Номер без крови

Валентина Камышникова
НОМЕР БЕЗ КРОВИ (МАЙДАН)
по мотивам  романа Александра Барикко «Без крови».




ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Женщина
Мужчина
Лока
Гото
Эдварес
Эль Зоре
Девочка
Мальчик


Действие может разворачиваться в любом государстве, где велась или ведется война.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Вечер. Старинная усадьба, резкий звук подъехавшей машины. В доме Лока и двое детей: мальчик и девочка.

ЛОКА. (Услышав звук подъехавшей машины, подходит к окну, долго всматривается в него. Отходит от окна и подходит к дочери.) Вставай! ( Достаёт из кармана ключ, бросает на стол, кивая на него сыну). Возьми!
МАЛЬЧИК. Сейчас. (Берет со стола ключ и выходит из комнаты.).
ЛОКА. (Подползает к окну.) Кого, интересно, они хотят надуть?


В комнату возвращается мальчик. В каждой руке он держит по ружью.

ЛОКА. Положи оружие. (Поворачивается к девочке.) Подойди ко мне, Гела!  (Отодвигает корзины с фруктами, наклоняется, поднимает крышку погреба и окидывает взглядом погреб.) Слушай отца, Гела! Сейчас сюда придут чужие, нехорошие люди, и я не хочу, чтобы они тебя
увидели. Ты спрячешься здесь, в погребе и подождешь, пока они не уйдут. Поняла?
ДЕВОЧКА. Да.
ЛОКА. Ты должна сидеть тихо. Чтобы не случилось, ты не выходишь, не двигаешься, просто сидишь и ждешь. Поняла?
ДЕВОЧКА. Поняла.
ЛОКА. Слушай дальше! Может быть, мне придется уйти с этими людьми. А ты не выходишь из погреба, пока брат не заберет тебя, поняла? Или пока ты не поймешь, что в доме никого.
ДЕВОЧКА. Хорошо.
ЛОКА. Жди, пока дом будет пуст. Не бойся, Гела. Ничего плохого с тобой не случится. А теперь поцелуй меня!

Девочка обнимает отца за шею.

ЛОКА. (Ласкает девочку). Все будет хорошо, девочка. Правда, я хотел, чтобы всё было по-другому. Но не получилось…  А теперь, полезай вниз.

Девочка опускается в погреб.


ЛОКА. Подожди, дочка! Держи одеяло!

Раздаётся выстрел и звон разбитого стекла. С улицы слышны голоса.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС. Лока! Выходи, Лока! Не валяй дурака, выходи!
ВТОРОЙ ГОЛОС. Что ты с ним любезничаешь? Заходи прямо в дом, иначе мы дадим ему время сбежать.
ТРЕТИЙ ГОЛОС. Не сбежит. Он уже набегался. Слышишь, Лока! Мы идём!
ЛОКА. (Протягивает руку к ружью, которое лежит на столе, и обращается к сыну.) Уходи отсюда, черт подери! Спрячься в дровяном сарае. И не выходи оттуда. Чтоб ни звука, ни движения… Возьми ружьё! Учти – оно заряжено. Будь осторожен с ним.

                Мальчик растерянно смотрит на отца.

ЛОКА. Двигай отсюда! Делай, что я говорю!

                Во дворе опять слышны голоса.

ПЕРВЫЙ ГОЛОС. Ну, что, Лока, прикажешь за тобой явиться и разнести не только твою башку, но и твою усадьбу?
ЛОКА. ( мальчику) Уходи, сынок! Слышишь, уходи!

Мальчик, пытаясь обнять отца, бросается перед ним на колени.

ЛОКА. (наставляя ружье на мальчика.) Уходи, или я убью тебя!
ТРЕТИЙ ГОЛОС. Последнее предупреждение, Лока!!

Раздаётся автоматная очередь. Мальчик выбегает из комнаты. Лока подползает к окну и делает первый выстрел.

ТРЕТИЙ ГОЛОС. Нет, ты посмотри на этого ублюдка! Нет, ты посмотри на эту сволочь!
ЛОКА. (Делает еще два выстрела.) Пошел ты в задницу, Эдварес! (Сам себе.) Надо побыстрее уходить отсюда. Патроны… Сначала патроны… (Размещает патроны по карманам.) Доползти бы до кухни и оттуда прямо в поля. Интересно, они поставили кого-нибудь с той стороны? Эль Зорре не дурак, он должен был поставить. Но выстрелов оттуда не слышно. А поставь они там человека, он бы стрелял. Может, главный не Эль Зоре? Может, этот мерзавец Эдварес. Если Эдварес, то он мог  и забыть. Он ничего не смыслит в таких делах. Всю войну просидел за письменным столом, ничего больше делать не умеет. (Кричит.) Иди на хрен, Эдварес! (Сам себе.) Так! Теперь деньги… (Проверяет кошелек.) Всё!  Ухожу! 

Дверь растворяется, и перед Локой появляется Гото. У него в руках пистолет.

ГОТО. Опусти ружьё, Лока! Брось ружьё и не двигайся!
ЛОКА. Остынь, парень! (Опускает ружьё и ударом ноги отправляет его на середину комнаты.)
ГОТО. Молчи и не двигайся! (Кричит в окно.) Эдварес, я его взял! Прекращайте огонь, взял я его!
ВТОРОЙ ГОЛОС. Он сделал, сделал это! Молодец, Гото! (Забегает  в дом.)  Тремя годами раньше я нашел свою мать повешенной на стрехе, а двух сестер – с обритыми головами, с бедрами, залитыми кровью. И это сделал ты, Лока! А тебя, Гото, дай обниму. 

Появляется Эль Зорре.

ЭЛЬ ЗОРРЕ. Привет, Лока! ( Подходит к Локе и ставит свою ногу ему на грудь.  Из кармана Локи выпадает пистолет. Эль Зоре поднимает его.) Классно, парень! Он нам  нужен.

На пороге появляется Эдварес.

ЭДВАРЕС. Ну, вот мы и встретились, доктор. Вы знаете, что из-за Вас я потерял много времени?
ЛОКА. Ты дурак, Эдварес!
ЭДВАРЕС. Мы преодолели триста километров, чтобы выкурить тебя отсюда.
ЛОКА. Скажи, чего ты хочешь и убирайся!
ЭДВАРЕС. Чего я хочу?
ЛОКА. Да, чего ты хочешь?
ЭДВАРЕС. Убить тебя.
ЛОКА. Ты дурак! Война закончилась.
ЭДВАРЕС. (Наклоняясь к Локе.) Только победитель решает, когда закончить войну.
ЛОКА. Ты начитался романов, Эдварес. Война закончилась. Ясно?
ЭДВАРЕС. Не твоя война, доктор. И не моя.
ЛОКА. (кричит) Идите на хрен отсюда! Меня никто не смеет тронуть, все вы сгниете на каторге. Те, кто меня схватят, проведут остаток дней за решеткой. А тебе, Гото, вряд ли понравится стареть в камере, считать часы и отсасывать какому-нибудь бандиту. Тебя поимели как последнюю б….  Ты конченый человек.
ЭДВАРЕС. Заткнись! По-хорошему заткнись! О нас троих беспокоиться не надо. Никто ни о чем не узнает – ты просто исчезнешь и, о тебе перестанут говорить. Твои друзья оставили тебя. Ты мерзавец! Ты и твой хозяин –  тираны!
ЛОКА (смеется) Мир без тиранов стал бы скучен. Как зоопарк без гиен.
ЭДВАРЕС. Хозяин, на которого ты рассчитывал, любитель тухлого, и рядом с ним ты выглядел как падаль. Поэтому,
убив тебя, мы всем доставим большое удовольствие.
ЛОКА. Ну, какие же вы дураки!
ЭДВАРЕС. Что, что?
ЛОКА. Дураки!
ЭДВАРЕС. Еще раз! Люблю разговоры о дураках.
ЛОКА. Пошел ты в …
ЭДВАРЕС (Щелкает затвором.) Послушай меня, доктор! Знаешь, сколько раз мне за всю войну довелось стрелять?
ЛОКА (молчит).
ЭДВАРЕС. Не знаешь. Скажу тебе: два раза. Не люблю стрельбу, вообще оружие не люблю. Представь, никогда раньше не носил его при себе. Так вот, я стрелял только дважды. Один раз ночью в темноте, ни в кого не целясь, а второй раз –  когда я застрелил своего лучшего друга. Он был мне больше, чем брат. Мы росли вместе. Сиротой он попал в нашу семью.
Слушай внимательно, Лока! Мы вошли в госпиталь до прихода армейских частей. Мы хотели прикончить всех вас, но вы удрали. Вы поняли, откуда ветер дует, и сбежали, оставив всё, как есть… больных, раненых, умирающих… Я прекрасно помню, что не слышал ни единого стона, ни единого звука. Ничего. Мертвая тишина. Каждую ночь, до конца своей жизни, я буду слышать эту тишину.

На койках лежали наши, и мы пришли освободить их. На одной из коек я нашел своего друга и заговорил  с ним. Он не отвечал. Я склонился к нему, умоляя ответить мне, но глаза его будто вылезли из орбит, дыхание было частым – что-то вроде чудовищной агонии. И вдруг он медленно произнёс: «Прошу, убей меня!».

Я сказал, что увезу его из госпиталя, что всё закончилось, что теперь я буду заботиться о нём. Но он как будто вновь погрузился в свой ад.

И вдруг я увидел парня у соседней койки с автоматом за спиной. Он душил подушкой лежачего больного. Душил и рыдал. Потом отбросил подушку и закрыл мертвому глаза. Я заорал: «Что ты делаешь?». И в эту же минуту кто-то сообщил, что прибыла армия. Я понял, что пропал. Шаги уже раздавались в коридоре. Парень, ничего не говоря, протянул мне автомат. Я взял его, и выстрелил в друга. Ты слышишь, в своего друга! А сегодня я выстрелю в третий раз, последний – в тебя.
ЛОКА. Ты не сделаешь этого, я не виноват!
ЭДВАРЕС. Ты не виноват?
ЛОКА. Это госпиталь… я тут не причем.
ЭДВАРЕС. Ты не причём?
ЛОКА. Я делал то, что мне приказывали.
ЭДВАРЕС. Но ты же врач! Какого черта ты…
ЛОКА. Клянусь, я…
ЭДВАРЕС. Это был твой госпиталь, ублюдок!
ЛОКА. Мой?
ЭДВАРЕС. Твой! Но ты не лечил там больных, а убивал. Тебе привозили больных, и ты кромсал их на куски.
ЛОКА. Я никогда…
ЭДВАРЕС. Замолчи!
ЛОКА. Клянусь тебе, Эдварес!
ЭДВАРЕС. Молчи, я сказал!
ЛОКА. Я не…
ЭДВАРЕС. Молчать! (Стреляет по коленям Локи. Лока катается по полу, воя от боли.) Я прикончу тебя, понял? Мне не нужны твои лживые оправдания. Поздно! Тебе конец!

На пороге комнаты появляется сын Локки с ружьём в руках.

МАЛЬЧИК. Пошли вон!  Или я буду стрелять!
ЭДВАРЕС. Нет, какого черта! Откуда взялся этот мальчишка?
ЛОКА. Это мой сын!
ЭДВАРЕС. Здесь не должно быть никого. А ты (Обращается к мальчику.), если не бросишь ружье, не выйдешь отсюда живым.
МАЛЬЧИК. Пошли вон! Пошли вон, или я буду стрелять!
ЭДВАРЕС. Послушай, меня мальчик. Твой отец убийца. Он прикончил десятки людей. Я видел своими глазами таких же, как ты, мальчишек и девчонок, выходивших из госпиталя. Они шли, качаясь из стороны в сторону, не разговаривая, похожие на идиотов.
Ничего уже нельзя поправить, мальчик. Надеюсь тебе понятно, кто этот господин? (Пинает Локу ногой.)
МАЛЬЧИК. Но это мой отец! (Спускает курок – раздается выстрел.)

ЭЛЬ ЗОРР (не раздумывая, стреляет в мальчика. Мальчик медленно сползает по стенке. Он мертв. Раздается страшный вопль Локи.)

ЭДВАРЕС. ПРЕКРАТИ, Лока!
ЛОКА. Суки! Будьте…

Эль Зоре стреляет в Локу. Лока мёртв. Минутная пауза – пронзительная тишина.

ЭДВАРЕС. Всё кончено! Будем уходить.
ЭЛЬ ЗОРРЕ. Девчонка! Ещё девчонка!
ЭДВАРЕС. Какая ещё девчонка?
ЭЛЬ ЗОРРЕ. Дочка Лок и. ( Делает знак Гото, чтобы тот обыскал дом.)

ГОТО поднимается на второй этаж и быстро спускается вниз.

Гото. Пусто. Никого.
ЭЛЬ ЗОРРЕ. Посмотри за этой кучей корзин. Разгреби их, не ленись.

Гото отодвигает корзины и обнаруживает под ними погреб. Медленно приподнимает крышку погреба и пристально вглядывается вниз.

ГОТО. Погреб пуст. (Опускает крышку погреба.) Никого нет. Уходим! Надо торопиться! (Уходят).

ДЕЙСТВИЕ  ВТОРОЕ

Прямая, высокая, уверенная в себе женщина заходит в зал фешенебельного ресторана. В зале никого нет. Женщина смотрится в зеркало, не спеша, ходит между столиками, разглядывает картины на стенах, светильники, люстры.

Неожиданно возле одного из столиков вырастает мужчина. Он в одежде рабочего, а в руках держит щётку для натирания полов.

МУЖЧИНА. Мадам, как Вы сюда попали?
ЖЕНЩИНА. Я – через входную дверь, а Вы из-под земли?
МУЖЧИНА. Почти. Простите, но ресторан сегодня для посетителей закрыт.
ЖЕНЩИНА. А для Вас?
МУЖЧИНА. Я здесь работаю.
ЖЕНЩИНА. Всего лишь?
МУЖЧИНА. Послушайте! Покиньте ресторан!
ЖЕНЩИНА. (Отодвигает кресло и удобно располагается в нём.) А Вы заломите мне руки и вышвырните меня на улицу.
МУЖЧИНА. Я не привык драться с женщинами.
ЖЕНЩИНА. Вот и хорошо! Послушайте, а почему бы Вам не угостить меня чашечкой кофе?
МУЖЧИНА. Но, Вы, право…
ЖЕНЩИНА. Хотите сказать: нахалка. Может быть…
Но чашечка кофе не помешает.
МУЖЧИНА. Соглашусь, если после неё Вы тут же испаритесь.
ЖЕНЩИНА. Может быть…

Мужчина удаляется на кухню. Женщина достает из сумочки пистолет и кладёт его в карман юбки.
Мужчина возвращается с подносом, на котором чашечка кофе. Мужчина уже поменял рабочий комбинезон на элегантный костюм.

ЖЕНЩИНА. О! Вас не узнать. Вы совсем другой. Не дай, Бог, понравитесь…
МУЖЧИНА. Вот как! Но это ничего не меняет. Вы быстро выпиваете кофе, и мы расстаемся.
ЖЕНЩИНА. Навсегда?
МУЖЧИНА. До чего же Вы странная.
ЖЕНЩИНА (Отпивает глоток кофе.) Чудный кофе, спасибо! Скажите, Вы, правда здесь  работаете?
МУЖЧИНА. Продавцом лотерейных билетов. А, впрочем, зачем это Вам?
ЖЕНЩИНА. Интересно… Слушайте, я хочу купить у Вас лотерейный билет.
МУЖЧИНА (Вынимает из кармана пачку лотерейных билетов.) Нет проблем. Выбирайте!
ЖЕНЩИНА. Вот этот… можно взять?
МУЖЧИНА. Этот?
ЖЕНЩИНА. Да.
МУЖЧИНА. Счастливый номер Вам достался.
ЖЕНЩИНА. Повторите! Вы сказали, что этот номер счастливый?
МУЖЧИНА. Да, две восьмерки расположены симметрично, и еще сумма цифр одна и та же.
ЖЕНЩИНА. То есть?
МУЖЧИНА. Если Вы разделите номер на две восьмерки, то сумма цифр в левой и правой половинках будет равной. Это приносит счастье.
ЖЕНЩИНА. Откуда Вы знаете?
МУЖЧИНА. Это моя профессия.
ЖЕНЩИНА. Да, конечно…  Вы не слепой?
МУЖЧИНА. Простите, не понял?
ЖЕНЩИНА. Вы не слепой?
МУЖЧИНА. Да вроде бы нет…
ЖЕНЩИНА. Забавно…
МУЖЧИНА. Почему слепой?
ЖЕНЩИНА. Потому, что все торговцы лотерейными билетами слепые.
МУЖЧИНА. Неужели? Я не знал.
ЖЕНЩИНА. Скажем, не все, но многие… По-моему, людям это нравится.
МУЖЧИНА. В смысле?
ЖЕНЩИНА. Не уверена, но думаю, что это как-то связано со слепотой фортуны. Обычно эти торговцы – старики и смотрят на тебя, как редкие птицы из витрины зоомагазина. Но Вы не такой. Скажите, сколько Вам лет?
МУЖЧИНА. Много. Во всяком случае больше, чем Вам. А что касается продавца лотереи, то мне нравится эта работа.
ЖЕНЩИНА. Ну да! Но я не работу имела ввиду.
МУЖЧИНА. А я повторяю, моя работа мне нравится.
ЖЕНЩИНА. Как правило, она для одиноких. Для одиноких философов.  Вы философ?
МУЖЧИНА. Жизнь заставляет философствовать каждого, если он не идиот. Ну, довольно! Кофе выпит – будем расставаться.
ЖЕНЩИНА. Неужели?
МУЖЧИНА. Но послушайте! Ресторан закрыт! Я не имею права кого-либо здесь принимать. Я и так пошел на нарушения, позволив распивать Вам здесь кофе.
ЖЕНЩИНА. Распивают, как известно, не кофе... А кстати,  не согласились бы Вы выпить со мной по бокалу вина?
МУЖЧИНА. Я!? Здесь!?
ЖЕНЩИНА. Здесь, здесь!  Ну, будьте мужчиной!
МУЖЧИНА. Вы просто… Освобождайте помещение!
ЖЕНЩИНА. Всего по бокалу. Ведь в холодильнике вина сколько угодно. Я предпочитаю белое, а Вы?
МУЖЧИНА. Хорошо! Я последний раз иду Вам навстречу, а после этого я Вас просто выставлю отсюда силой.

Мужчина стремительно выходит из зала. Женщина быстро достает пистолет. Проверяет, заряжен ли он.

МУЖЧИНА. (Появляется с бутылкой вина  и двумя бокалами. Открывает бутылку, разливает вино по бокалам.) Будьте, мадам, внимательны  - я выполнил Вашу просьбу.
ЖЕНЩИНА. Интересно, а кто выигрывает в лотерею?
МУЖЧИНА. Обычно мы всё выбалтываем, и  в первую очередь детям.
ЖЕНЩИНА. Вы любите детей?
МУЖЧИНА. Очень!
ЖЕНЩИНА. А женщинам тоже выбалтываете?
МУЖЧИНА. Иногда. Но только красивым. Например, таким как Вы. (Поднимает бокал.) За Вас!
ЖЕНЩИНА. (Отпивает глоток вина.) Вы мне льстите, но всё равно приятно. Продолжайте!
МУЖЧИНА. Если не считать сумасшедших, никто не остаётся равнодушным к хвале и хуле; пока мы остаёмся хоть сколько-нибудь нормальными, мы чувствительны и к тому, и к другому.
ЖЕНЩИНА. Прямо  как герои  оперы «Кармен»…
МУЖЧИНА. А Вы случайно не её героиня?
ЖЕНЩИНА. Я Вам её напоминаю?
МУЖЧИНА. В Вас есть что-то трагическое, а «Кармен» – трагедия. Характер у неё трагический.
ЖЕНЩИНА. Да она просто «женщина без сердца». Просто кокотка.
МУЖЧИНА. А Хосе?
ЖЕНЩИНА. Хосе? Хосе – герой!
МУЖЧИНА. Не люблю Хосе.
ЖЕНЩИНА. А Кармен?
МУЖЧИНА. Она мне нравится. Теперь, кажется, ещё больше.
ЖЕНЩИНА. Почему теперь?
МУЖЧИНА. Потому, что Вы напоминаете мне её. Именно такой я её и представляю.
МУЖЧИНА. Кармен тоща – глаза Сивиллы
Загар цыганский окаймил;
Ее коса – черней могилы.
Ей кожу – сатана дубил.
Ведь в горечи её сокрыта
Крупинка соли тех морей,
Из коих вышла Афродита
В жестокой наготе своей.
Кармен не может принадлежать нелюбимому или разлюбленному из жалости.
ЖЕНЩИНА. Верно. Жалость унижает любовь.  Слушайте! А почему бы Вам не сделать так, чтобы сейчас здесь зазвучала музыка?
МУЖЧИНА. Музыка? Послушайте, Вы в своем уме?
ЖЕНЩИНА. Например, танго. И вы приглашаете меня на танец. Ну, не ломайтесь! В конце концов, Вы так давно не танцевали с женщиной, и вдруг Вам выпал такой шанс. Может быть, последний в Вашей жизни. Снимите верхний свет и дайте музыку.
МУЖЧИНА. Чёрт с Вами! Но после этого Вы сразу же уберетесь отсюда – я Вам это гарантирую. А теперь меняю освещение, включаю музыку и… прошу, мадам!

Танцуют.

МУЖЧИНА. Не думайте, что я слабохарактерный и иду Вам на уступки.
ЖЕНЩИНА. А разве не так?
МУЖЧИНА. Просто сегодняшний вечер мне по душе. Годами я ждал этого – сесть вот так в полумраке с красивой женщиной в дальнем углу ресторанного зала с тремя музыкантами, издающими заученный мотив…
ЖЕНЩИНА. И весь вечер танцевать с ней танго.
МУЖЧИНА. Да, вечно живое, неумирающее…
ЖЕНЩИНА. Танго – это точность
МУЖЧИНА. Верно. Это не два шага влево, один вправо, как на школьном балу. К танго готовятся…
ЖЕНЩИНА. Я тоже долго готовилась к этому танго.
МУЖЧИНА. Повторите! (Рывком прижимает женщину к себе и вдруг ощущает у неё в боковом кармане пистолет.) У вас в кармане оружие? В кого Вы собираетесь стрелять?
ЖЕНЩИНА. Танго – это тайна…
 МУЖЧИНА. Утонченная эротика… (Ещё активнее прижимает  ЖЕНЩИНУ к себе.)
ЖЕНЩИНА. Иногда извращение…
МУЖЧИНА. Дуэт…
ЖЕНЩИНА. … в котором то единство, то отчуждение, то слияние душ, а иногда вражда…
МУЖЧИНА. Вот-вот! Так в кого же Вы собираетесь стрелять? (Подводит ЖЕНЩИНУ к столу, за которым они сидели).
ЖЕНЩИНА. (Садится в кресло.) Я хочу задать Вам немного глупый вопрос, можно?
МУЖЧИНА. Задавайте!
ЖЕНЩИНА. Что если мы займёмся любовью?
МУЖЧИНА. Гм… Но я…
ЖЕНЩИНА. Я тоже…
МУЖЧИНА. Вы одна?
ЖЕНЩИНА (закуривает) Я воспитывалась в детском приюте, где давали хорошее воспитание. Но однажды  появился человек и забрал меня с собой. Он был аптекарем в небольшом городке. Говорил всем, что я его дочь. Учил меня музыке, танцам. Относился, как к родной.  Я ему верила. Мне было тринадцать лет. Один раз вечером он сидел на диване.  Я села рядом, положила голову ему на колени, и он вдруг склонился и поцеловал меня в губы. Потом еще раз, и еще, и, наконец, начал трогать меня под юбкой и везде… Я чувствовала, как у него поднимается там, под брюками, и не шевелилась. И вдруг он оторвался от меня, заплакал и стал, просить прощение… Больше он никогда не прикасался ко мне.
А несколько месяцев спустя, студеным зимним вечером, он отправился в местный кабачок, где постоянно играли в карты. В тот раз он играл  всю ночь. Завязался настоящий поединок между ним и одним богатым человеком, который упрямо ставил снова и снова. Оба дошли до того предела, за которым игроки теряют чувство реальности. И вот богач поставил на свой загородный дом. В кабачке всё замерло. Это было молчание, которого Вам не понять. Загородный дом богача считался лучшим в округе.

Вдруг богач сделался серьёзным, немного занервничал и неожиданно сказал: «У тебя красивая девчонка. Давай: загородный дом – против твоей девчонки! Это будет честно!». И швырнул на стол пять карт, рубашкой вверх. В тот же вечер он увёз меня к себе. Выждал, пока мне исполнилось пятнадцать, и женился на мне. Я родила ему троих сыновей. Вот и вся моя история.
МУЖЧИНА. У Вас странная манера рассказывать: Вы словно говорите о чьей-то чужой жизни.
ЖЕНЩИНА. Что Вы имеете в виду?
МУЖЧИНА. Кажется, что для Вас ничто не имеет значения.
ЖЕНЩИНА. Напротив, для меня всё имеет значение, даже слишком. Ну, об этом после. Так мы идём?
МУЖЧИНА. Ваше предложении кажется мне…
ЖЕНЩИНА (Перебивает МУЖЧИНУ.) Мы идем?
МУЖЧИНА. Но ведь мы едва знакомы?
ЖЕНЩИНА. Вот как раз ближе и познакомимся. Пошли!
МУЖЧИНА. Так сразу…
ЖЕНЩИНА. Сразу. Зачем оттягивать. (Достает из сумочки деньги.) Это за кофе и за вино. В жизни за всё надо платить…
МУЖЧИНА (Возвращает женщине деньги.) Вы всё время пытаетесь меня переиграть.
ЖЕНЩИНА. А я и переиграю.
МУЖЧИНА. Не обольщайтесь! Время расставит всё по своим местам. А сейчас действительно пора! Ресторан закрыт. И мы немедленно его покидаем!
ЖЕНЩИНА. А я и не медлю. Идём в отель, снимем номер…
МУЖЧИНА. Все-таки Вы странная.
ЖЕНЩИНА. Не странная, а целеустремленная. Пошли!


ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Сквер. Фонтан.

ЖЕНЩИНА. Как дышится! Всё цветет. И главное жить хочется. Скажите, Вам хочется жить?
МУЖЧИНА. Что за дурацкий вопрос! Простите!
ЖЕНЩИНА. Для меня он главный.
МУЖЧИНА. И вообще, как я понимаю, мы направлялись в отель.
ЖЕНЩИНА. А попали в дивный сквер, где тихо-тихо, и почти нет людей. Вам не страшно?  Скажите: испытывали Вы в своей жизни страх?
МУЖЧИНА. Страх? Он был в моей жизни. Очень много лет назад. Даже заставлял закрываться в доме и в самом себе. Может быть, он  так и остался во мне… потому и по сей день живу изолированно, наедине со своими  мыслями. Из-за страха я ушел из семьи, чтобы когда-нибудь не причинить ей страдания.
ЖЕНЩИНА. Знаете, иногда человеку кажется, что он преодолел жизненные ошибки, и вдруг он понимает, что ничего не изменилось. Вы боитесь своих ошибок?
МУЖЧИНА. Как и всякий, кто их совершал.
ЖЕНЩИНА. ВЫ совершали?
МУЖЧИНА. Всякому нормальному человеку это свойственно.
ЖЕНЩИНА. За ошибки надо расплачиваться. И не важно, будет человек расплачиваться вовне  или внутри себя, как, например, Вы.
МУЖЧИНА. Но и невозможно победить, преследуя чужие преступления.
ЖЕНЩИНА. Но как преступник докажет, что он вынужден был убивать?
МУЖЧИНА. Стоит человеку хотя бы частично втянуться в азарт военной игры, он тут же оказывается полностью захваченным. Как только ты начинаешь стрелять по манекенам, ты выбираешь кровавую оргию, и внутри тебя поселяется смерть
ЖЕНЩИНА. Такой человек должен плохо кончить, потому что он – преступник, в то время как некто должен найти преступника и прикончить его.
МУЖЧИНА. Вы уже нашли?
ЖЕНЩИНА. Кажется да.
МУЖЧИНА. Пистолет для него?
ЖЕНЩИНА. Для него.
МУЖЧИНА. А Вы не боитесь, что я Вас сдам полиции?
ЖЕНЩИНА. Не сдадите.
МУЖЧИНА. Откуда такая уверенность?
ЖЕНЩИНА. Я Вам нравлюсь.
МУЖЧИНА. Согласен.
ЖЕНЩИНА. Скажите, а что Вам снилось этой ночью. Сны часто предсказывают…
МУЖЧИНА. Точно не Вы.
ЖЕНЩИНА. Тогда кто же, или что?
МУЖЧИНА. Мне всегда снится один и тот же сон. Будто я всё время кого-то ищу и не нахожу. Куда ни пойду, куда не сверну – никого. Никто не появляется. Всё время какие-то двери, и я их открываю, а за ними только пыль кружит. И так в каждом сне, и каждый день – никого. Нет огней. Сплошная темнота. Потом какие-то ступени, окна, занавески серые на окнах. Полы покрыты пылью и пеплом. Серые стволы деревьев в саду, увядшие цветы. И никого. Пусто.
ЖЕНЩИНА. Такие сны снятся одиноким людям.
МУЖЧИНА. Знаете, оставаясь наедине с самим собой, неся на себе бремя своей жизни, занятый исключительно самим собой, я пришел к выводу: я и одиночество – неразделимы.
ЖЕНЩИНА. Одиночество – это всегда тьма.
МУЖЧИНА. Скажу так: вначале мы полагаем, что движемся к свету; затем внутри нас сгущаются сумерки,  и мы соскальзываем вниз, падаем. Нет ни единого огонька, бездна зовет нас, и мы слушаем её. И еще недавно влюбленные в вершины, а затем обманутые ими – мы начинаем, в конце концов, любить наше падение, торопимся совершить его, зачарованные иллюзией прикосновения к пределам мрака.
Послушайте, какого чёрта я перед Вами разоткровенничался? Пойдёмте лучше в отель!
ЖЕНЩИНА. Нет, подождите! Послушайте! Мне тоже уже много лет каждую ночь снится один и тот же сон. Я должна его рассказать. Рассказывать?
МУЖЧИНА. Нет.
ЖЕНЩИНА. Нет? А Вы послушайте! Я его никому не рассказывала. Только Вам.
МУЖЧИНА. Валяйте! И побыстрее. От Вас всё равно не отделаешься.
ЖЕНЩИНА. Каждую ночь я вскакиваю, как ошпаренная. Кто-то зовет меня. Но кто может назвать моё настоящее имя? Настоящего имени никто не знает, или не помнит. А в ответ на этот зов, я отвечаю: «Совсем не важно, что ты не знаешь моего настоящего имени, ты входи! Дверь не заперта. Входи, не бойся! Как твои дела? Ты, наверное, победитель? О моей жизни – ни слова… Никому! Я доверяю только тишине и чистым листам бумагам – смотри, сколько их… И все в кляксах. Это слезы. А это чистый лист- чтобы ответить на твое письмо, которое ты никогда не напишешь, а я не отвечу…
Дверь в мой дом тихонько отворяется, но никто не входит. И я просыпаюсь, а потом до утра не могу заснуть. Слышу, как ветер трется холодным лбом о мое окно, как лают собаки-бродяжки… И какой-то саднящий зов…
МУЖЧИНА. (перебивая Женщину). Довольно! Идем в гостиницу!
ЖЕНЩИНА. Вы не передумали?
МУЖЧИНА.  Не передумал.
ЖЕНЩИНА. А, может, лучше к Вам?
МУЖЧИНА. Вы серьёзно?
ЖЕНЩИНА. Вполне.
МУЖЧИНА. Тогда поторопимся  – ночь надвигается.
ЖЕНЩИНА. Вы правы: чем быстрее, тем лучше. Вперед!

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Квартира мужчины

ЖЕНЩИНА. (Бросает сумку на стол и подходит к окну. Раздвигает шторы и наблюдает за улицей. Потом складывает шаль и кладёт её на спинку стула.) Свет включать не будем.
МУЖЧИНА. (Садится в кресло, закуривает). Не будем. Здесь и так светло.
ЖЕНЩИНА. В доме напротив все окна светятся. Будто в каждом окне счастье, которое выиграли по лотерейному билету… А в Вашем окне темно… Послушайте, что Вы сейчас чувствуете?
МУЖЧИНА. Сначала ответьте, на кого нацелен Ваш пистолет?
ЖЕНЩИНА. (Достает из кармана пистолет.) На Вас, конечно!
МУЖЧИНА. Вот как?
ЖЕНЩИНА. Вот так!
МУЖЧИНА. Интересно!
ЖЕНЩИНА. Человек пытается прожить определенную  добропорядочную жизнь, но люди придумывают ему тысячи разных оттенков   его жизни, благодаря которым, он начинает творить зло.  А сегодня зло сотворю я.
МУЖЧИНА. Но, чтоб легче было его  сотворить, предлагаю выпить немного вина.
ЖЕНЩИНА. Согласна! Но Вы не двигаетесь с кресла. Я сама все сделаю. (подходит к бару, достает бутылку вина и один бокал). Выпью одна.
МУЖЧИНА. А Я?
ЖЕНЩИНА. Вы мысленно.
МУЖЧИНА. И с удовольствием!
ЖЕНЩИНА. Я тоже с удовольствием выполню сегодня свою миссию. (Наливает вино в бокал). За то, чтобы не так страшно было ее выполнить! (Пьет.) То есть, прикончить Вас.
МУЖЧИНА. Дай, Бог, чтобы сразу!
ЖЕНЩИНА. Я стреляю в совершенстве.
МУЖЧИНА. (закуривает)Однажды я шел длинным коридором с множеством закрытых дверей и думал, что где-то в  доме, где-то рядом девочка. Я хотел увидеть её. Сказать ей мне было нечего, но я хотел увидеть её лицо.  Как много много лет назад.  В какой-то момент одна из дверей открылась. На мгновение, я ощутил твердую уверенность в том, что девочка выйдет, и  я увижу её. Однако, ничего не произошло. Жизнь никогда не дотягивает до нужной точки.
ЖЕНЩИНА. Сегодня дотянет. Вы Гото. Вы были знакомы с моим отцом до того?
МУЖЧИНА. Я знал, кто он такой?
ЖЕНЩИНА. Кто стрелял первым?
МУЖЧИНА. Какая теперь разница.
ЖЕНЩИНА. Вы были самым младшим из них. Вам было едва двадцать. Вы воевали первый год. Вспоминаете ли Вы всё это?
МУЖЧИНА. Только этим и занимаюсь. Но, по правде говоря, так и не решился никому об этом рассказать.
ЖЕНЩИНА. Рассказать, что в тот день я спряталась в погребе?
МУЖЧИНА. Можете не верить, Но так и есть. Шло время, все менялось. Война больше никого не занимала. Однажды прошел слух, что дочь Локки жива, что родственники прячут её где-то высоко в горах. И с тех пор я стал спрашивать себя, что она могла видеть и слышать тем вечером в усадьбе? Запомнила ли она моё лицо?  Ведь трудно понять, что творится в такие минуты, как тогда, в голове ребенка. У взрослых – память, чувство справедливости, временами жажда мести,  как у Вас. А у ребёнка? Большей частью, успокаивая себя, я надеялся, что всё обойдется, но тут умер Эдварес. Он был мне как отец… Тяжело вспоминать его…
ЖЕНЩИНА. Продолжайте!
МУЖЧИНА. Опустите пистолет!
ЖЕНЩИНА. Я опущу при одном условии: если Вы не будете двигаться.
МУЖЧИНА. Я и не двигаюсь, я сижу. Только теперь уже ночь – совсем темно. Может, зажечь свет?
ЖЕНЩИНА. Я сама зажгу! Где?
МУЖЧИНА. Протяните руку – справа от Вас. Спасибо! Дело в том, что Эдвареса ранили, когда он выезжал в инвалидной коляске из своего гаража. Четырьмя годами позже был убит Эль Зоре. Его нашли с пулей в позвоночнике, лицом в навозе, перед конюшней ипподрома. И вот с того дня я стал ждать Вас. Я понял, что Вас не остановить. Однажды Вы доберетесь и до меня. Я был уверен: пуля в спину, подосланный незнакомец – ничего такого не будет. Я знал, что придёте именно Вы. Я заслужил эту встречу с Вами.
ЖЕНЩИНА. Ещё бы! Трое взрослых вооруженных мужчин ворвались в дом, разнесли моему отцу голову короткой трескучей очередью, убили мальчика – моего единственного брата ни за что, ни про что…  (наводит пистолет на МУЖЧИНУ). Животные! Все мужчины на войне животные. Как только Бог сумеет Вас простить?
МУЖЧИНА. Перестаньте!
ЖЕНЩИНА. Нет, слушайте! Вы видели, как бессмысленно погиб мой брат, совсем еще ребенок? Одна очередь и всё кончено. Вы были там и не шевельнулись, чтобы спасти его. Объясните, как такое возможно? Вы в состоянии объяснить?
МУЖЧИНА. Мы были солдатами. Мы вели войну.
ЖЕНЩИНА. Против кого?
МУЖЧИНА. Однажды в дверь нашего дома постучали. Когда я открыл дверь, то увидел незнакомых людей. Они сказали, что принесли мне посылку. Я открыл коробку: внутри лежали глаза моего отца. «Видишь, парень, на чьей стороне лучше быть», - сказали эти люди и ушли.
ЖЕНЩИНА. И Вы, конечно, выбрали…
МУЖЧИНА. Я выбрал то, что выбрал. Слишком всё далеко зашло… Когда люди начинают убивать друг друга, обратной дороги нет. Мы не хотели того, что произошло. Другие начали, а нам пришлось продолжать. Нам казалось, что мы творим справедливость.
ЖЕНЩИНА. Стреляя в детей?
МУЖЧИНА. Если понадобится – да. Это как с землёй. Прежде чем сеять, надо её вспахать. Нужно её разрыть. Понимаете?
ЖЕНЩИНА. Дальше!
МУЖЧИНА. Необходимо пройти через боль…
ЖЕНЩИНА (кричит) Нет!
МУЖЧИНА. Оставьте истерику! Иного пути не было. Приходилось терпеть боль и причинять её другим.  Победит тот, кто больше вытерпит – это закон войны. И когда всё нам казалось сплошным кошмаром, мы всё равно шли в бой, мстя за тех, кого  потеряли в этой войне. Брату Эль Зоре люди Вашего отца отрезали уши – он был радистом. Понимаете, о чём я? (Пытается подняться с кресла.)
ЖЕНЩИНА. Сидеть! Вы пришли на нашу землю и превратили её в руины.
МУЖЧИНА. Мы убивали из мести.
ЖЕНЩИНА. Все убивают из мести. И я убью Вас из мести. Не стоит скрывать, это единственное лекарство от моих мучений, это наркотик, без которого я не могу жить.
МУЖЧИНА. Да. Мы оба не обрели свободы, и теперь даже не знаем, что…
ЖЕНЩИНА. Замолчите (Отпивает глоток вина.) Я была ребёнком, я сидела в погребе, и вот пришли трое, убили моего отца и…
МУЖЧИНА. Хватит!
ЖЕНЩИНА. А, Вам не по вкусу мой рассказ? Нет, слушайте! Это последнее, что вы вообще услышите.
МУЖЧИНА. Надеюсь! Я ни  чем не раскаиваюсь, нужно было сражаться, и мы сражались, а не отсиживались взаперти.
ЖЕНЩИНА. (растерянно) А я?
МУЖЧИНА. Вы были ещё ребёнком и не понимали, что происходит.
ЖЕНЩИНА. Объясните сейчас!
МУЖЧИНА. Бесполезно.
ЖЕНЩИНА. Почему же? У нас много времени, объясните – я буду слушать.
МУЖЧИНА. Довольно! Я устал от Вас. Сделайте то, что намерены сделать и конец.
ЖЕНЩИНА. (Подходит близко к МУЖЧИНЕ.) И Вам не жалко расставаться с жизнью?
МУЖЧИНА. (Берет из рук ЖЕНЩИНЫ пистолет и прячет его в карман плаща.) Не боюсь. И вообще хватит! (отходит к окну.)
ЖЕНЩИНА. В тот вечер, когда я увидела, как открывается крышка погреба, я не испугалась. Я пыталась рассмотреть Ваше лицо, и оно не показалось мне злым и страшным, а даже наоборот… Я Вас не испугалась. Представьте, что в тот момент мне хотелось только одного: чтобы Вы забрали меня с собой. Но  Вы опустили крышку, наступила темнота, страх. И этот ужас поныне со мной.
МУЖЧИНА. Бесполезно ждать забвенья от больной памяти. Не существует скальпеля, который мог бы обрезать звенящую надорванную струну. Трудно дать название всему, что случается на войне – будто действует некое колдовство…
ЖЕНЩИНА. (Подходит к МУЖЧИНЕ, распахивает его плащ, и, сняв его, бросает на пол. Молча смотрят друг на друга.)  Второй раз в жизни так смотрим друг на друга.
МУЖЧИНА. Я устал. (Гасит свет, берет ЖЕНЩИНУ на руки, кладёт на кровать и ложится рядом.)
ЖЕНЩИНА (не сопротивляется и берет его руку в свою.)
МУЖЧИНА. Какая теплая!
ЖЕНЩИНА. На многое не рассчитывайте…
МУЖЧИНА. И не думал…
ЖЕНЩИНА. И заранее ничего не загадывайте.
МУЖЧИНА. Жизнь иногда преподносит нам сюрпризы. Мы не знаем, что нам от нее ожидать.
ЖЕНЩИНА. (Садится на кровати.) А раз уж нам неведом смысл жизни, то, может быть, мы живем с единственным желанием –  обитать рядом с  тем, кто  уберет нас однажды от ада.
МУЖЧИНА. .(Садится на кровати.) И тот, кто уберег однажды от ада, будет делать это бесконечно. (Прижимается лбом к плечу ЖЕНЩИНЫ).
ЖЕЩИНА. Прямо, как в лотереи: счастливый номер – две восьмерки.


Реклама за окном рассыпает свои разноцветные огни

                КОНЕЦ