Меч Эниалия

Ирина Кашкадамова
Македония.
Македония это государство на севере Балканского полуострова, которое долгое время было раздробленным. Здесь было много маленьких, если так можно сказать, княжеств. Большинство из них сохраняли старые культы. Вплоть до христианства на территории Македонии сохранялись культы гигантов.

 В древности Македония называлась Эмафией, а до этого – Пеонией. После Девкалионова потопа, когда, согласно эллинской мифологии, люди были уничтожены, и возник новый род человеческий из камней, бросаемых единственной выжившей супружеской парой – Девкалионом и Пиррой, земля была заново заселена. На эту территорию по ещё не спавшей воде пришли эолийцы, дети ветра Эола. Считалось, что они  знают все течения, все направления и смены ветра, имеют флот с подвижными парусами. Следом за ними на ту же территорию пришли ахейцы. При этом автохтонные племена по типу трибалов, азулов, пересидевшие Девкалионов потоп в горах, сохранились на той же территории. Кроме того, они остались приверженцами своих древних культов и верований и не приняли взглядов ни эолийцев, ни ахейцев, ни пришедших им на смену эллинов. Народы в долинах Пеонии жили одной большой семьёй, имеющей свои радости и заботы, ссоры и примирения. Рядом с остатками эолийцев, ахейцев теперь жили эллины, эпирцы (племена, пришедшие с севера Та-кемет), иллирийцы, боттеи (иммигранты с Крита, приплывшие туда на небольших кораблях – ботах), фракийцы (пиеры, пеоны – Амфакситида), эдоны (мигдоны, эдоны, сифоны), бисальты, аргеады (серебряные). Сами себя жители Пеонии называли пелагонами, происходящими от древних (старых) народов.   В Пеонии остался древний способ правления, называемый в Элладе пеласгический. Этот же способ правления был в Спарте, Мессалии, Беотийских Фивах, Фессалии, у молоссов и феспротов и частично в Персии. Основное правление производил совет старейшин – пелигон (старейшины), тогда как у лаконцев и мессалийцев этот совет называется геронтами (жреческий – героический, т.е. состоящий из бывших военноначальников). В совете присутствовали два царя. Один олицетворял собой законодательную и религиозную власть - правитель-жрец – басилевс. Другой олицетворял собой исполнительную и военную власть, т.е. главнокомандующий – правитель-воин  – ванакт. В Пеонии сохранялся как способ правления, так и титулование времён Ахилла, героя Троянской войны. За басилевсом закреплялось скорее земельное владение (в Микенское время они назывались гвасилеями).    Басилеи осуществляли надзор за производством, например, за работой кузнецов, состоявших на государственной службе, проводили религиозные церемонии, занимались строительством и дипломатией. При союзе с ахейскими народами басилеи переименовываются в Александров, защитников людей. Александр в Пеонии и сопредельных государствах становится титулом царя-жреца.

Сама Пеония сохраняла древнюю пеласгическую веру в гигантов и титанов, одним из основных культов этого государства была песнь Славы – пеон, поющиеся в честь победы или смерти героя (жреца богини Геры).  К Пеонии примыкала Линкестида, страна, сохранившая древнюю веру в Диониса Линка, ежегодично умирающее божество. Законы в Линкистиде связывались кровью бога – вином. В честь Линка каждую осень устраивались праздники. В древности у всех народов Славы или Кельтов все клятвы скреплялись кровью, часто этой кровью было вино. Согласно преданиям Линк (Дионис) был убит Аполлоном. Возможно, он был одним из последних гигантов, убитых Олимпийцами.  Местом рождения гигантов римлянин Аполлодор называет полуостров Паллена на полях Пожарищах (Фалегрейских полях), где они сразу поднимаются (встают) против пришлых сюда Олимпийских богов. Палленой эта земля была названа так из-за частых землетрясений, по-другому она называется Халкидика и примыкает к Пеонии. С северо-запада Пеония граничит с Иллирией, с юга – с Фессалией. Между Фессалией и Пеонией находится горная область Орестида и примыкающая к ней Тимфая – ценная земля. Тимфаю часто давали наследникам престола Пеонии на кормление. Кроме потомков гигантов, разбитых Олимпийцами, на этих землях проживали выходцы из Илиона, предводимые Алсандром . Басилеями были все представители  княжеских домов разных народов, примыкающих и заселяющих Пеонию. В образованной басилевсом Филиппом Эмафии остаётся пеласгический способ правления. При ведении военных действий басилевсы центральной власти принимают титул Александра.

Филиппом была объединена разрозненная территория северных Балкан в единое государство Македонию – Божественную (блаженную) Эдонию. При объединении с Иллирией  во вновь созданном государстве остаётся двоецарствие. Вторым правителем становится правитель Иллирии (Эллинского Эпира именно такое название Иллирия получает при басилевсе Филиппе), тоже носящий титул Александра. Сначала это Парменион, потом его сын От (Филотос).
Долгое время это вновь образованное государство ещё находится под персидским протекторатом. Заложники (царевичи) в качестве законноподданических интересов направлялись в Фивы (Тибы), где находился персидский гарнизон.
Заложив земли своего нового государства (Македонии) Дельфам , вместе с серебряными рудниками, соляными копями, Филипп начинает реорганизацию армии. Тогда возникает, или скорее восстанавливается   “македонская фаланга“ саррисофоров, которая была на вооружении у мифических халибов. Филипп создаёт свою “охоту“  из созданного им Коринфского союза. На вооружении македонцев были заимствованные в Иллирии кольчужные доспехи восьмерного  плетения, о чём пишет Гафуров. Металл, используемый македонцами и иллирийцами, имеет ковку в Макхати-Скабели, союзном государстве Кавказа.
 
Восстанавливая свои древние культы гигантов, Филипп смог объединить в священной войне против персов все государства носителей древних культов.

Белые доспехи, в чём принято изображать сейчас македонцев, взяты из погребальных изображений. Такие доспехи на момент жизни македонцев считались ритуальными для похорон. Скроенные по белым полотняным охотничьим доспехам, они символизировали в погребении вечную охоту на Полях Блаженных. Эти белые доспехи сродни нынешним белым тапочкам для похорон. Воевавшие в кирасах и кольчугах, македонцы хотели отдыхать после своей смерти. Вооружение македоно-иллирийцев на своё время было самым совершенным. Заложив свои земли, они могли позволить себе вооружить  всем самым совершенным всю свою армию. По сохранившимся барельефам “Пергамского алтаря“, заказанным и выполненным по чертежам македонского басилевса Александра Гефестиона, можно увидеть наличие шарнирных налокотников, уже существовавших на вооружении македоно-иллирийской армии. Здесь есть изображение длинных, ниже колена, поясных кольчуг с боковым разрезом., круглых щитов, длинных полутора- или двуручных мечей. Вооружение метательными огнебойными камнями и “греческим огнем“ тоже были использованы македоно-иллирийцами. Было ли это отображением культовых знаний, дошедших до них по наследству, или элементом новейших технологий, сказать сейчас невозможно, но знания гигантов возродились в македоно-иллирийской армии. Возродились также, как культы пеласгического периода. На басилевса Александр Гефестион проходил ритуальный поединок со львом. Александр Отос Иллирийский на жреца бога войны (правителя-воина) проходил поединок с оленем Ареса. Кроме того, Отос был жрецом бога войны Эниалия. А Гефестион сражался с кабаном за титул Пирра. Опять возродилась тенденция набирания как можно большего количества военных жречеств руководителями освободительной войны. Кроме того, во время борьбы с союзниками персов, ариями, был поднят Эригием меч Души Гратиона.
От действий участников македоно-иллирийского похода против персов складывается ощущение возвращения гигантов. Культы гигантов возродились.




                Меч Эниалия.
Эниалий (;;;;;;;; ) – божество войны, известное со II тысячелетия до н.э. Видимо, оно возникло во времена хеттской империи как переходная стадия от матриархата к патриархату  , а также нечто среднее между Аресом и Марисом. Возможно, это было хурритское божество, ассимилировавшееся на хеттской почве. В таком случае это бог войны людей, поклонявшихся зооморфизму собаки . Именно к Эниалию относятся такие эпитеты, которые впоследствии стали приписываться Аресу, как “губитель смертных“ ,“ненасытный убийством“ , “сверкающий шлемом по сече“ . Подобно Аресу  и Марису , Эниалий в воплощении ассоциирует в себе культ меча. Этот меч довольно короткий, его лезвие составляет длину локтя (предплечья) жреца, носителя этого меча, а на рукояти получеловечья-полусобачья голова, выполненная в агрессивной, несколько эксцентричной манере . К сожалению, дошла до нас только римская копия изображения этого артефакта Эниалия.

Как любой артефакт, меч Эниалия считается не только продолжением руки своего носителя, а движением его сердца, в которое при посвящении жреца снисходит сила божества. Такие жреческие мечи, прежде всего ритуальные, кованы по специальным ритуалам согласно положению, как звёздного неба, так и силам земли. Обычно легенды ковки приписывают им либо закалку в крови божества, которому они посвящёны, либо вхождение крови этого божества в отделку рукояти  либо в само лезвие .  Считалось, что артефакты были проводниками силы богов через приносимые ими жертвы, боги черпали свою силу, а в моменты опасности, церемоний или войн передавали силу жрецу. В такие моменты жрец становился воплощённым богом на земле в человеческом теле. При посвящёнии жрец окроплял лезвие своей кровью из раны у сердца, чтобы его энергия слилась с энергией божества. Такие артефакты были посвящёны только одному божеству, для определённых ритуалов, согласно характеру этого божества и не могли, согласно традиции, иметь другое использование и назначение.
Для чего изготовлен артефакт Эниалия? Культ Эниалия наиболее широко был распространён в Спарте, Фивах  и Иллиро-Македонии. Во всех этих странах было одинаковое правление – двоецарствие и сходное политическое устройство.
 
Носителем культа Эниалия, передающимся от одного жреца к другому, является меч-артефакт. Рукоять меча составляет одну треть от всей длины оружия. Изображение меча мы имеем только в ножнах, и описание возможно только по имеющемуся материалу. На ножнах примерно на расстоянии, равном рукояти, идёт второе крепление (первое крепление под мощным эфесом), ножны оканчиваются закруглением, отделаны металлом. Оголовье эфеса застыло в беззвучном крике. Видимо, оно символизировало выплеск энергии жертв для питания Эниалия. Чем больше жертв забёрет артефакт Эниалия, тем более радостно это богу. Жреческое положение меча - воткнутое в курган или труп. Праздником Эниалия был Платаниста Фойбеон,  когда эфебы  перед сражением приносят жертву  Эниалию. Разделившись на две партии, “тут каждая половина эфебов приносит Эниалию молодого щенка, считая, что для самого мужественного из богов самой приятной жертвой будет самое мужественное из домашних животных… у эфебов в Лакедемоне установлено приносить ночью. После этой жертвы эфебы заставляют сражаться между собой годовалых кабанов, и чей кабан окажется победителем, та партия по большей части побеждала и в Платанисте. На следующий день, незадолго до полудня, они входят по местам в данное место. Вход, через который должен сюда входить каждый отряд, им вперёд предуказывается жребием в предыдущую ночь. Они сражаются здесь, пуская в ход и кулаки и ноги, кусаются, выбивают друг другу глаза. Они сражаются вышеуказанным способом один на один. Но они нападают друг на друга и толпой и сталкивают друг друга в воду“.  Именно этот меч разрубал плоть жертвенного щенка. Видимо, такой же культ сохранялся в Фивах до уничтожения его македонцами.
 
Одним из последних известных нам носителей меча Эниалия и его жрецом был Отос, известный по истории Александра Македонского как Филота . Само имя Отоса  входит в культ Эниалия. Отос название одной из двух гор Фермопил. Согласно легенде об Эниалие, великанами Отосом и Эфиальтом (горными вершинами) был скован этот бог войны и подобно Морису помещён в сосуд. В Фивах, под властью которых находились Македония и Иллирия, проходил своё посвящёние и службу Филота, возглавляя гарнизон эфебов. По-видимому, именно там в руки Отоса попадает этот артефакт. С этим мечом Отос является воплощением Эниалия. До нас дошло два изображения жреца, но только на одном из них сохранился меч. Это статуя так называемая “Отдыхающий Арес“. Она глубоко пронизана символизмом античности, это и меч, вложенный в ножны, покоящийся в спокойных руках, это щит, не защищающий таната , а отвёрнутый как бы для защиты от самого жреца. Он обнажён, что является жреческим состоянием жреца бога войны, у него короткая стрижка – согласно традиции культа Эниалия, к тому же волосы должны были быть выкрашены персидской хной в красный цвет – цвет крови, так любезной Эниалию. Кровавым должен был быть и плащ. Возможно, кровавого цвета и ножны на мече Эниалия. Второе изображение на Пергамском алтаре, где он представлен под своим жреческим именем Отос . На поясе у Отоса изображены те же ножны. К сожалению, меч был в  руке и до нас не дошёл. Пергамский алтарь был создан школой Лисиппа (Аппилеса), возможно, при его участии по рисункам Гефестиона. Статуи были бронзовые, оружие копии – боевого. При приходе римлян оружие было изъято, а статуи заменены  мраморными копиями. Так что, к сожалению, мы только по одному изображению можем представлять этот жреческий меч Эниалия. Наверное, жречество Эниалия предопределяет сложную судьбу как мечу, так и его носителю. Отос, как последний известный нам носитель меча Эниалия, имел неожиданную и трагическую смерть. В 330 г. до н.э. при попытке из двоецарствия перейти к единовластному правлению он потерпел неудачу, и союзными войсками был отдан на суд войску. В жреческом одеянии и без оружия он был забросан копьями . Вместе с Отосом погибает и весь его род. Возможно, меч перешёл к его незаконнорожденному брату Неарху или незаконнорожденному сыну Асандру, наместнику Карии. Но так как никем из них “меч не был поднят“, жрецами Эниалия они не стали, могли быть только хранителями. На этом история меча Эниалия уходит в вечность, не зря на коронационной статуе Отоса изображён древнеегипетский символ вечного времени – Джад.