От слов наших

Ольга Суздальская
Моей давней знакомой напророчила, не спросясь, чужая старуха: «А вот послушай-ка меня! Если родишь второго, то скоро и вдовой сделаешься». И всё. Сказала просто так, при случайной встрече на улице, и ушла, растворилась в толпе. А Люда с мужем как раз подумывали о втором ребёнке. Но после чёрных слов решили: есть дочка и хватит. Уж очень страшно стало – вдруг исполнится дурное пророчество. Так никогда и не смогли забыть старуху и её слова. Я об этом узнала не сразу, а узнав, подумала – как бы я повела себя в этом случае? Если честно – не знаю. Ведь в молодости чему и кому только не верили.
 
А недавно другая знакомая поделилась переживанием: хотели с мужем на свою серебряную свадьбу венчаться, совсем уже собрались, поехала она в храм всё расспросить да встретила в ограде храма какую-то женщину и вдруг нечаянно от всей души рассказала ей об их с супругом намерении. А женщина в ответ: «Почему не венчаться? Только потом выдержите ли? После венчания бывает много разных искушений. А если не выдержите? Разойдётесь? Подумайте хорошенько». А про благодать, покрывающую венчанные отношения, Надежда тогда не услышала. Понимаю, та женщина искренне хотела предостеречь от ошибки (может, кто-то у неё развёлся после венчания), а Надя вернулась домой вся в сомнениях. И вот никак не решатся они идти к венцу, хотя живут с мужем душа в душу. Осело про искушения и развод – и всё тут. Но разве искушения и разводы – вопрос только венчанных отношений?

Сколько нечаянных слов вдруг меняют не только наши намерения, но – нашу жизнь. В «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря» прочитала у преподобного Серафима Саровского: «Первое помышление, являющееся в душе моей, я считаю указанием Божиим и говорю, не зная, что у моего собеседника на душе, а только верую, что так мне указывает воля Божия, для его пользы. А бывают случаи, когда мне выскажут какое-либо обстоятельство, и я, не поверив воле Божией, подчиню своему разуму, думая, что это возможно, не прибегая к Богу, решить своим умом, в таких случаях всегда делаются ошибки».

Тогда я долго раздумывала про первое помышление. Позже стала понимать – это то, что ещё не размыто многими стараниями ума, мыслями, которые нам легко может насадить лукавый. Наверное, наши намерения и есть помышления, о которых говорит батюшка Серафим. И стоит ли отказываться от собственных первых (именно – первых!) намерений по тому или иному делу, вдруг угождая часто совершенно чужим людям верой в то, что они говорят? А если они, как сказал батюшка Серафим, как раз и решают важное для нас – «своим умом»? Запомнить бы, запомнить: «в таких случаях всегда делаются ошибки»!
 
Довелось и мне как-то столкнуться с женщиной, которая, посмотрев на меня, вдруг сказала: «Знаю про тебя, но не скажу. Не поверишь». Думала, наверное, я примусь расспрашивать. А я не стала. Улыбнулась ей и пошла своей дорогой. Кому верить я для себя уже выбрала. А придётся принимать решение, вспомню слова батюшки Серафима, а ещё то, как учит нас настоятель нашего храма отец Григорий: «Вас волнует что-то? Так вы найдите время, придите в храм-то! Встаньте перед иконой. А лучше положите поклончик. И слушайте своё сердце».