Гарантия качества - технологии Оборонки

Юрий Комболин
В родившейся лет двадцать назад песне с совершенной определённостью отмечены промышленные и культурные сферы, в которых наше преимущество было безусловным: космос, гидростроение и балет. Великий бард, а вслед за ним и мы, пели в годы застоя: «Зато мы делаем ракеты и перекрыли Енисей. А так же в области балета мы впереди планеты всей».
Но была ещё одна область производства, в которой мы не должны были уступать другим – это, как минимум. И это была Оборонка. О том, что и здесь мы, видимо, «впереди планеты всей» говорили многие факты. Ни один военный конфликт на планете не обходился в это время без нашего Калашникова. А наши МИГи или СУ, или зенитные комплексы? Да мало ли что ещё у нас есть, и о чём мы ещё даже не знаем.
И всё это Оборонка с её высокими технологиями. Но хотя она работала только на военных, кое-что попадало и на наш прилавок: в шестидесятых годах предприятия военно-промышленного комплекса обязали открыть цеха побочного производства по изготовлению товаров народного потребления.
Именно тогда на «Арсенале» начали производить электросамовары, туристические примусы «Шмель», модели советской военной техники и алюминиевую посуду.
Естественно, производство это основным не считалось, поэтому и дела здесь шли ни шатко ни валко. Особенно хромал сбыт. Дошло до того, что одно из производств по выпуску моделей советской военной техники пришлось свернуть. И это притом, что именно данная продукция в это время шла за валюту с рук в местах наибольшего скопления иностранных туристов.
Выполненные в масштабе 1 к 43 самоходная артиллерийская установка СУ-100, средний танк Т-34, бронетранспортёр БТР-60 ПБ, стомиллиметровая противотанковая пушка БС-3, бронемашина БРДМ и 76 миллиметровая дивизионная пушка ЗИС-3 имели вращающиеся башни орудий и пулемётов, раздвигавшиеся станины и крутящиеся колёса. Потому-то их и брали не только как игрушки для детей, но и как предметы коллекционирования для взрослых.
Коллектив, который изготавливал их, распался, и уникальное производство прекратилось. И всё оттого, что при государственной организации дела, производители не занимались сбытом и никогда, вплоть до наших дней, не были в нём заинтересованы. Поэтому и работали зачастую «на склад».
Эта же причина едва не послужила поводом для закрытия другого производства – изготовления туристических примусов «Шмель», так любимых путешественниками, вне зависимости от того, пешком, на колёсах или по воде они меряют километры пути. Спрос на них был устойчив и всегда превышал производство, которое составляло восемь тысяч штук в месяц. И при этом на заводском складе к июню этого года умудрились скопить двадцать тысяч «Шмелей».
Пришлось бы и этому производству сворачиваться, но тут уже реорганизация «Арсенала» помогла, причиной которой стало активное вхождение этого гиганта ВПК в рынок. Этот процесс здесь начали с того, что все производящие подразделения, в том числе и те, что изготавливали товары народного потребления, выделили в самостоятельные, каждый со своим расчётным счётом. Они, правда, остались структурными единицами «Арсенала», но, пусть минимальная, самостоятельность всё же заставила их искать пути выживания в условиях рынка. И прежде всего, заставила заняться сбытом продукции и ускорением оборачиваемости средств.
В акционерном обществе открытого типа «А...н», в который вошли четыре цеха «Арсенала», производившие товары народного потребления, и типография, скопившиеся «Шмели» удалось реализовать, не прекращая и не уменьшая их производство.
По словам начальника отдела сбыта А. Ю. П...а, с таким уникальным производством, основанным на высоких технологиях Оборонки, жить коллективу «А...а» можно было бы с большой долей уверенности в завтрашнем дне, если бы удалось решить главное – проблему неплатежей. Ведь кроме «Шмеля» здесь производят, созданный на его базе, инфракрасный нагреватель «Эверест» - устройство не только уникальное в своём роде, но и совершенно необходимое в дороге: оно не имеет открытого пламени, хотя тоже, как и его прародитель «Шмель», работает на автомобильных бензинах любой марки.
Проблема эта решается частично за счёт ограничения района торговли границами России, введением различного рода оптовых скидок, и, главное,  уникальностью и высоким качеством выпускаемой продукции, гарантией чего служат первоклассное сырьё и высокие технологии Оборонки. Именно это даёт возможность коллективу «А...а» работать над совершенствованием своей продукции и доведением её до уровня недосягаемости конкурентами. Например, на пятилитровый самовар, который и так-то пользуется повышенным спросом не только у иностранцев, но и у россиян, в скором времени будет установлен терморегулятор. Это повысит надёжность прибора и позволит торговать самоваром чеканным и расписным не только в пределах Отечества, но и вывозить его за самые далёкие рубежи. Чтобы продавался он там широко, а не привозился отсюда туристами как экзотический сувенир из России.
В цехе алюминиевой посуды производят кофеварки типа джезва или, как ещё их называют в народе, «турка», и производство их устойчиво, как устойчив и спрос – тридцать тысяч штук в месяц. А чайник, к которому у потребителя тоже претензий нет, решено сделать самым дешёвым чайником в России, и тем самым сделать его уникальным, как всё, что производит коллектив «А...а». Это четыре цеха плюс типография, где трудятся шестьсот человек. И производят они столько продукции, что на её отгрузку потребителям требуется ежедневно до трёх пятитонных контейнеров. Гарантией того, что спрос на продукцию «А...а» останется устойчивым и будет расширяться, служат высокие технологии Оборонки и «Арсенала».
Да, чуть было не забыл сказать, что на базе линии второго цеха, производившей военную коллекционную игрушку, сейчас работает производство уникального отечественного средства индивидуальной защиты – газового револьвера Арсенал. Но о нём в другой раз.

Телефон фирмы «А...н»:

Журнал All information, № 34, 27.12.1993 г.