О Богдане Ступке

Вячеслав Вячеславов
Великолепный украинский актёр, а когда-то и советский, теперь уже покойный Богдан Ступка за 20 лет незалежности зарекомендовал себя, как ярый националист. Не могу представить, с каким чувством он снимался в русофобских украинских фильмах, льющих помои на русских солдат, с удовольствием ли, с чувством выполненного долга, но это не мешало сниматься в российских фильмах, получать деньги, которые, как всеми признанно, не пахнут.

Как-то выпала возможность, посмотреть фильм «Тарас Бульба», где в главной роли был Ступка. Гоголь у меня с детства был настольной книгой, всего перечитал, как и Библию, за неимением других книг. До сих пор не могу забыть впечатление от его рассказа «Портрет», по мере прочтения меня раза три охватывал ужас от описываемого. Что и говорить, мастер слова. Чего нельзя сказать о режиссёре Бортко.

Я добросовестно принялся смотреть фильм, в предвкушении с встречей давно известных героев. Прошло пять минут фильма, а меня не покидало чувство искусственности, словно какие-то ряженые вошли в якобы украинскую избу и говорили свои реплики. До сих пор не могу понять, почему всё увиденное мне было до такой степени противно, что я переключил телевизор на другой канал.

Месяцами позже, бегая по каналам, наткнулся на… забавную пародию на запорожских казаков. Вот они, крича и смеясь, и среди них Богдан Ступка в роли Тараса, забавно спародировали картину Репина, как они все пишут письмо турецкому султану. Это было очень прикольно! Почти как на знаменитой картине! Точь в точь! Один в один! это мне понравилось, и начал смотреть дальше, и вдруг понял: это не пародия, это тот самый фильм, который я не стал смотреть.

Вот и сейчас мне становилось всё противнее от той фальши, что шла с экрана. И я не мог понять, почему у меня возникло такое чувство? Всё, вроде бы, правильно, у героев шикарные костюмы, палаты польского пана не вызывают сомнения в своей достоверности, всё могло так и быть. Но фальшивость всего меня просто убивала, и я снова перестал смотреть то, что мне было неприятно. 

Сейчас, сегодня, подумал, может быть, сыграло подсознание о той сущности, которую нёс в себе националист Богдан Ступка? Это он мне был неприятен, и всё каким-то удивительным образом сплавилось, трансформировалось в отторжение фильма. Режиссёр-то хороший. Написал и засомневался, так ли это? Что ещё он снял? «Мастер и Маргариту». Один раз я всё добросовестно посмотрел, понимая, что фильм всегда будет проигрывать тексту, исходному материалу: прочитав книгу, мы уже просмотрели свой фильм со своими героями. А здесь всё не так! Не то. Но особенно впечатляющим был бал.

Непонятно, зачем он, вообще, понадобился? И сам мастер в исполнении Александра Галибина какой-то заторможенный, ему там нечего было играть, оттого даже актёрской игры не увидел, хотя артист замечательный. Да и сама Маргарита в исполнении Анны Ковальчук вызывала большое сомнение в достоверности, что так было замыслено самим автором. Да, красивая. Но игры-то нет. Впрочем, все актёры, кроме Абдулова, Баширова и Безрукова вызывали отторжение. Всё не то.

И, когда года через два фильм повторили, я не смог его смотреть, а это уже многое говорит о самом фильме. Иные фильмы можно смотреть без устали, по-несколько раз, ну, или же, второй раз смотришь с удовольствием. Здесь же этого не было. Значит, виноват режиссёр?

Ну да я не о нём. Хотя и о нём тоже. Вчера в программе Соловьёва Бортко рассказал о Богдане Ступке, мол, спросил его: Зачем нужно на Украине уничтожать русский язык?
И тот честно ответил: Иначе украинский язык не выживет.

Блестящий ответ! В самую точку! Я восхитился, а потом задумался: как же так, все языки прекрасно выживают, а украинский язык, столь красивый и певучий, особенно стихи на нём, вдруг не выживет!

 Виновато лукавство. Найден предлог, всего лишь. И под этим предлогом можно гнобить русский язык.

Может быть, кто-то скажет, что о мёртвых не говорят плохо. А я разве о нём что-то плохое произнес? Ни слова. Лишь рассказал о его националистической сущности тем, кто этого не знал. Не все понимают, откуда на Украине берётся ненависть ко всему русскому и к нашему народу, который, вот смехота, на половину состоит из самих украинцев, а вторая половина — смесь украинцев с различными народами — любовь делает чудеса, не только сводит Ромео и Джульетту, но и украинку с татарином, калмыком и так далее. Не нужно перечислять. Учёные пишут, что через тысячу лет, если человечество выживет, будет одна раса. Вероятно, тогда и исчезнет ненависть украинцев к русским. Вот беда, слишком долго ждать.

                Ставрополь-на-Волге