Греков Николай Федорович. Село Бурлацкое

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Греков Николай Федорович и его родственники. Фото из альбома В.Н. Грекова.

***

ГЛАВА ИЗ КНИГИ В.И. ПУЗИКОВА И В.Н. ГРЕКОВА "Виктор Греков о родных и друзьях"

Греков Николай Федорович

Николай родился 8 мая 1915 года в селе Бурлацком, четвертым ребенком в семье Федора Митрофановича и его первой жены Пелагеи. В отличие от старшего брата Григория, у Николая были склонности к учебе. В школе первой ступени он окончил 7 классов, по тем временам это был очень высокий уровень образования. Исполком сельского совета назначил его заведующим избой-читальней.

Читальня, она же и сельский клуб, располагалась напротив дома Грековых, рядом со зданием Бурлацкого сельского совета. Это старинное, историческое здание, повидавшее много на своем веку, используется и сегодня. В нем размещаются: общественный пункт охраны правопорядка, кабинет участкового и социальная служба.

Долгими зимними вечерами в читальне собиралась сельская молодежь. Юноши и девушки культурно отдыхали: читали книги, занимались в кружках художественной самодеятельности, разучивали советские песни, играли на музыкальных инструментах. Николай был инициатором проведения различных культурных мероприятий. Он играл на балалайке, участвовал в драматическом кружке. Многие роли ему удавались.

Бурлачане-зрители говорили:
- Ты смотри, что Николай вытворяет! Ему бы в Москву, в Большом театре играть!
Другие не соглашались:
- А нам что ж, на клуб амбарный замок повесить? Николаю и тут работы хватит. Хай, нашу молодежь окультуривает!

В конце 30-х годов Николай женился на Евдокии Тимофеевне, которая была моложе его на два года. Она родилась 17 августа 1917 года. В 1938 году Николая призвали в ряды РККА. 16 апреля 1940 года в их семье родился сын Виктор.

Сохранилась «Служебная книжка красноармейца» Грекова Николая Федоровича, выданная ему 10 января 1941 года. Он имел звание «ефрейтор» и состоял в должности старшего связиста отделения связи взвода управления 1-й батареи 59-го легкого артиллерийского полка.

Вскоре началась Великая Отечественная война. В ожесточенном бою с врагом Николай Федорович получил тяжелое ранение в бедро. Сначала его выхаживали в эвакогоспитале города Кисловодска, а затем – в эвакогоспитале № 4451 города Сталинабада Таджикской ССР. Эвакогоспиталь с 6 ноября по 1 мая 1944 года размещался в гостинице «Вахш».

Сегодня на этом здании установлена мемориальная доска с надписью: «В этом здании в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. размещался эвакогоспиталь № 4451, в котором восстанавливали свое здоровье раненные солдаты и офицеры Советской Армии». Затем госпиталь передислоцировали в город Чистяково Сталинской (Донецкой) области Украины, где он находился с 1 июля 1944 по 1 декабря 1945 года.

В конце 1944 года медицинская комиссия признала Н.Ф. Грекова не годным к дальнейшей службе. Домой он вернулся инвалидом. Правление колхоза «Волна революции» предоставило ему работу по состоянию здоровья, направило учетчиком в полеводческую бригаду, а в 1947 году командировало на учебу в Георгиевскую ветеринарную школу.

Успешно освоив ветеринарию, Н.Ф. Греков с дипломом младшего специалиста вернулся в родной колхоз. Его направили ветеринарным фельдшером на колхозную молочно-товарную ферму. Свое дело он знал и любил. Правление колхоза поручало ему запущенные в ветеринарном отношении участки, где он быстро наводил образцовый санитарный порядок, успешно боролся с инфекционными болезнями крупного рогатого скота и овец.

Его часто посылали в длительные командировки на отгонные пастбища за рекой «Маныч» и на «Черные земли». Пастбища достались Ставропольскому краю в результате перераспределения территории Калмыкии между соседними регионами после депортации калмыцкого народа в 1943-1944 годах. В 1972 году отгонные пастбища республике вернули.

Практический опыт и высокая квалификация Н.Ф. Грекова были востребованы не только в колхозе. Днем и ночью к нему за помощью обращались жители села Бурлацкого. Ведь все держали на своих подворьях коров, свиней, овец, птицу и другие виды животных, которые, в самый неподходящий момент заболевали, и их надо было лечить.

Да и плановых мероприятий: вакцинаций, забора крови и т. д. проводилось достаточно много. Ни одному человеку Николай Федорович не отказал в помощи, будь то ночь, или праздничный день. Он брал в руки сумку с инструментами и препаратами, и спешил на вызов. За это его и уважали бурлачане.

Его супруга – Евдокия Тимофеевна работала весовщиком и заправщиком Бурлацкой МТС, позднее учетчиком на МТФ. Она была скромной, хозяйственной, заботилась о своей семье. Николай и Евдокия воспитали четверых детей. Старший Виктор вынянчил младших братьев: Леонтия и Александра, сестру Галину.

В семье Николая проживала мачеха – Марфа Моисеевна, вторая жена Федора Митрофановича. Но в начале 50-х годов в семье возникли разногласия, в результате чего Николай Федорович с семьей стал жить отдельно, в доме по улице Садовой.

В.Н. Греков вспоминал:
- Я приглядывал за Леонтием, которому было шесть лет и за годовалым Александром. Но, так уж вышло, не усмотрел я за Леонтием, поджог он скирды соломы и сена, заготовленные родителями скоту на зиму. Пришли родители с работы, видят пепелище. Корма для скотины на зиму нет, и сын Леонтий куда-то запропастился. 

Отец строго наказывал детей за проступки. Так случилось и на этот раз. Он проучил Виктора за недогляд, выпорол его солдатским ремнем. Настала очередь отвечать Леонтию. Нашли его у бабушки Марфы. Но она защитила маленького поджигателя:
- Николай! Леонтий хотел погреться у костра. Он же не знал, что все вспыхнет пламенем. Слава Богу, жив остался! А солома, дело наживное. Завтра пойду в колхоз, председатель не откажет, выпишет!

Николай и Евдокия заботились о своих детях, и они были одеты и обуты не хуже соседских ребятишек, умыты и накормлены. Когда дети подросли, им всем обеспечили обучение в техникумах и институтах. Порой Евдокия защищала детей от суровых «воспитательных уроков» мужа, если он был не в меру строг.

У Евдокии Тимофеевны было слабое здоровье. С 1950 года, после рождения сына Александра, в колхозе она уже не работала, полностью занялась воспитанием детей. Она умерла 20 февраля 1994 года.

У Николая Федоровича открылась рана. По долгу службы его лечили внуки: главный врач участковой больницы Греков Геннадий Викторович и медсестра Грекова Елена Леонтьевна. Но заболевание лечению не поддалось. Через год после смерти жены, 9 февраля 1995 года его не стало.

Потомкам осталась память, награды Николая Федоровича Грекова за боевые подвиги и трудовые заслуги: орден Отечественной войны 1 степени, медаль «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», юбилейные медали и знаки к 20, 25, 30 и 40-летию Великой Победы, медаль «Ветеран труда».

18 марта 2014 г.
Г. Благодарный
Владимир Пузиков