Закон, изменивший мир

Морской Профсоюзный Телеграф
СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

ЗАКОН, ИЗМЕНИВШИЙ МИР
Что было вначале – законы отдельной страны или международные нормы? Однозначно ответить на этот вопрос также трудно, как решить дилемму: что было раньше – яйцо или курица. Национальное и международное законодательства настолько тесно связаны между собой, что  изменения чего-то одного обязательно влекут за собой изменение другого. Хотя, бесспорно, есть такие национальные законы, которые переписывают всю картину мира заново.
Среди них, несомненно, особое место занимает «Seamen’s Act» («Закон о моряках»), принятый в Соединенных Штатах Америки в 1915 году, то есть еще до основания Международной организации труда. Преувеличением не будет сказать, что этот документ совершил настоящую мировую революцию в масштабах всей отрасли.

КАК РАБЫ
О положении моряков в США в конце XIX века очень точно высказался Эндрю Фурузет (Andrew Furuseth, 1854-1938), один из профсоюзных лидеров того времени, основатель Профсоюза моряков тихоокеанского побережья (Seamen's Union of the Pacific): «Меня, как и любого другого моряка, можно упрятать за решетку – все равно хуже уже не будет, поскольку наша жизнь на борту сравни тюремной: ютимся, как в клетке, еды дают ровно столько, чтобы с голоду не умерли. Да и к одиночеству... наш народ привычный».

Трудно поверить, но дела обстояли именно так. Вместе с техническим прогрессом и развитием судоходной отрасли к концу XIX века ужесточилась и конкуренция на рынке морских перевозок. Как следствие, появилась тенденция экономить на всем, чем можно. Как это, к сожалению, водится до сих пор, судовладельцев больше заботили сохранность груза и судна, нежели сами моряки. В американских портовых городах было полно людей, готовых на любую работу, и судовладельцы не испытывали затруднений в подборе экипажа. На борту судов в то время легко можно было встретить людей без какого-либо опыта работы в море, да к тому же разных по национальности, порой, даже не понимающих друг друга. Законодательно это не было запрещено, а ущерб, если таковой случался, возмещался страховыми компаниями. Таким образом, судовладельцы ничем не рисковали, нередко отправляя в море судно с неподготовленным экипажем.

Плохая пища, низкая заработная плата, телесные наказания за провинности и высокая конкуренция со стороны приезжавших в Америку в поисках лучшей доли выходцев из Старого Света, – все это было обычным делом на судне под звездно-полосатым флагом. Нельзя сказать, что народ это устраивало, но в ответ на гневные выступления профсоюзных объединений моряков, требующих улучшения своего положения, судовладельцы закручивали гайки еще туже. В 1886 многие американские судоходные компании объединились в ассоциации и учредили морские конторы. С тех пор человек, желающий работать в море, мог наняться на судно только через них, а там на него заводили мореходную книжку, в которую капитаны судов заносили сведения о сделанных рейсах и занимаемых должностях, а также давали свои комментарии о профессиональных и личных качествах моряка. Если работник жаловался на качество питания, притеснения со стороны старших офицеров или покидал судно до окончания контракта по причине невыносимых условий, в книжку ему ставилась неудовлетворительная отметка, что отбивало охоту отстаивать свою правоту не только у ее обладателя, но и у его коллег-моряков.

Что касается закона, то он почти никак не защищал моряка как работника, а даже наоборот  давал судовладельцу право посадить члена экипажа за решетку за то, что тот посмел покинуть судно во время действия своего контракта. Причем, неважно, по какой причине. Трактовалось это, ни больше ни меньше, как преступление против государства флага, а потому и тюремные сроки грозили серьезные. С моряками особо не церемонились: согласно заключенным межгосударственным соглашениям, их могли задержать практически в любом порту мира и отправить для дальнейших разбирательств по месту найма в кандалах, как рабов. Это при том, что рабовладение в США было отменено в 1865 году. Звучит, конечно, дико, но тогда это было в порядке вещей, и судовладельцы даже мысли не допускали о том, что правила игры могут измениться. Но это все же случилось.

ПРОСТОЙ НОРВЕЖСКИЙ ПАРЕНЬ
Эндрю Фурузет родился на небольшой ферме в пятидесяти километрах от города Христиании, нынешней норвежской столицы Осло. Он был пятым ребенком из десяти в семье смотрителя шлюзов Андреаса Нильсена. Доходы герра Нильсена были очень низкими, и семья постоянно страдала от нищеты – мясо дети видели, только если глава семейства удачно ходил на охоту. Когда Эндрю исполнилось восемь, его отдали в работники к богатому фермеру. Тот заметил, что мальчик довольно смышлен и тянется к знаниям, и устроил его в частную лютеранскую школу. В шестнадцать лет Фурузет уехал в столицу, поступил на службу в магазин и параллельно стал слушателем специальных курсов, прохождение которых открывало ему дорогу в военное училище. Учеба давалась ему легко, к тому же он обладал талантом усвоения иностранных языков. К двадцати годам Фурузет свободно говорил на английском,  немецком, французском и голландском языках, что позволило ему существенно увеличить свой заработок.   
Но военным он так и не стал. В двадцать один год Эндрю решил, что будет моряком, и долгое время работал на норвежских, шведских, английских и американских торговых судах, пока в порту Сан-Франциско он не ушел с борта британского судна, пришедшего из Калькутты, чтобы поступить в компанию, занимающуюся промышленным рыболовством на реке Колумбия. Проведя несколько лет в морях и испытав на собственной шкуре жестокие условия морской жизни, Фурузет сошел на берег с твердым намерением их изменить.
В 1885 году Фурузет вступил в только что образовавшийся в Сан-Франциско профсоюз Coast Seamen's Union, как он сам говорил, чтобы иметь возможность сообща бороться и отстаивать права моряков. В 1887 году его избирают на главный пост – он становится секретарем CSU. 

ПРОФСОЮЗ В ЗАКОНЕ
Фурузет, безусловно, обладал качествами настоящего лидера, способного не только достичь поставленных задач, но и объединять вокруг себя людей. Будучи повторно избранным главой CSU, он в первую очередь положил конец распрям между его организацией и профсоюзом моряков пароходного флота (Steamship Sailor's Union). Парусный флот уходил в прошлое, отрасль модернизировалась бешеными темпами, и как только на какое-нибудь парусное судно ставили паровой двигатель, между профсоюзами начиналась склока за то, в какой профсоюз теперь идти морякам с этого судна.
Для Фурузета было совершенно очевидно: моряк одинаково бесправен что под парусом, что в кочегарке, а посему добиться улучшения жизни можно только сообща. Результатом его работы стало объединение в 1891 году CSU и SSU. Вместо двух ссорящихся профсоюзов моряки получили многочисленный и крепкий профсоюз Sailor's Union of the Pacific (SUP) – Профсоюз моряков тихоокеанского побережья.
Для Фурузета совершенно ясно было и то, что пока в стране законодательно не установлен какой-либо минимальный стандарт, обеспечивающий достойные условия труда для моряков и возможность защиты своих трудовых и человеческих прав,  положение не изменится.  А значит, нужен ЗАКОН, где было бы расписано все, начиная от требований к квалификации и заканчивая длительностью рабочего времени и порядком выплаты заработной платы. Всю свою дальнейшую жизнь Фурузет посвящает претворению в жизнь такого закона.   
Первая попытка была предпринята в 1892 году, когда SUP собрал комитет для разработки изменений в действующее законодательство. Результатом этого стало официальное обращение к Конгрессу США, содержавшее в себе почти тридцать поправок в национальные законы. Большинство из них относились к усилению ответственности судовладельцев, а также устанавливали нормы питания для экипажа, две вахты для палубной команды, и немного смягчали наказание за самовольный уход с судна, отсутствие на работе без уважительной причины и неподчинение приказам офицеров.
Первое слушание законопроекта состоялось весной 1894 года. Фурузет был шокирован тем, что большинство конгрессменов совершенно ничего не знали о том, как идут дела в морской отрасли. Тем не менее, то внимание, с которым слушали его доклад, и множество вопросов, поступивших от слушателей, давали надежду на то, что правительство все же обратит свой взор на моряков. Так и случилось – при помощи сенатора Джеймса Магуайра большинство поправок приняли, документ был подписан президентом США в феврале 1895 года и получил название «Закон Магуайра». 
И хотя «Закон Магуайра» стал однозначной победой профсоюза, он устраивал Фурузета лишь отчасти. К концу того же года Фурузет возвращается в Вашингтон, чтобы продолжить работу по внедрению в законодательство оставшихся поправок. В профсоюзе были уверены – закон должен охватывать все аспекты работы моряка: и квалификацию членов экипажей, и национальный состав, и порядок найма, и компенсации за потерю трудоспособности, а главное - отменить телесные наказания и уголовное преследование моряка за уход с судна. Фурузет месяцами пропадал в Вашингтоне, лоббируя профсоюзные интересы, и добился рассмотрения своего законопроекта, заручившись поддержкой калифорнийского сенатора Стивена Уайта. В 1898 году «Закон Уайта» прошел слушания в Конгрессе и хотя претерпел значительные изменения, был подписан Президентом.
 
ПРОЛЕТАРИИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙЕСЬ!
Несмотря на то, что оба закона, принятых при непосредственном участии Эндрю Фурузета, безусловно, облегчили жизнь моряков, профсоюзный лидер опять не был  удовлетворен. Да, «Закон Магуайра» отменял тюремное заключение для моряка, самовольно покинувшего судно, работающее в каботаже, но Фурузету было нужно, чтобы свободу выбора получил любой моряк, не зависимо от того, работает ли он вдоль родных берегов или ходит за три моря, и какой он национальности.
В 1908 году Фурузет принял участие в VI Конгрессе Международной федерации транспортников (МФТ) в Вене. Проблемы моряков во всем мире, понял он, были одинаковыми. Именно после поездки в Вену Фурузет приходит к выводу, что американским морякам нужны не поправки, а отдельный закон о моряках, который бы сделал их по-настоящему свободными и гарантировал соблюдение их прав и создание достойных условий труда. Необходимо распространить действие этого закона на членов экипажей всех судов, заходящих в американские порты. Тогда судовладельцы будут вынуждены играть по общим правилам, на условиях, единых в отношении ставок зарплаты, качества питания, требований по обеспечению безопасности мореплавания и т.д.,  чтобы все было по-честному, по справедливости с точки зрения конкуренции.
Возглавляемый к тому времени Фурузетом американский Международный профсоюз моряков  развернул широкую кампанию за принятие закона. Естественно, судовладельцы не испытывали воодушевления по этому поводу: они обвиняли представителей профсоюза в преследовании личных интересов, утверждали, что новые стандарты безопасности и профессиональной подготовки потребуют больших затрат и «съедят» отрасль. Борьба шла не на жизнь, а на смерть, но закончилась победой моряков. 4 марта 1915 года Президент США Томас Вудро Вильсон, несмотря на колоссальное давление морского бизнеса, подписал «Закон о моряках» – «Seamen’s Act». Цель была достигнута. Фурузет, шедший к ней почти четверть века,  обратился к морякам с такими словами: «Я вас поздравляю ... Мы получили свободу и веру в светлое будущее».
«Закон о моряках»  представлял собой самый настоящий... коллективный договор. Современные моряки понимают, что это такое.  Только распространялся он на всех моряков, находящихся на территории США. Документ предусматривал стандарты, касающиеся питания, жилых помещений на борту, рабочего времени в море и во время нахождения судна в порту, выплаты заработной платы, несения вахты, безопасности мореплавания, обеспечения судов спасательными шлюпками, получения медицинского свидетельства, подготовки плавсостава. Также закон устанавливал, что 75% экипажа должны понимать команды, которые отдаются офицерами – т.е. моряки должны, как минимум, общаться на одном языке. Кроме того, законом определялся порядок репатриации в случае списания члена экипажа в иностранном порту вследствие травмы или болезни, и ответственность за его исполнение возлагалась на диппредставительство США.
«Seamen’s Act», несомненно, способствовал переходу морского судоходства на более качественный уровень. Впоследствии «Закон о моряках» стал предметом обсуждений на международных трудовых конференциях Лиги Наций, а потом и МОТ. В них принимал участие и Эндрю Фурузет. Теперь главной задачей он считал распространение на всех моряков в мире основных принципов, заложенных в американском национальном законе, на основе Конвенций МОТ. Что ж, так оно, собственно, и получилось...

"Seamen’s Act" до сих действует. Конечно, некоторые его положения впоследствии были пересмотрены. В этих целях принимались соответствующие законы, в частности, «Закон о торговом судоходстве» 1920 года (Merchant Marine Act), более известный как «Закон Джонса» (Jone’s Act), которые, как вместе, так и по отдельности, формируют законодательную базу торгового флота США. Однако пункт, запрещающий преследовать моряков за досрочное расторжение контракта, в том числе и со стоящих в американских портах иностранных судов, остался без изменений.    

Полное название «Seamen’s Act» звучит как: «An Act to promote the welfare of American seamen in the merchant marine of the United States; to abolish arrest and imprisonment as a penalty for desertion and to secure the abrogation of treaty provisions in relation thereto: and to promote safety at sea» – «Закон об обеспечении жизни и быта американских моряков на судах торгового флота США, отменяющий как арест и заключение под стражу за самовольное оставление судна, так и выполнение в соответствии с этим государственных обязательств перед другими странами в рамках заключенных соглашений, направленный на обеспечение безопасности мореплавания».