Мать

Григорий Ковардин
Этот промежуток моей жизни  начался  на рассвете  22  июня  1941 года. Когда я проснулся  от грохота  доносившегося  с улицы,  было 4  часа  утра с
минутами   и  буквально, через несколько  минут,  в  дверь нашей квартиры постучали. Это пришел посыльный из штаба,  куда вызывали моего отца. Отец быстро оделся и сказал  маме,  что бы она собрала самое необходимое, и ждала  от него вестей,  пообещав прислать за нами.
Нас было четверо.  Мне, покорному вашему слуге, было  11 лет,  а самому младшему, один годик.  Мама собрала вещички, а по опыту  переездов,  как жена командира, которой  часто приходилось переезжать с одного гарнизона  в другой, уложила все  вещи в  один  узел и присела на него, ожидая весточки  от мужа  За окном  разгорался новый день. Из-за  гор пробивалось лучи восходящего солнца.  Городок, в котором мы жили, был небольшим  и располагался  в  узкой долине между гор  и назывался   СКОЛЕ. Наконец   за нами пришел  боец и сказал,  что отведет нас на вокзал,  где формируется поезд, для отправки в тыл  семей  военнослужащих. Собрав  свои пожитки  мы пошли в сопровождении   красноармейца  в сторону вокзала. Мы шли по тротуару, а по мостовой улицы   шли колоны  войск гарнизона, уходившие в сторону границы, благо до неё было несколько километров.
.По улице, кроме нас, шли женщины  и дети, наши знакомые, жены и родные
командиров нашего  полка, и все шли в сторону вокзала. Подходя к вокзалу , мы слышали шум  и  крики  людей, а потом увидели большую толпу , которая   яростно пыталась прорваться к стоящему  у перрона   поезду. Мы остановились, и  мама  в растерянности стала оглядываться, соображая,  как ей с такой  кагалой, как мы, пробиться к вагонам, а тем более  сесть в него. Задача,скажем прямо, не выполнимая.  И благо в это время от шедшей по улице колонны  военных  отделился  всадник  на  коне и направился в нашу сторону-это был наш отец. В те времена  командиры не имели, как сейчас автомашин , и ездили на лошадях.
Он  подъехал к нам, и не слезая  с коня , по одному поднял нас  поцеловал  и
опустив на землю, нагнувшись к маме  сказал  ей:» Соня- это ВОЙНА  и надолго, постарайся сохранить детей .» , и повернувшись седле , попросил  красноармейцев rwмочь посадить   нас вагон. Бойцы  подхватили   нас на руки, том числе и маму, и через окно вагона   затолкнули нас в вагон. Вагоны, хотя и пассажирские, были в те времена тесными  и неудобными. Нам просто посчастливилось, что в этот момент  рядом оказался отец, так как в этой круговерти   сами мы   едва-ли   сумели бы сесть в этот поезд. Мы заняли   нижнюю полку и уселись на ней, как курята  на насесте.
Через некоторое время раздался гудок  паровоза и поезд тронулся,медленно отъезжая  от перрона   вокзала.  Я, как самый шустрый, поскольку  был старше,
протиснулся к окну,через которое нас«   всунули  «  в вагон,  и с любопытством стал наблюдать за всем  происходившим   за   окном  вагона.  Мы  дети  военных,  выросших   в гарнизонах  и при военных  не особенно пугалось   зловещего слова- ВОЙНА!
И так мы тронулись. Наш состав  вышел  на магистральный  путь, и дорога на
восток была  открыта. Подъезжая  к г. СТРИЙ   я  увидел  аэродром  с горящими на нем самолётами. Наверное   они так и не успели подняться   в небо и  были   сожжены в первые минуты  войны. Станция тоже  была разбита  и ещё горела, когда мы  проезжали  мимо.  А кругом, на станционных путях  стояли исковерканные горящие  вагоны, тоже  результат первых бомбёжек
И вот мы выехали из предгорий  Карпат.  Вот  тут- то нас и  догнали  фашистские стервятники. Я сначала  не понял  почему наш паровоз  начал гудеть  длинными
 
гудками,  и только  тогда,  когда раздались взрывы бомб и пулемётная  стрельба, а над вагоном   пролетел самолет,  стало ясно, это бомбёжка. Поезд внезапно  остановился, и люди стали  выскакивать из вагонов  и разбегаться  в разные стороны  подальше от них, прячась кто где  мог.. Нам с мамой  стало понятно, что мы с малышами не сможем ни выскочить, ни тем более, опять забраться  в вагон,  так как  ступеньки  были очень высоко от земли на которые   мог « вскочить « не каждый  взрослый.   И вот тут мама сказала  свою знаменитую  фразу, которую я запомнил на всю жизнь:« ЧЕМУ  СУЖДЕНО БЫТЬ- БУДЕТ , СКАЧИ-НЕ   СКАЧИ. « Она покрепче обняла малышей, словно пытаясь защитить их собою от  ЗЛОГО  РОКА.  Когда самолеты улетели  и налет прекратился,
наш паровоз  стал короткими гудками  словно приглашая разбежавшихся   людей  домой, на чашку  чая.  Когда народ собрался,  наш состав тронулся дальше.
С остановками, то  на  станциях, то в чистом поле  при налетах  мы ехали вторые сутки.  Если вы помните, то лето  1941 года  было очень жарким,  и во время вынужденных остановок   в вагоне духота была неимоверной,  если учесть, что большинство были дети и женщины
Плакали уставшие дети, с ними охали родители  и единственным  спасением  для всех  это было, когда двигался  поезд, проветривая на ходу вагоны.  И вот на вторые сутки нашего путешествия случилось то, ради чего я и взялся  за перо, что бы описать события   того рокового дня  для нашей семьи.
Фашистские самолеты, бомбившие наш поезд, наверное летели  куда-то по другому заданию и увидев  наш поезд , притом гражданский,  который  не сможет дать отпор,  атаковали одним , реже , двумя самолётами  , как бы мимоходом. Где-то  в середине дня,  на вторые сутки пути,  наш паровоз  гудками опять предупредил   нас, что над нами самолеты   фашистов,  и как всегда- остановился.  Выглядывая из окна я видел, как  от группы  самолётов  летевших в стороне  отделились  два самолета и с разворота стали за заходить в хвост  нашего поезда. Они пролетели так близко, что  я отчётливо видел свастику   кресты  на фюзеляже.  Я сказал об этом маме и, она в то-же мгновенье сбросила малышей  на пол  и прикрыла их своим телом.
В это время на том  месте где находилась мама и ребята по  спинке сиденья появилась ровная строчка от пуль, а спустя  мгновенье-я услышал  пулемётную очередь. Я тупо уставился   на эту ровную строчку  ещё не совсем понимая, что произошло.  И спустя несколько секунд, все ещё смотря  на эти дырочки  до моего сознания дошло, какой ужасной  смерти  избежала моя семья. Стоило маме замешкаться на секунду- другую,  и все они были бы буквально пришиты  этими пулями  к стенке  около которой  они сидели.  За  перегородкой   по которой прошла  эта роковая  строчка   раздались   крики  и стоны людей, зовущие на помощь . Когда самолеты улетели, мама подняла с пола малышей и усадила их на лавку  прошитую пулями, сказав при этом:»  Успокойтесь  дети, наше время  умирать не пришло,  а  поэтому жить будем долго. «
По  сей день  я  не  могу дать  этому  случаю  объяснения.  Но то, что наш АНГЕЛ  ХРАНИТЕЛЬ   был рядом- не сомневаюсь. Это он подсказал  маминому сознанию,  что  смерть  рядом   и мама повинуясь этому, сделала   то, что  должна была сделать  любая мать  по спасению своих  ДЕТЕЙ.
Были  ещё бомбежки, остановки,  но меня не покидала уверенность,  что с нами больше ничего не  случится.
Наконец  мы прибыли  в  город  Черкассы, что стоит на Великой реке  - ДНЕПР. А дальше.............ну, это уже другая история..


1О  Августа  2008 г. г. Новочеркасск.