Эдвард Пейсон. Грех и опасность отчаяния

Инквизитор Эйзенхорн 2
ГРЕХ И ОПАСНОСТЬ ОТЧАЯНИЯ
Эдвард Пейсон (1820)

Но они говорят: "не надейся; мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца ".
Иер.18.12

Есть два способа, друзья мои, которыми великий враг и обманщик людей стремится, и увы, достигает в этом успеха, добиться их вечной погибели. В первую очередь он трудится с различными уловками, чтобы усыпить их ложной безопасностью и уверенностью. Ради этого он ведет их к тому, чтобы извратить щедрые обетования и приглашения Евангелия, подразумевая, что Бог слишком милостив, чтобы уничтожить Свои творения; что Его угрозы никогда не будут выполнены и что все, наконец, смогут получить спасение. Если он находит кого-либо, кто не может поверить этой лжи, он предлагает им сделать вывод, что религия действительно важна, но  что нет необходимости думать об этом в настоящее время, что у них есть еще достаточно времени для покаяния, что они менее виновны, чем многие другие , которые получили милость , и что будет легко для них стать религиозными позже, и обеспечить себе право собственности на небеса перед смертью. Этот способ он использует в основном для молодых и бездумных, или  тех, кто воздерживаются от грубых пороков и платят некоторую внешнюю дань приверженности религии. Этим ухищрением он побуждает их отложить покаяние на более удобное время; так он лишает их самых драгоценных возможностей, и уводит их все дальше и дальше от Бога и счастья.
Во вторую же очередь, когда эти ухищрения начнут разрушаться, он пытается вогнать людей в отчаяние. Этот способ он обычно использует для людей немолодых, подверженных каким-либо порокам, или для тех, кто уже давно пользуются средствами благодати или же испытали некое влияние Духа Божия и при этом сопротивлялись Ему. Таким он шепчет, что для них слишком поздно,  что их грехи слишком велики, чтобы они могли быть прощены, что день их благодати прошел, что Бог предал их превратному уму , и что нет никакой пощады для них. Поэтому он делает вывод, что это для них сейчас бесполезно думать о религии , или использовать какие-либо средства , чтобы обрести ее, и так как они должны погибнуть, то лучше для них окунуться в грех без ограничений, и пользоваться всем счастьем, которое мир может себе позволить. Таким образом он искушал Иуду погубить себя. Таким образом он искушал тех, кто сказал, будем есть и пить , ибо завтра умрем , и таким образом, также он искушал тех, чьи слова написаны в нашем тексте. Когда пророк, во имя Бога, предупредил их о приближении суда и призвал их обратиться от своих злых путей, вместо того, чтобы прислушаться, они в отчаянии воскликнули: надежды нет! Мы будем жить по своим помыслам и будем поступать каждый по упорству злого своего сердца. Это отчаянное решение они исполнили, и его следствием стала погибель.
Есть основания опасаться, что аналогичным образом искуситель обманывает и губит некоторых и сегодня. Возможно, их количество сравнительно невелико. Солнце правды столь ясно сияет на нас, драгоценные обетования Евангелия столь утешительны, и случаи помилования даже самых гнусных грешников так многочисленны, что, вероятно, очень немногие окончательно гибнут в результате уныния. Противоположная крайность , безусловно, наиболее губительна, ибо ложные надежды и самоуверенность губят сотни там, где отчаяние в обретении благодати оказывается фатальным для одного. Тем не менее не исключено, что могут быть некоторые среди нас, которых искуситель уже запутал в эту ловушку. Возможно, хотя мы и не знаем этого, что в этом собрании может быть по крайней мере один человек, который думает так: "мне нет надежды; я грешил так долго, так часто и с таким количеством обострений , что я не могу быть прощен; мое сердце так тяжело, что оно не может быть смягчено; мой ум так темен , что он не может быть просвещенным , мои греховные привычки и наклонности так глубоко укоренились , что они не могут быть ликвидированы; моя привязанность к греху и миру настолько сильна, что она не может быть преодолена; я боюсь, что я не из тех,  кого Бог намеревается спасти ; мой день благодати закончится ; я должен сделать вывод, что моя религия напрасна, поэтому я буду думать об этом как можно меньше , и посвящу себя занятиям и удовольствиям мира, в то время как у меня есть возможность пользоваться ими.
Теперь, друзья мои, если есть здесь хотя бы один человек, которого великий обманщик уже запутал в эту ловушку, наша обязанность - попытаться избавить его от нее, и если бы мы могли добиться успеха в этом, то была бы оправдана не одна, а тысячи проповедей. Если здесь хоть один такой человек присутствует, тот, кто чувствует, что то, что было сказано, описывает его характер, что все сказанное проповедуется нарочно для него ; что ему адресовано каждое слово - то друзья мои, если в вас есть упование славы, молитесь, чтобы Дух Божий мог найти его и дать ему возможность слышать, надеяться и жить, в то время как мы попытаемся убедить его, насколько грешно, опасно и в высшей степени необоснованно отчаяние в Божией милости и мысль, что для нас нет никакой надежды.
I. Отчаяние в милости Божией - это грех. Древние богословы привыкли называть отчаяние одним из семи смертных грехов. То, что это вполне заслуженная оценка, видно из его природы и последствий. Это прямо противоречит воле Бога. Он, как сказано, благоволит боящимся Его и надеющимся на милость Его. Он должен, следовательно, быть недоволен теми, что отказываются сделать это. Ибо это прямое оскорбление личности Бога. Это ставит под сомнение истинность Его слова, более того, делает Его лживым, ибо Он сказал нам, что никого, кто приходит к Нему, Он не изгонит вон. Но отчаяние говорит: Он оставит меня, хотя я должен прийти к Нему. Это ставит под сомнение, или, скорее, отрицает величие Его милости. Он говорит нам, что Его милость бесконечна; что она от века и до века; но слова отчаяния: мои грехи вне досягаемости милости Божией, и поэтому она не бесконечна. Это также ограничивает силу Божью. Он сказал: "Есть ли что невозможное для Меня?". С Богом нет ничего невозможного. Но отчаяние говорит:  есть некоторые вещи, которые слишком трудны для Бога; некоторые вещи, которые невозможно для Него исполнить;  для Него невозможно обновить мое сердце, подчинить мою волю и добиться того, чтобы я стал пригоден для неба. Таким образом отчаяние ограничивает или отрицает все Божьи совершенства, и, следовательно, раздражает и оскорбляет Бога. Отчаяние также противоречит Духу Божию. Три основных милости Духа - это  вера, надежда и любовь . Но отчаяние противостоит им всем. То, что оно противоречит вере  в Божьи обетования, мы уже видели; то, что оно противоречит надежде, ясно из самой природы вещей, и даже небольшое размышление убедит нас , что это в равной степени противоречит любви. Подводя итог всего в одном слове, скажем, что отчаяние включает в себя самую суть и нераскаянности и неверия. Он содержит в себе всю суть нераскаянности, ибо его печать на сердце делает его угрюмым, упрямым и непоколебимым, так что те, кто находятся под его влиянием не могут сделать даже один покаянный вздох, или пролить одну покаянную слезу. Именно таково действие отчаяния на бесов, и на всех нечестивых в судный день. Оно прямо противоположно тому сокрушенному сердцу и смиренному духу, в котором прежде всего и живет истинное покаяние. Оно также содержит в себе саму суть неверия, ибо оно отвлекает сердце от всех обетований Евангелия, от всех приглашений Христа и всех Его откровений, в которых явлена милость Бога, и представляет Его как сурового и неумолимого тирана, которому тщетно стремиться угодить. Неверие и нераскаянность сами по себе есть грехи чрезвычайно большие и раздражающие Бога. Но как оскорбительно для Него должно быть отчаяние, которое включает в себя сущность обоих этих тяжких грехов!
Опять же, отчаяние не только крайне грешно само по себе, но является причиной и родителем многих других грехов. Как надежда приводит всех, кто причастен ей, к стремлению очиститься, как Христос чист, так отчаяние, в противоположность надежде, приводит всех, кто под его влиянием, уходить все дальше и дальше от Бога, и окунаться без ограничений во всякого рода нечестие. Именно такое воздействие оно оказало на Каина. Вместо того, чтобы каяться и умолять Бога о прощении за убийство своего брата, он ушел от присутствия Господа , от всех религиозных привилегий и дома своего отца в землю Нод, и там, погружаясь  в мирские и греховные занятия , он пытался смягчить страдания своего ума, и отогнать от него все мысли о Боге и религии. Аналогичное воздействие это оказало на Саула. Отчаяние в получения помощи от Бога привело его искать помощи от ведьм и злых духов , и, наконец, броситься на свой меч.  Не менее ужасно было его влияние на Иуду , которого оно привело к самоубийству. Причина, почему отчаяние должно работать таким образом, очевидна. Заберите у людей всякую надежду получить что-либо, и они никогда не будут преследовать эту цель, но обратят свое внимание на что-то другое. Лишите людей надежды на небеса, пусть они будут полностью уверены, что это не для них , что их день благодати ушел в прошлое, что их гибель неизбежна, и что покаяние ничем им не поможет и ничего не изменит, и, конечно же, они никогда не раскаются, ибо они не будут чувствовать себя  поощряемыми к покаянию, они не увидят причин, почему они должны пытаться сделать это. Напротив, они будут обращать внимание на мирские и греховные занятия, преуспевать в невоздержанности и в других не менее опасных вещах,  чтобы изгнать все мысли о Боге и религии полностью из их умов. И когда все их ограничения снимаются и они считают, что им уже не сделать себе ни лучше, ни хуже, растление в их сердцах будет иметь полную свободу и окунет их во всякого рода грехи и злобу.
II. Отчаяние в милости Божией опасно. Если оно грешно, так и должно быть, ибо всякий грех по своей природе и тенденциям очень опасен. Но отчаяние в милости Божией - это грех, который опасен в высшей степени. Когда человек отдает себя этому греху, он прямо отдает себя в подчинение власти и руководству дьявола, ибо он добровольно отбрасывает все, что может защитить или спасти его от противника. Он отбрасывает своего Спасителя , он отбрасывает Божью милость , он отбрасывает Его обетования, он отбрасывает все Евангелие Христа , он отбрасывает все надежды и мысли о спасении , и, следовательно, все усилия , чтобы получить его , ибо в то время как он отчаивается в Божьей милости, он отчаивается в способности Христа или желании Бога спасти его, и с ним происходит так, как если бы у Бога не было никакого милосердия и желания спасать, как если бы Христос не имел полномочий или расположения спасать, и если он считает, что обещания и приглашения Евангелия не для него, чтобы принять их, это то же самое, как если бы никакого Евангелия не было вообще. Поэтому отчаявшийся грешник все это отбрасывает, и если так, то с чем он остается? Какие у него есть основания брать на себя любого рода обязательства? У него ничего нет, кроме лживого и злобного врага и крайне испорченного сердца, которые совместно вводят его в заблуждение и губят. Под   руководством этих двух смертельных врагов каждый отчаявшийся грешник сам доводит себя до погибели. Что еще можно сказать в доказательство того,   что отчаиваться в Божьей милости  опасно в высшей степени?
III. Отчаяние в милости Божией не менее беспочвенно и необоснованно, чем грешно и опасно.
1. В первую очередь, отчаяние неразумно, ибо Бог по-прежнему дарует вам удовольствие от жизни, а также средства благодати. Это правда, по отношению к некоторым,  что день благодати заканчивается до конца их жизни, и они живут дальше только затем, чтобы дополнить меру беззаконий своих и собрать себе гнев на день гнева. Но такие люди преданы превратному уму и действию заблуждения, так что они верят лжи. Бог оставил их; Его Дух оставил их; совесть больше не предупреждает их, они редко думают об опасности, и , как правило, гораздо более склонны к самонадеянности, чем к отчаянию. Но мы сейчас говорим о тех, кто действительно думает о своем положении , чья совесть действительно предупреждает и наставляет их, и по отношению к таковым мы должны сказать, что пока у них есть жизнь, есть и надежда, ибо вся их жизнь - время испытания, время благодати, возможность, данная нам, обрести мир с Богом. Как же неразумно отчаиваться в милосердии Божием, пока у вас есть время и возможность обрести его! Драгоценные привилегии, которые даны вам, пока продолжается время спасения, делают отчаяние еще более неразумным. Что за стены окружают вас? Разве это не стены дома Божия, не место, где написано Его имя, о чем Он говорит: "Где бы Я ни написал Имя Мое, Я встречусь с тобой и благословлю тебя"? Что за свет светит вокруг вас? Разве это не свет субботы, дня, который сотворил Господь, в которой у нас есть все основания радоваться и веселиться? Что за книга перед вами?    Разве это не Слово Божие , в котором Он раскрывает Свою благодать и милость к гибнущим грешникам? Что за звук теперь заполняет ваши уши? Разве это не голос Евангелия, которое приносит жизнь, мир  и помилование для всех, кто верит и повинуется ему? И вы будете говорить, что для вас нет надежды, в то время как стены дома Божьего окружают вас, свет Его субботы светит на вас, в то время как слово Божие перед вами , и в то время как Евангелие спасения звучит у вас в ушах? Разве все это не показывает вам, что даже если вы в плену, у вас есть надежда, и если вы не будете пренебрегать ею, то вы не впадете в отчаяние?
2. Характер Бога, как он явлен в Его Слове, показывает, как неразумно для вас отчаиваться в Его милости. Описание Его характера, которое мы видим в Писании, идеально подходит к тому, чтобы вы отчаялись добиться Его расположения своими делами или испытывать Его милость, пока вы прямо упорствуете в грехе. Но верно так же и то, что оно прекрасно подходит для пробуждения надежды  в сердцах всех, кто видит невозможность спастись ; кто чувствует бремя и оковы греха и свою неспособность убежать от его власти. Это хорошо знал псалмопевец, когда писал: знающие имя Божие, - то есть знакомые с Его характером, - будут уповать на Него. Они не будут отчаиваться и унывать, они не могут этого делать, но они надеются на милость Его. Дело в том, что и уныние, и самонадеянность возникают от незнания Бога. Незнание Его  справедливости, истины и святости  приводит к самонадеянности; и незнание его милости, любви и благодати , приводит в отчаяние. Если бы мы могли удержаться от обоих этих опасных крайностей ; если бы мы могли одновременно бояться Его, и надеяться на милость Его, мы смогли бы созерцать различные совершенства Его характера вместе, а не отдельно , как мы склонны делать.  Именно этому следовали Боговдохновенные писатели и вели к этому нас. Очень часто они представляют перед нами Божью справедливость и милосердие , его величие и снисхождение в одном и том же отрывке. Чтобы удержать нас от самонадеянности, они заявляют, что Бог не оставляет без наказания, но они говорят нам в том же стихе, что Он милостив и благ, чтобы мы не смели отчаиваться. Когда они говорят нам, что Бог возвышен, они сразу же добавляют, что Он призирает на смиренных. Когда они сообщают нам, что он есть Бог мести, они сразу стремятся заверить нас, что Он благ к тем, кто надеется на Него. Когда они описывают Его как Высокого и Превознесенного, вечно живущего, они добавляют, что Он пребывает с теми, кто имеет смиренный и кающийся дух, чтобы оживлять дух смиренных и сердце сокрушенных. В то время как они заявляют, что душа согрешающая умрет, они побуждают нас покаяться и обратиться от наших грехов, заверяя нас в том, что Бог не хочет смерти грешника, но чтобы грешник обратился от злого пути своего и жил. Более того, чтобы оградить нас от отчаяния, они сообщают нам, что Бог есть любовь, что нет ничего слишком трудного для Него, что Его милость вовек, и что Он есть суверенный Бог, Который помилует тех, кого помилует. Конечно, такой характер Бога делает в высшей степени неразумным отчаиваться в своем спасении, если мы не намерены упорствовать в грехе или же искать спасения делами закона.
3. Торжественный замысел искупления, раскрывающийся в Евангелии, делает еще более неразумным отдаваться отчаянию. Эту схему Бог замыслил, чтобы прославить Себя в явлении неисчерпаемых сокровищ Своей милости и благодати. Здесь Он явил Себя как Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа , как Бог всякой благодати и утешения , как Бог, Который так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного , чтобы Он умер за искупление грешников. В страданиях и смерти Его Сына он примирил с Собою мир, не вменяя кающимся преступлений их. Горы вины и беззакония, загораживавшие поток Его благодати, были удалены, так что теперь она течет к нам, эта наставляющая, милующая и освящающая благодать. Ни одно из Божьих совершенств теперь не запрещает Ему простить раскаявшихся грешников, ибо в замысле искупления милость и истина встретились, правда и мир лобызаются, ибо Бог оправдывает только тех, кто верит в Иисуса. Даже более того, Его справедливость, верность и истина, которые когда-то стояли на пути нашего спасения, теперь обязывают Его простить и спасти всех, кто исповедует веру и кается в своих грехах. Конечно, Евангелие Христа дает достаточную поддержку, чтобы оживить надежды самых виновных и унывающих грешников на земле, и сделать в высшей степени необоснованным отчаиваться в спасении для любого человека, который сам не отвергает его.
4. Личность, характер и приглашение Христа показывают самым ярким и убедительным образом , что отчаяние в спасении является необоснованным. Когда Бог дал нам Спасителя, Он подтвердил, что Его характер является великим противоядием от отчаяния, а также от всех других зол. Соответственно, Личность и характер Его Сына Иисуса Христа таковы, что они вполне изгоняют отчаяние , и возбуждают уверенность и надежду. Он представляет небеса в Своем Божестве и землю - в Своей человечности, и, следовательно объединяет в Себе все, что является достойным любви и восхищения в природе Бога и в природе человека. Хотя Он является Сыном Всевышнего, Он не стыдится назвать Себя Другом и Братом самых низких грешников. В то время как Его бесконечная мудрость, знание и сила дали Ему возможность спасти всех до последнего, кто придет через Него к Богу, Его  не менее бесконечное сострадание, снисхождение и любовь сделали Его таким, что Он может и хочет спасти. Для всех, кто верит, Он сделан от Бога мудростью, праведностью, восхищением и искуплением. Его Кровь, которая свидетельствует лучше, чем Авелева, очищает нас от всякого греха. Его Дух может просветить самые невежественные умы, покорить самые упрямые и освятить самые загрязненные сердца, и сломать самые крепкие оковы, которыми грех и мир когда-либо связывали душу. Поток благодати Его неописуемо прекрасен и свободен, как свет солнца или воздух небес. Он говорит: "Кто слышит, приди. Жаждущий, приходи. Кто хочет, пусть приходит и берет воду жизни даром, и приходящего ко Мне не изгоню вон. "Истинно и всякого принятия достойно, что Иисус Христос пришел в мир спасти грешников", и даже худших из них, и для любого, кто верит, для любого, кто созерцает характер Христа и слушает Его приглашение, отчаяние в спасении столь же невозможно, как ходить во тьме для человека, который открытыми глазами созерцает свет солнца. Одного взгляда на Его лицо и характер достаточно, чтобы положить конец унынию. Как неразумно с таким Спасителем перед нами предаваться отчаянию, если мы не намерены отвергнуть Его!
Наконец, то, что неразумно отчаиваться в Божьей милости, видно по многим, кто обрел ее.  Посмотрите на Манассию. Он согрешил против Бога всех, которые были в Иерусалиме перед ним , так что он, казалось, продался греху. В дополнение к этому , он был убийцей, ибо сказано, что он пролил весьма много невинной крови , так что наполнил ею Иерусалим от края до края. Но в его скорби он смирился пред Богом отцов своих, умолял Его и молился Ему , и Бог преклонился к нему и услышал моление его. Посмотрите на Павла. Он был хулитель и кровавый гонитель народа Божия, который дышал угрозами и убийством Его Церкви,  и заставил многих богохульствовать. Тем не менее, он раскаялся и помилован , и он намекает, что милосердие явилось ему в пример и поощрение  тем, кто должен прийти после него к вере во Христа. Посмотрите на многих из коринфской церкви.  Некоторые из вас, говорит апостол к ним , были блудники, и идолослужители, и прелюбодеи, и воры, и алчные, и пьяницы, и злоречивые, и вымогатели, но, добавляет он, вы оправданы, и вы освящены во имя Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего. Таковы, друзья мои, некоторые из случаев в Библии, когда наибольшие преступники получали милость и покаяние. Кто же тогда будет говорить , что это не крайне неразумно для любого из нас - отчаиваться в спасении, если он не решил не каяться? Кто может обоснованно сказать , что для него нет никакой надежды, когда такие люди, как эти , через покаяние , веру и терпение, даже сейчас наследуют обетования?
Позвольте теперь спросить , друзья мои, рассуждает ли кто из вас так? Есть ли здесь те, кто отчаялся искать спасения, предался разочарованию и унынию, и говорит в своих сердцах: мы можем серьезно отнестись к религии, но мы опасаемся, что это будет ни к чему? Если таковые есть, я обращаюсь именно к ним.  Вы слышали, нерешительные и унывающие друзья мои, как греховно, как опасно и неразумно говорить, что для вас нет надежды. Что вы скажете на это?  Почему вы должны думать , что это будет напрасно для вас - жить религией? Скажете ли вы: хотя Бог милостив, я боюсь, что для меня не будет пощады? Вы слышали, что есть милость для самых гнусных , если они покаются. Скажете ли вы: я боюсь, что я не являюсь одним из тех, кого Бог решил спасти? Если вы полны решимости продолжать жить в неверии и унынии, у вас есть основания опасаться этого, но если вы начнете искренне искать Бога , вы будете иметь основания надеяться, что Он желает спасти вас, и если вы покаетесь и будете верить в Евангелие, вы можете быть уверены, что Он это делает.
Скажете ли вы тогда: я не знаю, с чего начать , если я изучаю Библию , она кажется темной и трудной для понимания, и когда я слушаю проповедуемое слово, происходит то же самое? Это потому, что вы не смотрите на Христа и не обращаетесь к Нему за мудростью и наставлением. Он способен и готов дать нам Свой Дух , чтобы наставить наши умы на всякую истину. Скажете ли вы: я решал и старался быть религиозным , но мои решения были разбиты мои усилия были тщетны , и я боюсь, что даже если я должен сделать еще одну попытку, она ничего не даст. Но ваши решения и попытки вы ставили в зависимость от своих собственных сил. Следовательно, можно было ожидать, что они ничего не дадут, ибо Христос говорит: без Меня не можете делать ничего. Но предпримите еще одну попытку с опорой на Его силу и со стремлением к Его помощи, и она не будет неудачной. Скажете ли вы: моя воля настолько упрям а, мое сердце так тяжело, и мой ум так запутался в любви к миру и страхе перед людьми , что я не смею надеяться на успех ? Но не пришел Христос, чтобы избавить нас от этого мира, чтобы проповедовать пленным освобождение, отпустить измученных на свободу? Разве Он не сделал это уже тысячам , и Он не в равной степени в состоянии сделать это для вас? Скажете ли вы:  у меня есть трудности и искушения, с которыми не сталкивался никто и никогда, , и поэтому я боюсь, что нет никакой надежды ? Даже если это так, то не дает никаких оснований для уныния, ибо у Христа есть возможность удалить все трудности, и преодолеть все наши искушения. Разве вы не слышали , что ничто не слишком трудно для Него? Скажете ли вы: я знаю, что Христос может спасти меня, но я так часто огорчал Духа , так долго пренебрегал Его приглашениясм, что я боюсь, что теперь Он не даст мне никакой помощи? Но разве даже сейчас Он не дарует вам множество благословений, несмотря на это? Разве не Он сохранил вашу жизнь,  что и позволило вам услышать Евангелие , и теперь приглашает Вас через Своих служителей , чтобы прийти и получить спасение? Если ваше недостоинство не помешало Ему даровать вам эти милости, почему вы должны бояться , что Он будет удерживать Свою помощь в подавлении ваших грехов? Разве Он не сказал:  приходящего ко Мне, Я не изгоню вон?
А теперь, мои унывающие друзья, чем вы еще захотите оправдать свое уныние?  Что еще в самом деле вы можете сказать? Что вы можете сказать о себе более тревожного, чем то, что вы полностью греховны  и виновны , и нищи, и несчастны, и слепы, и наги? Это правда, и Христос знает, что вы таковы. И Он говорит: "Советую тебе купить у Меня золото , огнем очищенное , чтобы тебе обогатиться , и белую одежду , что бы ты мог быть одет". Скажете ли вы:  я ничего не имею , чтобы купить это? Христос дарует их без денег и цены. Позвольте мне напомнить вам о ценности того, что Он , таким образом, дарует. Позвольте мне сказать о награде небес, которую Он предлагает тем, кто любит Его. В этом мире это прощение грехов , мир совести, мир с Богом, восстановление Его образа , радость невыразимая , утешение среди испытаний , победа над всеми врагами, в том числе над смертью и могилой , одним словом , все возможные блага.  В мире грядущем -  это совершенная святость , полное избавление, жизнь вечная , вечная слава, несокрушимый трон, неувядающий венец, это состояние полного, нескончаемого, постоянно растущего блаженства и славы. Таковы, друзья мои, награды, представленные перед вами. Для вас и сейчас возможно, более того, есть все основания надеяться , что вы можете получить их. И разве они не прекрасны? Встаньте же, во имя Бога, поднимитесь и добивайтесь их в силе Христовой! Не теряйте времени в унынии. Не говорите, что у вас нет надежды!  Мы показали, что у вас нет оснований говорить так. Если вы будете упорствовать , говоря такое, это будет только предлог,  оправдание для пренебрежения религией, которую вы не готовы принять. Это не из-за отсутствия поддержки, это за неимением расположения вы отказываетесь следовать самому для себя необходимому. Пусть никто потом, после этого, не жалуется, что нет ничего , чтобы поощрить вас. Бог дал вам все, необходимое для поощрения, все, что должно оградить вас от отчаяния. Если кто-то из вас останется в нем и погибнет, Бог не будет в этом виноват, ваша кровь будет только на вас.
Но в то время как мы пытаемся оправдать Бога , и оставить грешников безответными , и в то время как мы будем делать все, что в наших силах , чтобы ободрить унывающих и поддержать слабых, необходимо также защититься от извращенных умов, готовых извлекать отсюда поощрение надеяться на небеса,   в то время как они в грехе. Вполне возможно, что некоторые могут ожесточиться в самонадеянности от тех аргументов, которые мы использовали, чтобы уберечь других от отчаяния. Они могут сказать: так как есть столь много оснований надеяться , и так как столь неправильно отчаиваться , будем надеяться на лучшее, и не отчаиваться в спасении, хотя мы еще побудем немного в грехе. Если таковые здесь есть, и они хотят отравить себя живой водой, я торжественно протестую  против этого извращения, против этого злоупотребления благодатью Божией, и должен предупредить их об опасности. О таких апостол говорит, что они делают Христа служителем греха и обращают благодать Божию в повод к разврату, и конец тех, кто виновен в этом будет по делам их . Они не могут получить никакого оправдания для себя из того, что было сказано, ибо все эти слова обращены к тем, кто стремится получить надежду и утешение в поиске Бога, а не тем,  кто упорствует в нераскаянности и неверии. Если такие еще делают вид , что могут из того, что уже было сказано, надеяться на милость Божию , я хотел бы напомнить им о словах апостола ; Всякий имеющий сию надежду на Него , очищает себя так, как Христос чист.

перевод (С) Inquisitor Eisenhorn