Щучий детский сад

Павел Поршнев
            Когда летний отпуск должен вот-вот начаться, да ещё подвернулся свободный от дел выходной, радость захлёстывает в предвкушении возможных вариантов потратить время с пользой. Ты потратишь этот выходной, даже если не совсем удачно, а у тебя ещё отпуск на носу. Да-а…здорово! С такими приятными мыслями в голове, я лёгкой походкой шёл к гаражу. Погода замечательная, июнь, плохо только, пожалуй, было то, что ехать одному как-то не хотелось. И вот проходя у последнего подъезда своего дома, за каких-нибудь 100 метров от гаража, я увидел скучающего знакомого – Серёгу. Серёга был занят обычным своим делом – сидением на скамеечке в ожидании либо собутыльника, либо просто соседа по подъезду, на предмет поболтать. Так же Серёга был в обычном своём состоянии – немного с похма. С ним мы не тесно знакомы. Только здороваемся и мало о чём говорим. Разные круги общения и много ещё чего, но я знаю, что есть с ним у нас одно общее увлечение – это рыбалка. Серёга заядлый рыбак, даже зимой (не в пример мне). А рыбаки, как известно, легко находят себе подобных (наверное, как и любители спиртного, возможно из-за того, что частенько это одно и тоже). Я – человек не пьющий и предложить Серёге смог только одно: « Сергей, поехали на рыбалку!». Долго уговаривать не пришлось. «Подожди, я только рюкзак соберу» - говорит. «Ну, собери, хотя я поехал налегке. Надоест – поедем домой». Через полчаса выехали. Едем в верха Яйвы. На Солоную.
            Дорога на д.Камень довольно тряская и ехать приходится не быстро. Серёга быстро освоился. Уже залез в свой рюкзак и достал большую пластиковую бутылку с надписью «Толстяк. Крепкое». Прихлебнул и начал травить рыбацкие истории. А историй у него немеренно. Я узнал, что у него лодка на Каме, новый мотор Тохатсу 30 и куча клёвых мест, 4-х килограммовый лещ и рюкзак налимов в трофеях. Скучать не пришлось. Вместе с километрами нашей дороги, пролетела вся рыболовная жизнь Серёги с далёкого детства и до наших дней. На Яйве он не рыбачил прежде.
            Доехали до места без особых приключений. Завернули к протоке Солоная не у второго выхода, а чуть ниже по течению. Так что оказались между двух весьма насиженных туристами и рыбаками мест: галечным перекатом у второго входа в Солоную и местом впадения р.Ик. Густой ивняк немного выше человеческого роста отделяет нашу длинную поляну от реки. Начинаем перевоплощение (читай – переодеваемся). Тут встретились две школы спиннинга, хотя если честно, то Серёга мало рыбачит на спин. Он натянул болотные сапоги и брезентовый плащ, достал телескопический спиннинг, похожий на дубину с хитовой китайской Коброй, прицепил мощный щучий поводок и 10-и сантиметровую колебалку. Его рюкзак занял место на плечах. Отговаривать его от этого не стал, совмещая уважение к более заядлому рыбаку, с подозрением, что он не хочет далеко от себя отпускать бутылку с надписью «Толстяк.Крепкое», которая покоилась в недрах этого рюкзака. Сам я экипирован значительно легче. Резиновый забродный комбез, поверх двуслойных военных штанов (верх х/б , подклад пушистая синтетика), фуфайка от термобелья с капюшоном, разгрузочный жилет, бейсболка и очки. Хлыстик Banax Ultra 0.8-6 гр. выглядит малявкой, рядом с оружием Серёги. А тонкая лесочка в 0,12 с флюорокарбоновым поводком 0,18, просто смешно.
            Продираемся через ивняк, что бы ни обходить его далеко. Берег у ивовых зарослей, показался неприглядным. Вода почти вплотную подходила к кустам ивы. Дно заилено. Это так отличалось от обширных галечников выше и ниже по течению. Тут ямка, залив, в стороне от основного русла, отбитого галечником выше по течению. Сергей, увидев реку, слегка скуксился. «Река то маленькая!». Я парировал: «Зато зацепов мало». Тогда он решительно двинул вниз по течению, в сторону удобного галечного берега. Я же будучи вполне доволен, нормальным уровнем воды и лёгким облакам на небе, полез в воду залива. Зашел по пояс в прохладную воду.
В этих водах хороши узкие вращалки Лонг, с забросом поперёк течения на снос. Поэтому единичка Меппс Аглия Лонг, первой отправляется в воду. …Первый заброс, он всегда завораживает, делаешь его всегда с каким-то затаённым волнением. Очень не люблю зацепы на первом забросе и проводке, и хотя суевериями не страдаю совсем, но огорчаюсь, когда они случаются. Кажется, они мешают наладить контакт с рекой. Это как с человеком, когда пытаешься начать разговор, а его грубо обрывают… Однако блесна удачно прошла свои 30 метров, не задев за дно. Были небольшие сигналы, не то от травинок, ни то от робких обитателей глубин. Второй заброс принёс поклёвку с посадкой в середине проводки. Шустрая рыбка странно трепыхалась, видимо вращаясь в струе воды. Подвожу. Это небольшой хариус, зацепившийся не естественным образом, почему и переворачивался при подмотке. Подбагрился у правого глаза. Принимаю его в руку и спешу с великой аккуратностью, освободить бедолагу, не повредив глаз и не перегрев в жарких руках. Получилось. Отпускаю. «Давай выздоравливай, до свадьбы заживёт!».
            Эти места я исходил вдоль и поперёк, поэтому знаю рельеф дна в общих чертах. Глубина в направлении забросов по местным меркам приличная, метра полтора. По такой воде вброд не перейти. Если ступишь, в место, где ещё поглубже на пару вершков, то течение унесёт. Но на границе течения, которое ближе к другому берегу, есть травка, где любят дежурить окушки. Продолжаю бросать. И скоро опять поклёвка с посадкой. Упорная рыбка сильно пригибает мой миниатюрный спиннинг к воде и тянет на глубину. На окуня не похоже. Тот барахтается яростнее, а тут потяжки на глубину. Подвожу. Это щучка. Грамм на 250-300. Вожусь с ней не спеша, как с большой. Продлеваю удовольствие. И вот она в руке. Смотрю на Серёгу, хочу показать улов, но он не видит. Кричу, но шум реки и особенно ветра, приглушает крик. Ну ладно. Отпускаю пятнистую красавицу в родную стихию. Делаю ещё пару забросов. И опять щучка. Даже покрупнее прежней. Да, очень неплохое начало. Меняю приманку на Меппс Икс Д в размере 0 – интересную блёсенку безхомутового типа, Хорошо работающую при забросах вверх по течению. И на серии из десятка забросов беру ещё пару щучек того же размера до 400 грамм. Машу Сергею, что бы шёл ко мне.
              Он пришел и поведал, что пока у него пусто. Я же нахваливаю место. Ещё бы, 4 щуки, окунь и хариус за полчаса. «Давай кидай в эту яму» - говорю. И как бы в подтверждение своих слов на нескольких забросах ловлю средненьких размеров окунька и демонстративно отпускаю его в воду. После этого как и бывает иногда, у меня клёв как обрезало. Сергей начал хлестать своей большой блесной по «щучьему детскому саду». Было забавно смотреть на его монотонное упорство. И вот у него случилась посадка и сход в 5 метрах от берега «большой» щучки чуть больше полкило, что вызвало у нас бурю эмоций. Серый понял, что про щук я не наврал. Очень оживился и продолжал молотить воду. Я же с одной стороны радовался такому его оживлению, а с другой стороны в глубине души, радовался за щуку, что она осталось живой, он бы её не отпустил, не смотря на малый её размер. Вспомнил даже свою первую отпущенную рыбу. По началу «жаба давила» отпускать трудом взятое, а потом что-то переключилось в душе, и я стал делать это с большим удовольствием, радуясь.
Я оставил товарища, а сам пошёл выше по течению. На галечник против протоки Солоная. Там сматывали удочки два спиннингиста на УАЗике. Поговорили немного. Место я не сдал. Но они уехали и так. Немного походив, стал возвращаться. На галечнике сразу после УАЗика возникла старенькая Шестёрка. И новые рыбаки стали разбирать снасти. Да уж, как говорится, не успели зад приподнять, а тут уже присели. Вернулся к Сергею, он опять кого-то вымучил, даже типа язя (по его мнению), но не вывел (ну с толстыми и тупыми тройниками его блёсен это и не удивительно).
              Ниже по течению – мелкий галечный перекат, протяжённый. Я окончательно замёрз в своём заброднике, по пояс в холодной воде. Вышел и направился к машине. За время нашей недолгой рыбалки по реке проплыло 3-4 группы туристов-сплавщиков (маршрут Чаньва-Яйва очень популярен как "Маршрут выходного дня"), все с орудиями лова. Очень тут пресс велик.
Сергей вскоре тоже вышел, и мы решили ехать домой. Несмотря на отсутствие пойманной рыбы в его рюкзаке, рыбалкой он остался доволен. Тем более, что совершенно опустевшая бутылка «Толстяка», скрасила ему время. По дороге, он опять травил истории, пока его не укачало до состояния сна. Тогда мы ехали в тишине. Я думал про Щучий детский сад и его замечательных обитателей, с тревогой переживая: «А многие ли из вас доживут хотя бы до конца этого сезона? И тем более до первого продолжения своего щучьего рода? А может уже завтра любой, добродушный и радостный своему рыболовному счастью, рыбак или турист наткнётся на вас и выловит всех доверчивых малолетних жителей ямки? И обречёт на высыхание в морозильной камере холодильника, своего или своих родственников-знакомых. Хорошо если ещё съедят. А может через год, выкинут оттуда, за нетоварный вид. …Ох, что-то понесло уже меня. Буду думать о приятном. Пусть выживут и растут…