстче, её давление значительно сильнее. Она создана со знанием дела. Эта информация создана людьми. Создана она для людей.

Людям принадлежит первенство и в искажении информации. Никто так вольно не обращается с информацией, как они. Нигде она не претерпевает таких существенных изменений, как в их сознании. Ни один другой объект нашего мира не имеет вокруг себя столь насыщенного сплетнями пространства. Люди используют правду, как сталевары микроэлементы, в строго дозированном количестве, чтобы укрепить свою ложь. «Человеческая информация» накидывает на сознание людей невидимую сетку. Она тормозит их индивидуальное развитие. Укоренившись в сознании, она покрывает его «грязью» установок, предубеждений и ложных принципов. Человек становится невосприимчив к иной информации. Он оказывается в невидимом информационном коконе. Через оболочку насильно навязанной информации человек смотрит на мир. Через эту же оболочку и окружающий мир воспринимает человека.

Ограниченная подвижность «зажатого» сознания помогает выжить человеку в мире условностей, установок и веры. В то же время затвердевшая информационная оболочка отгораживает человека от естественных процессов. Она препятствует выходу сознания за её пределы, препятствуя его развитию. Уплотнившись, она непременно отгородит человека от изменений, влияющих на его жизнь. Она сама начнёт искажать их. Человек лишится возможности правильно воспринимать и оценивать ситуацию. Заодно он лишится надежды на жизнь иную, лучшую.
Многое в жизни человека складывалось бы иначе, ни будь между ним и первоисточником информации посредников. Информационный посредник – звено активное. Он вносит свои изменения в передаваемую информацию. Посредник взаимодействует с информацией от своего лица. Он выбирает из неё свои фрагменты. Он по-своему компонует их. Он приглаживает или заостряет их формы. В итоге посредник искажает первоначальное содержание информации. В итоге теряется её информационная и энергетическая ценность. Посредники не виноваты в этом. Не они запустили процесс информационного обмена. Они только участвуют во всеобщей информационной игре. Не они устанавливают и правила игры. Они – только игроки. На все претензии у них есть оправдание: «Мы такие, какие есть, и ожидать от нас большего не стоит».

По содержанию бытовых сплетен можно судить о развитии людей, их распускающих. Восприняв информацию, как получится, сплетник домысливает её, как может. Затем передаёт дальше то, что сумел воспринять, делая это, как придётся. Процесс многократно повторяется, пока ни замкнётся на первоисточнике. Тот содрогнется, ошеломлённый сведениями о себе. Он обязательно изменит своё состояние, чем даст новый повод к новым пересудам.

Природа посредников может быть разной, но результат их присутствия всегда один – искажение информации. Достоверная информация помогает человеку жить. Информация от посредника может осложнить ему существование. Количество искажений, внесённых посредником в информацию, определяет его информационную чистоту. В обыденной жизни это качество называется искренностью. Иногда искажения, вносимые в информацию, не имеют для человека решающего значения. Иногда же они влияют на его жизненно важные решения, направляя жизнь в иное, «чужое» русло. Книги, радио, телевидение, компьютерные сети сами по себе являются только информационными посредниками. Они способны свести к минимуму роль природной информации в жизни человека. Искажённая в процессе передачи информация уводит человека от реальности. Она вводит его в заблуждения. Следом растёт число неправильных поступков. Реальная жизнь человека всегда есть только отражение его реального взаимодействия с информацией.

Количество вторичных источников информации с каждым годом неуклонно растёт. Улучшается их качество. Как следствие увеличивается и эффективность их воздействия. Прикрываясь мнимым правом на распространение любой информации, стоящие за ними люди превращаются в вершителей дум обывателя. Постепенно формируется новый тип человека – «человек информационно зависимый». Нельзя отрицать и прогрессивную роль в развитии человечества, которую играют средства передачи информации. Во все времена быстрее развивались те регионы, где обмен информацией происходил с наибольшей скоростью. Там же, куда новая информация доходила с трудом, жизнь замирала. Изменение условий жизни влияет на каждого человека. Поэтому можно смело утверждать, что развитие средств передачи информации было, есть и будет определяющим фактором в развитии человека. Разве можно не верить телевидению или газетам и журналам, вещающим для миллионов? Неискушённому читателю или зрителю остаётся только проглотить пережёванную кем-то «информационную кашицу». Правда, как не всякое кулинарное блюдо нужно организму, так и не любая информация полезна человеку. Питание подпорченной «информационной пищей» может стать причиной разочарования и недовольства жизнью. Может вызвать оно и массовое негодование. Зная это и комбинируя способы подачи информации, владельцы СМИ могут по своему усмотрению вызывать не только «недовольство народных масс», но и целые «информационные эпидемии».

Будучи пищей для сознания, недостоверная информация угрожает не только здоровью человека, но и самому его существованию. В условиях информационного прессинга выручить человека способны только знания. Они помогут «отделить зёрна от плевел», разобраться в том, что есть на самом деле. Современному человеку полезно уметь различать информацию не только по содержанию, но и по причинам, вызвавшим её распространение. «Употребляя» доступную информацию, человеку всегда стоит спросить себя, а почему его «кормят» ею и ради чего. Что «кормильцы» предполагают получить от него взамен. Тем более что искренний ответ на эти вопросы человек может получить только от себя.

Человек разумный подходит к жизни осознанно. Он понимает, что хочет получить от мира. Для этого ему достаточно имеющейся рядом информации. С помощью неё он стремится сделать свою жизнь насыщенной, интересной и даже счастливой. Он понимает, что знаний не бывает в избытке. В динамично меняющемся мире всегда найдутся условия для применения любых из них. Правда, на практике даже знания не всегда удаётся применить эффективно. Успех сопутствует лишь тому, кто не прошёл мимо предложений окружающего мира. Мир словно шепчет человеку, стремящемуся к счастью: «Мало хотеть быть счастливым. Нужно уметь быть им». Если человек не готов стойко переносить любой отклик на своё существование, он быстро потеряет не только настрой на счастье, но и интерес к жизни. Он потеряет любое самое светлое состояние. Осознанно стать счастливым может только знающий, развитый человек. Он не ожидает помощи со стороны, он строит своё счастье своими руками. Естественно, разговор идёт не о «потребительском счастье», до которого не хватает лакомого куска, автомобиля или нового платья. Такое «счастье» исчезает с первыми признаками голода, первой царапиной на авто или пятном на платье. Это «счастье на вечер» может предоставить человеку и кто-то другой, имеющий на то желание. Разговор идёт об устойчивом внутреннем состоянии, которое, посетив человека, не покидает его всю оставшуюся жизнь. В этом случае без умения общаться с информацией при построении своей жизни не обойтись. Информация прародительница надежды, веры, знаний, которые придают особый статус человеку. Именно они превращают его в то, что он собой представляет.

Мало обрести статус человека формально, в момент рождения, нужно суметь превратить его в реальность. Для этого нам даётся не так уж много времени. Человеческая жизнь достаточно коротка, чтобы растрачивать её на ожидание. Опрометчиво рассчитывать, что вдруг явится некто – случай, и, если не осчастливит, то уж озолотит обязательно. Значительно эффективнее потратить время на получение знаний. Они позволят нам обосновать жизненные цели и найти варианты их достижения. Тогда первый шаг в любом направлении будет осмысленным, а движение по выбранному пути – с пониманием того, что ждёт впереди.

Информация способна изменить наше состояние человека не меньше, чем способно сделать это физическое воздействие на нас. Информация способна поднять тяжело больного с постели, но она же способна уложить здорового на больничную койку. Она может толкнуть человека на подвиги, а может превратить его в животное. Фактически то, что мы называем информацией, есть своеобразная форма передачи энергии. Частная информация – это «энергетические снежки», которыми окружающий мир меняет наше состояние, побуждая нас к развитию.