I-5-5. Даниил - Великий пророк будущего

Екатерина Истоомина 2
               

                «А ты, Даниил, сокрой слова сии и запечатай книгу сию до
               последнего времени; многие прочитают ее, и умножится ведение».
                Дан.12:4.               


                Овладев Ассирийской империей, Навуходоносор направился в Египет, под властью которого в то время находилась Иудея, и одержал победу над фараоном. Господство Вавилона над иудеями длилось 70 лет, по предопределению Бога. И это было время расцвета Вавилонской империи, которая внезапно рухнула под натиском мидо-персидских войск, как и было предсказано Творцом истории.

«И будет: когда исполнится семьдесят лет, накажу царя Вавилонского и тот народ, говорит Господь, за их нечестие, и землю Халдейскую, и сделаю ее вечною пустынею». Иер. 25:12.

                Но эти 70 лет насыщены значимыми событиями и пророчествами  для евреев и для человечества в целом. Переселение покоренных иудеев в Вавилон происходило в несколько этапов на протяжении первых 20 лет.

«В третий год царствования Иоакима, царя Иудейского, пришел Навуходоносор, царь Вавилонский, к Иерусалиму и осадил его». Часть сокровищ  дома Божия и некоторые  «из сынов Израилевых, из рода царского и княжеского» были доставлены в царский дворец «служить в чертогах царских». Дан.1:1-4.

                С этого времени и ведется отсчет вавилонского плена иудеев и начинается третий пророческий период. Пророком Бог избрал Даниила, юношу из царского рода колена Иуды.

«И даровал Бог четырем сим отрокам знание и разумение всякой книги и мудрости, а Даниилу еще даровал разуметь и всякие видения и сны. И царь говорил с ними, и из всех отроков не нашлось подобных Даниилу, Анании, Мисаилу и Азарии, и стали они служить пред царем. И был там Даниил  до первого года царя Кира». 1:17,19,21.

                Интересно читать об испытаниях, которым они подвергались, будучи приближенными к императору, - и в этом была воля Бога, чтобы свидетельствовать об Его всемогуществе.
 
                Главы 3, 5, 6, 10 повествуют о чудесах, сотворенных Богом при Данииле. Но тему о библейских чудесах планируется раскрыть позже. Здесь - о пророчествах.

                Даниил сразу прославился в высших кругах истолкованием пророческих снов.
 
«И сказал царь Даниилу: истинно Бог ваш есть Бог богов и Владыка царей, открывающий тайны, когда ты мог открыть эту тайну! Тогда возвысил царь Даниила и дал ему много больших подарков, и поставил его над всею областью Вавилонскою и главным начальником над всеми мудрецами Вавилонскими». 2:48-49.

                О первых двух снах, рассказанных во 2 и 8 главах, было написано мною в статье об Иосии Флавии. Повторять не стоит. В четвертой главе говорится о следующем пророческом сне Навуходоносора. Даниилу было открыто Богом, что за высокомерие и грехи, царя постигнет умственное помешательство.

«Семь времен пройдут над тобою, доколе познаешь, что Всевышний владычествует над царством человеческим и дает его, кому хочет!" Объяснив сон, Даниил добавил: «Посему, царь, да будет благоугоден тебе совет мой: искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой». Все это сбылось над царем Навуходоносором по прошествии двенадцати месяцев». 4:24-26,29.
 
                «Семь времен» означает семь сезонов. По вавилонскому летоисчислению время измерялось сезонами, а их было только два в году: лето и зима. Значит, семь времен равняются трем с половиной годам.

«По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. И все, живущие на земле, ничего не значат; по воле Своей Он действует как в небесном воинстве, так и у живущих на земле; и нет никого, кто мог бы противиться руке Его». 4:31-32.

                Первый сон Даниила из седьмой главы продолжает тему пророчества о четырех мировых державах, которые во второй главе изображены  в виде истукана из сна Навуходоносора. Но в этой главе они представлены в образе четырех зверей. Мы сейчас понимаем, что здесь дано пророчество о Вавилоне, Персии, державе Александра Великого и Римской империи. «Десять рогов» символизируют государства, возникшие на территории погибшей последней империи.

                Пророчества седьмой и восьмой глав имеют ближнюю и дальнюю перспективы и связаны с 13 главой Откровения Иоанна, поэтому подробнее рассмотрим их позже. Напоминаю, что я следую библейской хронологии.

                В пятой главе описывается пророческий пир Валтасара, последнего вавилонского царя.
 
«В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит, и Дарий Мидянин принял царство. Угодно было Дарию поставить над царством сто двадцать сатрапов, чтобы они были во всем царстве, а над ними трех князей, - из которых один был Даниил, - чтобы сатрапы давали им отчет, и чтобы царю не было никакого обременения. Даниил превосходил прочих князей и сатрапов, потому что в нем был высокий дух, и царь помышлял уже поставить его над всем царством». 5:30-31;6:1-3.

                Должна отметить, что пророку Даниилу первому было показано в ночном видении, как «с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится». 7:13-14.

                Даниил жил в Вавилоне до самого его падения, затем он служил мидийскому царю Дарию.
 
«В первый год царствования его я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле.  … Когда я еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого я видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся меня около времени вечерней жертвы и вразумлял меня, говорил со мною и сказал: "Даниил! теперь я низошел, чтобы научить тебя разумению». 9:21-22.

«Семьдесят седьмин/недель определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых.
 
Итак знай и разумей: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении  Иерусалима, до Христа Владыки - семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена. И по истечении шестидесяти двух седьмин предан будет смерти Христос, и не будет; а город и святилище разрушены будут народом вождя, который придет, и конец его будет как от наводнения, и до конца войны будут опустошения.
 
И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя».                9:24-27.
               
                В традиционном истолковании пророчеств день принимается за год. Постановление персидского царя Кира вышло сразу, как только он воцарился. Можно думать, что до разрушения Иерусалимского храма  и рассеяния, евреям осталось пребывать на Земле Обетованной 490 лет. Последняя седьмица – семь лет –  включает в себя иудейское восстание, которое продолжалось семь лет. В половине седьмицы, храм был сожжен римскими солдатами. Похоже, пророчество сбылось.

"Иди, Даниил, ибо сокрыты и запечатаны слова сии до последнего времени.  Многие очистятся, убелятся и переплавлены будут в искушении; нечестивые же будут поступать нечестиво, и не уразумеет сего никто из нечестивых, а мудрые уразумеют. Со времени прекращения ежедневной жертвы и поставления мерзости запустения пройдет тысяча двести девяносто дней.
Блажен, кто ожидает и достигнет тысячи трехсот тридцати пяти дней. А ты иди к твоему концу и упокоишься, и восстанешь для получения твоего жребия в конце дней ". 12:9-13.   
               
                «И многие, из спящих в прахе земли, пробудятся,
                одни для жизни вечной, другие на вечное поругание».
                Дан. 2:2.

http://proza.ru/2014/03/21/2067