Моя налим-пати

Павел Поршнев
Пятница – замечательный день, во всех отношениях. Определённые планы на пятницу прошлой недели, зарождались в моём сознании ещё с начала недели. Как ёмко выразился, уважаемый всеми спиннингистами, Владимир Щербаков: «Работа – это время между рыбалками». Иногда я с ним могу согласиться…

     И так спиннинговый сезон 2012 года, закончен. До ледостава есть ещё время, а значит, есть хорошая возможность половить замечательную рыбу – налима. Люблю такую рыбалку, хоть она и сильно отличается от моих пристрастий к подвижным способам ловли рыбы. Есть в ней какая-то своя прелесть и очарование. Даже не буду перечислять все её плюсы. Коллеги поймут меня и так.
     Закончив по быстренькому все основные дела на работе, сделал всё возможное, для изыскания возможности уйти пораньше (каламбурчик). Выехать нужно заранее, быстро надвигается осенняя ночь. Конечно, рыбалка предполагается на знакомых местах и, в крайнем случае, расположиться там я смогу при наличии одного фонарика. НО! Тогда пострадает бытовая составляющая. А какая ночёвка без костра?! Дрова лучше найти заранее.
     Сборы очень недолги. Забежал в магазин. Купил провизии. Залил термос. Взял наживки и сумку с закидухами. Но время уходит быстрее. Куда же мне поехать? Хотел в Огурдино, на известные всем места. Но в пятницу думаю там надёжнее оказаться в районе обеда. Тогда есть шанс сесть на «клеевое место». …На часах же уже 18-00. Многовато. Наверняка всё занято. А сесть, куда попало в такой рыбалке – это значит наверняка остаться без улова. Тогда запасной вариант – Яйва (самая близкая к ПМЖ река).
     Прикидываю все «за» и «против».Условия ловли там сложные. Иногда обрывы снасти бывают на каждом перезабросе. Но пресс значительно меньший. И обычно хоть что-то да ловится. Опять же дрова с собой надо. Зато, если надоест, легко собраться и уехать домой (немного колебаний). Да, решено – Яйва.
     Едем с сынишкой. Сворачиваем на первом попавшемся отвороте для заготовки дров. Огромная пихта-сушина очень кстати оказалась прямо у дороги. Вполне вертикальная, значит идеально сухая (теория не всегда верная, но об этом ниже). Все вещи из багажника, перекладываем в салон. Практика показывает, что одного багажника дров хватает на ночь. …Ох, и полюбил же я «Штиль 180»! Был шанс и у пермской «Тайги», но она его с треском профукала.(Примечание: «Штиль 180» и «Тайга» – названия марок компактных бензопил). (Кстати, нынче очередные дачные воришки стащили эту «Тайгу», чем меня нисколько не расстроили. Я даже рад был). Через 10 минут с полным багажником дров – едем к месту рыбалки.
         На реке не многолюдно. Осматриваемся. Два рыбака ловят на живца в проводку, чуть поодаль два спиннингиста полощут приманки и один поплавочник. Эти коллеги быстро уйдут, так как скоро стемнеет, и перспективный участок реки останется в полном нашем распоряжении. Расставить снасти ещё успеем. А пока растопим «буржуйку». «Буржуйка» - это у меня 60 литровая металлическая бочка, с отрезанной крышкой и просверленными в нижней части отверстиями на 10 мм. Испытания в прошлом сезоне показали её огромные преимущества перед открытым костром. Меньше дров, устойчивое горение на ветру, можно близко подсесть и искры от треска не летят в тебя, лучше горят сыроватые дрова. При перевозке в машине в неё можно сложить вещи (и частично компенсировать единственное её неудобство – занимает место в багажнике). Достаю из рюкзака новомодную штучку – огниво. И создав на мокрой бересте с помощью ножа щепотку трута, начинаю туда посылать искры. Не-е-е… не хочет оно загораться. Наивный я парень. Трут должен быть сухим. Сдаюсь. Попробую по-другому. Достаю из машины напалмовые спички и поджигаю кору, присыпая огонёк тонкими щепочками из нашей чудо-пихты-сушины. Но щепки подозрительно плохо горят и слегка обугливаясь, гаснут. Вот тебе и сушина. (Позже друг-охотник  объяснил, что пихту брать не стоило. Рыхлая она и червивая. Впитывает дождь как губка. На ощупь она действительно влажновата. А выбирать всегда лучше ель!) Что же, «век живи, век учись». С пятой попытки огонь удалось развести. И после выхода на рабочую температуру, наша «буржуйка» стала поглощать влажноватые дрова с превеликим удовольствием.

     Закидушки поставили в 3-х местах. Пару прямо напротив бивуака, на отдалении 12-15 метров к границе прямого и обратного течения. Одну – чуть выше по течению, примерно в дальнюю треть обратки (Примечание: обратка – обратное течение реки). И одну – далеко ниже, где у самого берега небольшая обратка у основной струи, надежды впрочем, на неё не было, а поставил ради разминки, чтобы было куда сходить ночью, поразмяться, проверить. Наживки на каждой – две. Дождевой червь на нижний поводок и «секретная» на верхний. Настроились – рыбачим.
      Пока тренировался с колкой дров, напарничек мой говорит: «Папа, а у вон той колокольчик дёргался сильно. Вон смотри опять». Подбегаю к тычку и сажусь рядом. Дёргается. Не спешу. Продлеваю удовольствие, представляя как «ночной разбойник» заглатывает мою приманку с крючком. «Давай, глотай глубже!» Подсекаю. «О-па-а-а, хороший идёт!» Только бы не в крепь, только бы не в крепь! Удачно. Показался. Идёт как обычно – дугой, хвостом вперёд. Вынимаю. Не меньше килошника. Красавец. Пропускаю палец в шершавый рот и хватаю за нижнюю челюсть. И тут он как проснулся, начал извиваться как сумасшедший. Выпал из рук и даже крючок выплюнул. Во силища!    
     Ещё только половина девятого, а первый уже в садке! Неплохое начало! В 23-00 перебрасываю снасти. Они пока молчат. К полуночи пошёл дождь со снегом и подул ветерок. Моего рыбачка сморило и он «залёг в спячку» в машине. Сижу один, есть о чём поразмыслить наедине. Очередной перезаброс снастей принёс два глухих зацепа. Меняю закидушки, «травмированные» отправляются в рюкзак. Около двух часов ночи, заметил едва заметное шевеление одной из закидушек. Подсаживаюсь. Тихонько подёргивает. Понятно, что малявка, но я задержался словно в ожидании чуда. А вдруг всё же крупный, просто ОЧЕНЬ осторожный?! «Ладно, хватит заниматься самообманом.» Подсекаю. Подвожу. Так и есть, сидит шнурочек-сопливчик грамм на 50. «И как ты только крючок в себя засунул? Рот до ушей видно!». Со всей осторожностью снимаю налимьего малыша и отпускаю в родную стихию, с самыми добрыми пожеланиями, ему и его семье. По классике жанра до утреннего выхода можно кимарить. Чем и занялся, подкинув в «буржуйку» дровишек. Утром на ту что выше по течению, что-то село. Тяну. Шустренький, норовит в сторону утянуть, но небольшой. В паре метров от берега, груз попадает в цепу. Налим крутится, мелькая светлым пузиком. Что делать? Тянуть дальше? Но где порвётся снасть? А если выше поводка? Мысли проносятся в голове… А ну отпущу. Авось сам выведет? Даю слабину. Налим сразу рванул обратно на глубину. Тяну снова. Нет, опять в цепу. Отпускаю подальше, метра на полтора. С третьей попытки Сопливый оказывается в моих руках. «Спасибо, помог!» Грамм 400 – 500, зачётный для этих мест.

     К 06-00 утра снимаемся. На небольшой пирожок словили. Вполне неплохо удалась рыбалка. Сильно не промокли, не замёрзли и не с пустыми руками. Здорово. Жалко нечасто получается сходить! Дома налимов отпустили в ванну. Они ещё некоторое время забавляли детвору. Интересная рыба – налим, не такая как другие. Своеобразная. Кого-то отталкивает своим видом, а кого-то напротив. Такие вот трофеи.