Сирия в огне

Владимир Прудников
Последние несколько месяцев внимание всего мира приковано к Сирии. Цель этой статьи- объяснить что же на самом деле происходит в Арабской Республике Сирия и чем все закончится.
Истоки событий следует искать в 2010 году. Часто великое начинается с малого. Так вышло и на этот раз. Тунисский торговец овощами Мохаммед Базизи, не выдержав оскорблений местной чиновницы, совершил самосожжение на городской площади. Это могло остаться в истории лишь трагедией одного человека, но вышло иначе. Спичка, которую Мохаммед поднес к облитому бензином телу, подожгла весь арабский мир. Сперва восстал Тунис, а затем сработал эффект домино. В 2011 году, протесты охватили Египет и Ливию, Алжир и Йемен, Бахрейн и Иорданию, Оман и Марокко, Саудовскую Аравию, Мавританию и другие страны. 
То что вначале было борьбой за свободу и демократию, привело к росту радикальных настроений. Маска спала и миру явился звериный оскал воинственного исламизма. Сравнительно быстро, революция перекинулась и на Сирию. Первоначально это были мирные выступления, власти их подавляли, вскоре началась вооруженная борьба, которая идет уже 2 года. 
Здесь следует остановиться на личности президента Сирии. Башар Асад не должен был возглавить государство. Президентом был его отец Хафез, который готовил в преемники старшего сына Басиля. Башар же получил образование врача-офтальмолога и практиковался в Лондоне. Но Басиль погиб в автокатастрофе. Тогда Асада-младшего отозвали в Сирию и начали готовить к президентству. Является ли он диктатором? Безусловно. Но точно не кровавым тираном, каким его рисуют западные СМИ. По арабским меркам он довольно прогрессивный правитель.
Проблема Сирии в том, что она оказалась ареной столкновения интересов могущественных держав. И речь идет не о США и России, как может показаться на первый взгляд. Дело, в том что на Ближнем Востоке есть 4 игрока оспаривающих контроль над регионом. Это Саудовская Аравия с Катаром, Турция и Иран. Основная борьба идет между первыми тремя странами и Ираном. Их разделяют не только вопросы политики. Иранцы исповедуют шиитский вариант ислама, а их конкуренты суннитский. Кроме того иранцы не арабы, а персы. А персы исторически враждуют с арабами. У Ирана не так много союзников. Это шииты Ирака, группировка "Хезболла" в Ливане и Сирия. И чтобы уничтожить Иран, турки и саудиты должны для начала сокрушить Сирию. Победа над Асадом обеспечит политическую и экономическую изоляцию Ирана и подготовит плацдарм для уничтожения режима аятолл. Поэтому с одной стороны, страны персидского залива и Турция вкладывают гигантские деньги в поддержку сирийской оппозиции, а с другой стороны иранские "Стражи исламской революции" воюют на стороне властей. 
В прошлом году армии Асада удалось переломить ситуацию. Стало очевидно, что несмотря на поддержку извне, боевики потерпят поражение. И тут, очень вовремя произошло применение химического орудия в пригороде Дамаска. Очевидно, что Асаду не было никакого смысла применять оружие массового уничтожение, тем более во время визита инспекторов ООН. Химическое оружие он мог бы применить только в отчаянной ситуации, но сейчас все наоборот- именно боевики оказались в отчаянном положении. Так что, химическая атака в Гуте это очевидная провокация с целью создать предлог для иностранной интервенции, которая переломит ход войны. И это почти сработало. Какое то время казалось, что западные державы начнут вторжение, но к счастью этого удалось избежать. После долгих переговоров, власти США приняли предложение России об установлении международного контроля над химическим оружием в Сирии и его уничтожении. 
Следует сказать, что если бы удар был нанесен и при поддержки Запада боевики пришли к власти, это привело бы к катастрофе. Боевики-исламисты связанные с Аль-Каидой придя к власти, утопили бы страну в крови. Начался бы геноцид христиан, алавитов ( направление в шиизме к которому принадлежит в частности Башар Асад и почти все руководство страны) и курдов, а Сирия как единое государство прекратила бы свое существование. К счастью этого не произошло.
Однако, война в Сирии не закончена. Сейчас события вступают в решающую фазу. Договор США и России спутал карты влиятельным силам, которые наверняка нанесут ответный удар. Возможны новые провокации в Сирии, с целью втянуть США в конфликт. Для турецкого премьера Эрдогана, Сирия стала вопросом политического выживания. Саудовская Аравия и Катар вложили в оппозицию огромные деньги и они просто так не отступят. Ставки подняты слишком высоко.Сейчас, в Сирии решается судьба всего ближнего Востока.