Фаюмский портрет

Сергей Одзелашвили
               
                Фаюмский портрет.

Наконец-то я смог выбраться в Египет: с детства мечтал увидеть Пирамиды, Карнак,  Александрию, долину Царей.
Сказать, что я в восторге - это ничего не сказать. Впечатление невероятное, сколько  бы не видел фотографий, фильмов, они ни на йоту не могут передать запах, масштаб, соразмерность. Только стоя рядом с Пирамидой Хеопса, понимаешь, какая ты букашка, по  сравнению  с этой  вечностью, подавляющей тебя колоссальными размерами. 

В Александрии я услышал восторженные отзывы от посещения оазиса Эль-Фаюм. И  с досадой признался себе, что я упустил такое значимое место. 

В молодости, впервые увидев портреты, так называемые Фаюмские портреты, я был  невероятно потрясён. Почти две тысячи лет этим шедеврам. Сочные краски, невероятные  лица умерших, поражали натурализмом и красотой. Эти портреты накладывались на головы мумий, выглядывая из бинтов. 

Через тысячелетие появится Леонардо да Винчи, да, что там, мы гордимся Рублёвым,  Феофаном Греком, а тут -  потрясающие лица из оазиса Фаюма. И я совершенно выпустил  из виду такую возможность - побывать в этом удивительном месте.

Автобус трясся, мчась по Нубийской пустыне от Александрии к Эль-Фаюму. Оазис  располагается у озера Карун.

С коптского - фаюм переводится, как море, озеро. Местечко Хавари между оазисом и  долиной Нила: фараон Среднего Царства Аменемхет третий построил грандиозную резиденцию. Тридцать столетий спустя Геродот назовёт это Лабиринтом. Масштабные работы британской экспедиции под руководством Флиндреса Питри, не позволили обнаружить это удивительное сооружение. Но зато Питри несказанно повезло, в захоронениях чуть севернее Хавари, сделал сенсационную находку – Фаюмские портреты. Живопись выполнена в технике  энкаустики. Такова предыстория этого открытия. 

Я потратил кучу денег на это своё путешествие, но не жалею, получив на всю жизнь  такие впечатления. Уезжая, купил у старого копта - он так и прицепился ко мне – небольшой стилизованный под Фаюм портрет на деревяшке. Просил копейки, мне его стало  жалко, и я приобрёл довольно топорный сувенир.

Правда, при выезде, меня чуть не задержали из-за него, но всё обошлось, а то я уже  хотел его просто выбросить. Точнее я его и всунул в корзину для мусора, когда таможенник предъявил к портрету претензии.

Может, это и сыграло роль, но он сам, улыбаясь, вытащил сувенир, отдавая мне в  руки, с иронией смотря мне в след. Да я и сам понимал, что сувенир — самый, что ни на и  есть ерундовый. 

Дома, в Петербурге, внимательно к нему присмотревшись, и вовсе расстроился. Наклеенная бумага с копией не самого лучшего качества на деревянную основу. Одно только  меня удивило, деревянная доска была склеенная, и она не была новоделом. Слабое утешение  - хотя бы  доска старая.   

Прошла неделя, как я приехал, и вышел на работу. И с каждым днём мне становилось  всё хуже и хуже. Неужели в Египте подцепил заразу. 
Вынужден был в субботу обратиться к врачу. Врач мне ничего не мог вразумительного сказать, назначив кучу анализов. Под конец второй недели мне совсем поплохело. Анализы ничего не дали - всё в норме, никакой заразы. А я не мог уже спать от тревоги, которая  не отпускала меня все эти дни.

В среду проснулся: мне было невыразимо плохо, я не мог сказать, что у меня болит,  но общее самочувствие было такое, что хотелось наложить на себя руки. Тревога просто душила. Еле добрался до кухни, сварил себе кофе, капнул коньяка.
Плюхнулся в кресло в гостиной, предварительно поставив чашку с дымящимся  кофе на журнальный столик. Свет торшера смягчал пространство, и это было хоть каким-то  утешением. Сделав несколько глотков, думал о своём заболевании и то, что оно связано с  Египтом не оставляло никаких сомнений.

Мой взгляд остановился на книжном шкафу и тут я увидел, что доска с так называемым фаюмским портретом скособочилась, упав на стеклянную дверцу шкафа. Кряхтя,  встал поправить. Раздражал беспорядок, у меня в квартире всегда полный порядок и чистота.

Открыл дверцу, поймав доску. Да, барахло и есть барахло: один конец бумаги отклеился, загибаясь вперёд. Включил верхний свет, вот те на, край бумаги отошёл сантиметра  на полтора, и под ним сверкала позолота. Меня сразу прошибло потом. Это была не догадка,  я знал, что на некоторых Фаюмских портретах фон был покрыт позолотой. Мои руки затряслись, когда я начал осторожно сдирать бумагу. Боже мой, боже мой, под бумагой был  подлинник, я в этом не сомневался. Надо успокоиться, смочить водой бумагу, чтобы вместе с клеем не содрать то, что под ней.

Губка с тёплой водой сделало своё дело, и я не торопясь, стягивал приклеенную бумагу с фальшивым портретом. Осторожно протёр губкой основу и вытер сухой салфеткой. Всё  делал на автомате, на одном дыхании. Мне было так плохо от волнения, которое накатило  на меня. Я сидел за столом, смотря на портрет, который прислонил к вазе. Невероятные  чёрные, живые глаза, смотрели на меня.

Именно так, они смотрели на меня, в это трудно было поверить, но когда я встал, чтобы налить себе воды, глаза повернулись и смотрели в мою сторону. Жуткий страх накатил на меня, у меня подкашивались ноги.

Невероятной красоты, на меня смотрел юноша, с курчавыми чёрными волосами  держа белую лилию в руке. Господи, какое лицо, оно было, как живое, но всё же оно было  рисованным, а вот глаза, они внимательно и бесстрастно смотрели на меня, иногда помаргивая. 

Я не мог поднести стакан ко рту, так тряслись мои руки. Всей душой, всем своим разумом понимая, этого не может быть и интуитивно осознавая, мне грозит смертельная опасность. Мне не понятна причина этого жуткого страха, хотя стала ясна причина моего недомогания - это Фаюмский портрет воздействовал на меня так угнетающе. 

В глазах юноши сверкнула насмешка, меня окатило холодным потом. Он понял, о  чём я думаю. Дальнейшее произошло так стремительно, потом я сам себе удивлялся, той  мгновенной собранности и концентрации  принятого  решения.

Стараясь ни о чём не думать, собрав волю в кулак, я замурлыкал шлягер. В глазах  моего визави прочиталось удивление и даже растерянность. Подумал,-мне необходима чашка горячего кофе, встал, почти на негнущихся ногах, продолжая мурлыкать про себя. Развернулся и сфотографировал на мобильник портрет. И в тот же миг в моей голове раздался  нестерпимый визг.

Я бросился вон - на кухню, меня знобило, как при лихорадке. Всем своим существом  чувствовал как меня с невероятной силой тянет назад к портрету.
Чайник вскипел, и я волевым усилием налил большую чашку кипятка, и уже  больше не противясь адской силе, держа кружку кипятка вошёл в гостиную. Чёрные провалы глаз портрета втягивали меня в себя. Ещё немного, и мы поменяемся местами: он войдёт  в моё тело, заменит моё сознание на своё. А я перейду в этот портрет, потеряв своё тело. Это  понимание было, как озарение, и выбранное решение, меня не подвело, я его обманул, замурлыкав набивший оскомину шлягер.

Мой идиотский шлягер, забивал моё сознание, и юноша  на  портрете  осознал опасность, когда было уже поздно. Кипяток выплеснулся из кружки, всем содержимым обваривая его глаза.   

Дикая боль, пронзительный вой и обида, ему не удалось овладеть моим телом, взорвались в моём сознании, ослепляя мой разум, и я потерял сознание.

Очнулся я на полу. Наваждение, которое мучило меня больше двух недель, прошло и  я чувствовал себя как обычно. Поднимаясь с пола, увидел перевернутую доску, со стола  капала вода. Приподняв её, посмотрел на поразительную работу, только теперь  вместо глаз были чёрные провалы, как-будто художник забыл нарисовать глаза.

                ***************

В Эрмитаже подтвердили подлинность фаюмского портрета и невероятно были поражены отсутствием глаз. Я рассказал историю приобретения портрета и на их просьбу продать портрет не раздумывая, согласился. Деньги окупили мою поездку в Египет, и это было  не так уж и плохо.

Да, и странное дело, реставратор сам не зная почему это делает, попытался тонкой  кистью мазнуть в чёрный провал глазниц. Но все его усилия были безуспешны, краска не ложилась в этом месте.

Вот такая странная история у меня произошла с приобретением фаюмского портрета.  Теперь я понимал, почему портрет был заклеен псевдопортретом.
Да, и ещё, когда я распечатал фотографию с мобильного телефона, то, как сквозь  глубину веков слабым эхом  накатывала тревога, смотрящая невероятными глазами.

10  августа  2011