6. Каин

Кот Базилио 2
Эта история началась еще в Ган Эден накануне шабата. Адам (1) познал Хавву, она забеременела и родила. Предание говорит, что в Эдене все эти процессы протекали несколько иначе, чем на земле. После совокупления наступало зачатие, которое тут же разрешалось родами вполне сформировавшегося человека (2). Это потом уже, в наказание за согрешение в Эдене, беременность, роды беспомощного существа, уход за ним и воспитание стали такими, какие мы их знаем сегодня.

Первый родившийся человек получил имя Каин, что означает «приобретение» или «приобретенный», потому что, сказала Хавва "канити иш эт-Адонай" – «приобрела я человека (можно сказать мужа) с Господом». Не «от Господа», как в синодальном переводе. Некоторые видят в имени Каина слово "киннэ"  – «ревновать, завидовать».
    
Вместе с Каином, говорит Устная Тора, родилась его сестра-близнец. Буквально без всякого перерыва появились на свет Гевель и его две сестры-близняшки. Гевель означает нечто нереальное: тщета, бренность, пар, дыхание, пустое, безделица, суета. Знаменитое «суета сует все суета» из Экклезиаста на иврите звучит "гавэль гавалим гакколь гавэль". Почему такое странное имя?
    
Когда у Хаввы родился первый сын, она была то ли поражена, то ли горда этим обстоятельством и воскликнула: «Я обрела человека с Божьей помощью».  "Канити" означает покупку или приобретение своими усилиями. Я – на первом месте. Мысли матери наложили отпечаток на внутренние качества Каина. Тора учит, что не только генетика, но и качества души, мировоззрение и даже просто мысли оказывают влияние на потомство. Но потом произошла переоценка Хаввой представления о месте человека в творении. Хавва пришла к выводу, что человек на первом месте это суета, мираж, тщета. А тут как раз родился Гевель. Из новых взглядов на мир Хаввы и родилось имя ее второго сына.
    
После изгнания из Эдэна Каин стал земледельцем. Каин выбирает землю как сферу своей активности. Работа на земле трудна, занимает много времени, а ощутимые плоды труда создают иллюзию значимости собственных усилий и отодвигают духовность на второй план. Земледелец имеет дело с неживой материей (землей). Вспомните, как выглядит классический земледелец: согбенные плечи, коренастый, большие натруженные и мозолистые руки, грубые черты лица и т.п. Поэтому занятие земледелием удаляет человека от Бога. Считается, что именно среди земледельческих народов получило широкое распространение идолопоклонство. Каин типичный представитель человека, привязанного к материальному миру. Все его помыслы и старания направлены на достижение материального процветания.
    
Гевель же стал пастухом. Гевель родился с дополнительной ступенью совершенства, так как мать его более правильно поняла место, занимаемое человеком в мире. Жизнь пастуха резко отличается от жизни земледельца. Он имеет дело с живыми существами, которые требуют его внимания, ухода, заботы. Пастух кормит, поит, защищает, если необходимо наказывает вверенных ему животных. Можно сказать, что он выполняет те функции, которые выполняет Создатель этого мира. Поэтому сфера активности Гевеля наиболее близка Творцу. Кроме того, пастух больше предоставлен сам себе, у него есть время на созерцание окружающего мира, все предпосылки для духовной работы.

     «Когда взираю я на небеса Твои, - дело Твоих перстов, на луну и звезды, которые Ты поставил, то что есть человек, что Ты помнишь его…?». Такую песнь мог придумать только пастух.
    
Человечество, на ранних стадиях своего развития, создало два противоположных типа цивилизаций: земледельческую и скотоводческую – Каина и Гевеля. Земледельческие народы дали миру науку, запустили технический прогресс, построили города, заложили основы всех благ современной цивилизации, без которых современный человек уже не мыслит своей жизни. Вклад скотоводческих народов не так заметен и ощутим. Современный человек его часто не замечает или старается им пренебречь. Речь идет о духовной активности и развитии духа.
    
Получив хороший урожай, Каин решает сделать подношение Богу, чтобы заручиться Его поддержкой на будущий год. Каин не собирается что-то дарить. У него вполне прагматичная цель: он приносит жертву, а Бог, в ответ, способствует хорошему урожаю или даже еще похлеще – не мешает Каину получить хороший урожай. При такой установке, естественно, что в жертву приносится то, что для себя не очень нужно и ценно. Мидраш говорит, что это было льняное  семя – самый негодный  плод, который он  смог найти. Поступил он так, говорит мидраш, подобно арендатору, который, когда настало время отдать часть очередного  урожая владельцу  поля,  собрал  для  владельца  зеленые, незрелые плоды, а  сочные оставил себе. Почему он так сделал? Чтобы показать землевладельцу, какую плохую землю тот выделил для издольщика. Таким образом, он как бы пытался выторговать себе меньшую арендную плату. Так же и Каин – он  выбрал самый  худший  плод, чтобы  показать Господу, что  земля  мало плодородна, а потому он совсем не обязан служить Ему.
    
Гевель, увидев приготовления Каина, решает тоже сделать подношение Богу. Для этой цели он выбирает самое лучшее: ягнят  без порока,  никогда  не  стриженных и не выполнявших никакой работы. Сам образ жизни и характер труда пастуха способствовали этому. У Гевеля получается настоящий дар Богу, взамен он ничего не ожидает и не просит.
    
Результат: Бог принимает жертву Гевеля и отвергает жертву Каина. Вот тут бы Каину призадуматься, что происходит. Но у него воспылали другие чувства. Писание нам не говорит, но мы можем пофантазировать и попробовать увидеть ситуацию глазами Каина. Он первенец и собирается воспользоваться всеми выгодами и привилегиями своего первородства. Он занят важным делом, каким, по его мнению, должен заниматься настоящий мужчина. Гевель – младший, и, как это часто бывает в семьях, получает, с точки зрения Каина, незаслуженно большое внимание отца и матери. Мало того, Гевель ничего не делает – занимается сущими пустяками. А тут еще, Устная Тора намекает на это, напряжение между братьями, возникшее из-за женщины. В завершение дар Гевеля, до которого он даже не додумался, принят Богом, а его, Каина, нет. Мало того, обряд жертвоприношения Гевелем в глазах Каина выглядит как покушение на его первородство. Поэтому Гевель, по мнению Каина, не заслуженно обласканный судьбой и жизнью любимчик.
    
Вот поэтому досадно стало Каину, и поникло лицо его. Зависть поселилась в душе Каина, и затаил он злобу на брата своего.
    
Ничего не ускользнуло от внимания Бога. Он видит и понимает, что на самом деле происходит с Каином, что творится в душе его. Он хочет, чтобы и Каин это увидел и осознал. Для этого Он спрашивает Каина: «Что случилось? Почему досадно тебе? Почему поникло лицо твое?». И далее произносит удивительную фразу, привлекающую к себе внимание практически всех комментаторов Торы из поколения в поколение.

     "Гало им-тэйтив сээт вэим ло тэйтив лапэтах хаттат ровэц вээлейха тешукато вэатта тимшаль-бо".
   
Разберемся с каждым словом. "Тэйтив" – «сделаешь ты добро или будешь делать добро»; "сээт"  – «поднятие, возвышение, достоинство, величие, высота»; "пэтах" – «отверстие, вход, ворота, дверь»; "хаттат" – «грех»; "ровец" – «лежащий»; "элейха" – «к тебе» муж.р. – "эль"  + местоименный суффикс; "тешука"  – «влечение, желание, страсть, стремление»; "тимшаль" – «ты господствуй».
    
Смотрим, что получилось: «Ведь если сделаешь ты добро [поднятие, возвышение (сээт)], если не сделаешь добро, у входа грех лежит, к тебе влечение его, а ты управляй им».
    
Есть ощущение, что после "сээт" пропущено некое слово. Возможно, это слово "панэйха" – «лицо твое», так как предыдущая фраза из речи Создателя "ламма нафлу фанэйха" – «почему упало лицо твое». Тогда вся фраза приобретает вид: «Ведь если сделаешь ты добро, то поднимется лицо твое (будешь ходить с гордо поднятой головой), а если не будешь делать добра, то (помни) у входа грех разлегся, и к тебе влечение его, ты же (должен) управлять им». Но, впрочем, можно обойтись и без слова паним (лицо). Тогда перевод стиха может выглядеть так: «Если делаешь добро, вознесешься (возрастешь духовно), если нет, то и т.д.».
    
Обратите внимание на существенную разницу с синодальным переводом: не грех влечет человека к себе, а наоборот сам влечется к человеку. Грех имеет активное действующее начало "йецэр гара", за которым скрывается Сатан. В синодальном переводе грех пассивен. Слово "хатат", употребленное Всевышним и переведенное как «грех», более обширное и сложное понятие. Считают, что "хатат" необходим человеку на его пути духовного восхождения. "Хатат" создает препятствие, преодолевая которое (управляя "хататом"), человек духовно растет. "Хатат", таким образом, включен в земную жизнь человека. У каждого человека свой собственный, отличительный и только ему присущий "хатат".
    
Но вернемся к Каину. Мало того, что Бог не хочет понять, какие чувства охватили Каина, не поступает справедливо по отношению к нему и сложившейся ситуации, Он еще и говорит о каком-то несовершенстве Каина, о необходимости исправления. Важно понять, что Каин искренне считает свою форму реализации человеческого потенциала (работу на земле) наиболее совершенной. И ему совсем  непонятно, что такое в нем нуждается в исправлении. Если Бог сам не выбрал его, то он заставит Бога это сделать. Но для этого ему вначале необходимо избавиться от конкурента.
    
«И сказал Каин Авелю, брату своему». Что именно сказал, Писание умалчивает. Считают, что между братьями возник спор, касающийся основополагающих законов мироздания. В ходе спора выявились непримиримые противоречия между взглядами братьев. Это было последней каплей. Разгневанный Каин начал бить Гевеля и, возможно неожиданно для себя, убил его. Трудно сказать было ли это преднамеренное убийство или Каин оказался в состоянии аффекта. Эта была часть преступления. Главное преступление Каин совершает позже, когда он не признает своей вины, а перекладывает ее на другого.

    – Каин, Каин, – обращается Бог к нему, – где брат твой Гевель?
    
Разве Бог не знает, что произошло? Зачем Он спрашивает Каина? Создатель, как любящий отец, надеется пробудить в Каине чувство сожаления о случившемся, покаяние и возвращение к первоначальному своему обличью. Но получает изумительный по дерзости ответ. Никакого раскаяния, абсолютная уверенность в своей правоте.

     – (Отстань!) да не знаю я,  что я – сторож брату моему?
    
Ты все прекрасно знаешь, как бы говорит Каин, и это Ты во всем виноват. Ты – Творец неба и земли и за все в ответе. Ты должен был следить за Гевелем и охранять его. Если то, что я сделал, плохо, то почему Ты допустил это?  Ты не принял моей жертвы и потому это Ты возбудил во мне зависть. Так в чем же Ты собираешься обвинить меня?
    
Так ли было на самом деле или по-другому, мы не знаем. Но только с тех самых пор каждый преступник пользуется очень похожим приемом, кого угодно считая виноватым в своем преступлении, но только не себя самого.
 
     – Что же ты наделал! – укоряет Бог Каина. – Голос кровей брата твоего вопиет ко Мне из земли.
    
Обратите внимание на это «кровей», этого нет в синодальном переводе. Почему во множественном числе? Потому что, считают комментаторы, убив Гевеля, Каин убил и всех его неродившихся потомков. Помните: «губящий одну душу, губит целый мир…»?

     – Проклят ты от земли, – говорит далее Бог. – Вечным скитальцем будешь ты на земле.
    
Очень важно: не Бог проклинает Каина. Но мир устроен Им таким образом, что проливший кровь человеческую сам навлекает на себя проклятье. И кровь его обязательно также прольется.
    
«Вечный скиталец» – насколько удивительно точно охарактеризована жизнь человеческая. Истребление какого-либо вида фауны или флоры может привести к катастрофическим последствиям в мире. И только исчезновение человека останется незамеченным в том смысле, что это никакого вреда не принесет биосфере, но только пойдет ей на пользу.
    
В оригинале написано: «И сказал Каин Господу: больше вина моя, чем можно вынести». В синодальном переводе читаем: «И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно». Из текста оригинала можно сделать вывод, что все же Каин признал вину свою и в некотором смысле раскаялся. Именно поэтому он переживает, чтобы кто не убил его. Устная Тора так же говорит о частичном раскаянии Каина. Возможно, поэтому он не был сразу умерщвлен, но продолжительность жизни его была ограничена Богом семью поколениями. Из синодального же перевода следует, что никакого покаяния нет у Каина и в помине. Он только сетует, что наказание ему дано больше, чем его проступок.

     «И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его». О каком знамении, вернее знаке или отметине, идет речь, единого мнения у комментаторов нет. Считают, например, что:

1. Он стал прокаженным. Это не даст людям поднять на него руку: либо потому, что они будут бояться болезни, либо потому, что это будет означать, что он уже получил свое наказание от руки Господа и приравнен к мертвецу.
2. Господь дал Каину сторожевого пса, который предупредит его о любой надвигающейся опасности.
3. На лбу у Каина вырос рог, чтобы помочь сражаться с теми,  кто, возможно, нападет на него.
4. Чтобы защитить Каина, Господь вытатуировал у него на лбу одну из букв своего Имени.
 
Особый знак понадобился потому, что после совершенного убийства Каин лишился Божественного благословения. Предание говорит, что до этого человек нес на себе Божественный Лик. Дикие звери это видели и не нападали на человека. Но убийством Каин этот Божественный Лик на себе погасил. Когда он это понял, то испугался, что теперь любой зверь может растерзать его.
    
А что же Гевель? За что ему была уготована такая участь? В самом деле, почему Бог не защитил его и допустил его гибель? Оказывается, Гевель, не смотря на все достоинства свои, имел в своей организации существенный изъян и не годился стать прародителем человечества. Бог обратил внимание Свое на Гевеля и дар его не потому, что Гевель был эталон. Но чтобы показать Каину, что он несовершенен. Первым жертву принес Каин. Только когда Гевель это увидел, он побежал выбирать лучшего ягненка. Он решил превзойти Каина, увидев все недостатки его дара. За это он поплатился правом быть продолжателем рода человеческого. Главный дефект Гевеля недостаток активности и инициативы, которыми был чрезвычайно одарен Каин.
    
Только не нужно впадать в ложное морализаторство и зажмурившись возмущаться, какое же чудовище этот Бог. Тора не летопись, не рассказы по истории, не пьеса с элементами драмы и трагедии, Тора – матрица духовного устройства человека и мира.

     «И ушел Каин от лица Бога и поселился в земле Нод, на восток от Эдена».
    
Как можно уйти от лица Бога? Каин, в полной уверенности в своей правоте, бросает вызов Богу. Ты меня не прощаешь, рассуждает Каин, оставляешь в силе приговор? Ну, так и живи себе Сам, а я буду жить сам. Каин решает жить без Бога. Бог, конечно же, знает, куда направился Каин и где он находится каждую минуту. Но Каин знать не хочет, где находится Бог. Это и означает «уйти от лица Бога». Каин поселяется в земле Нод, название которой происходит от слова "над" – «скитаться». Здесь у него рождается сын Ханох. Каин строит первый на земле город и называет его именем сына. Имя Ханох происходит от корня ханах – «воспитывать, наставлять». Ханох – воспитанник  Каина, воспитанный, естественно, в духе нового Каина, Каина убившего своего брата. Каин закладывает основы совершенно особой цивилизации – жизни в большом городе.
    
Жизнь в городе организована так, что у человека нет времени думать о Боге. Жизнь современного города не прекращается ни на минуту. "Ир"  – означает «город» и происходит от слова "эр"  – «бодрствующий». Город – идеальное место реализации бунта против Бога. «Строить город Ханох в земле Нод – строить "просвещенную" цивилизацию, основанную на чуждости человека Богу, на бездуховном автономном развитии, самообучении и человекобожеском воспитании» (3).
    
У Ханоха рождается Ирад, чье имя означает «дикий осел». Если кто из моих читателей имел дело с дикими ослами, может представить себе, что это был за человек. Своего сына Ирад назвал Мехийаэль. Имя Мехийаэль означает «стирать (истреблять) Бога» от корня маха – «стирать, вытирать, изглаживать, истреблять». Мехийаэль это тот, в ком стерт Бог. Каин проводит в жизнь свой план: жизнь без Бога. Мехийаэль родил Метушаэля. Метушаэль значит «умертвить потребность задавать вопросы» от корней мават «умирать, умерщвлять» и шааль  «спрашивать, вопрошать, просить». Другими словами человек должен быть совершенно лишен духовной жизни, которая предполагает возможность задавать вопросы. Продуктом такого направленного развития и воспитания должен стать «счастливый раб».
    
Имя следующего потомка – Лемех. Имя Лемех ничего не означает, но это имя состоит из трех царских букв: каф, мем и ламед. Мелех – это царь. Буква мем в слове "мелех" (царь) означает "моах"  – «мозг», ламед – "лев"  – «сердце», каф – "кавэд"  – «печень».  Мозг ответственен за разум, сердце – за эмоциональную сферу, печень – энергетическая станция организма человека, она ответственна за животное начало в человеке, за его инстинкты.
    
Мелех – это тот, у кого животные инстинкты управляются сердцем, а эмоции находятся в подчинении у разума. Правильно организованный человек – это мелех, т.е. царь. У Лемеха на первом месте стоят чувства, поэтому он берет себе двух жен: одну – для  воспроизводства, другую – для утех. Первая жена – Ада – родила Лемеху двух сыновей: Яваля и Юваля. Предназначенная для утех и наслаждения Цилля вдруг тоже родила Туваль-Каина и сестру его Нааму. Сказано, что Туваль-Каин стал родоначальником ремесел, заодно науки и техники, Юваль – родоначальником искусств, Яваль стал «отцом живущих в шатрах со стадами». Существует мнение, что Яваль – родоначальник торговли и купечества. Имя Наама происходит от корня наам – «быть приятным, быть привлекательным».
    
В задуманной и выстраиваемой цивилизации по Каину нет места Создателю. А что же вместо Него? Науки, ремесла, искусство, торговля и приятные женщины для развлечения.
    
Далее идет совершенно непонятный стих в неудобоваримом переводе: «И сказал Ламех женам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне». 
    
Более корректный перевод: «И сказал Лемех женам своим: Ада и Цилля! Послушайте голоса моего. Жены Лемеха! Внемлите речению моему: мужа ли  убил я моим ранением и дитя – ударом моим».
    
Чуть лучше, но все равно не понятно. Устная Тора разъясняет, о чем идет речь.

     «Лемех, потомок Каина (к тому времени Лемех уже вырастил детей,  которые были седьмым  поколением после Каина), обычно ходил на охоту  со своим сыном Тувал  Каином.  Так как Лемех  был  слеп,  его  вел сын. Однажды  Тувал Каин закричал своему  отцу: "Я вижу зверя!" Лемех  натянул тетиву и выстрелил. Но то было не животное. "Я ошибся!  -  воскликнул  Тувал Каин. -  Ты подстрелил человека с рогом".

     - Горе мне, - завопил Лемех - Это наш прадед Каин.

 В отчаянии Лемех взмахнул руками и случайно убил своего сына.
    
Вечером две жены  Лемеха пошли искать мужа. Они нашли его сидящим рядом с трупами Каина и Тувал Каина. Возмущенные, они отказались жить с Лемехом.

     - Зачем нам вынашивать новых детей, если их постигнет та же кара Бога? - вопрошали они.

     - Вы  ошибаетесь, если полагаете, что Бог сразу  же истребит  весь наш род, - возразил Лемех.  - Разве умышленно убил я Каина и Тувал  Каина? Мы знаем,  что Бог на семь поколений  отложил наказание  Каина за намеренное убийство.  Не логично ли,  что наказание  за  мои действия,  которые  были случайными, следует отложить на еще более долгий срок?"

Однако его жены не вняли ему и предложили: "Давай  решим дело  перед судьей".
    
Они все вместе пришли к Адаму и рассказали ему свое дело. Лемеховы жены доказывали: "Господин! Наш муж убил прадеда Каина и своего сына Тувал Каина. Почему должны мы вынашивать новых детей, обреченных на истребление?"
    
Лемех сказал: "Господин! Все произошло случайно, я не действовал умышленно".
    
Выслушав обе стороны, Адам  решил: "Ада  и Цила,  послушайтесь  своего мужа! Мир был создан для того, чтобы рождались дети!"

     -  Врач, вылечи сперва свою собственную болезнь, - усмехнулись лемеховы жены. - Ты сам уже сто тридцать лет живешь раздельно с Хавой!
    
Их слова  дошли до  сердца Адама, и он  вернулся к  Хаве. Вскоре  у них родился сын, который по внешнему виду был точной копией Адама…. Хава назвала его Шетом, пояснив: "Ибо Бог положил  мне  другое  семя вместо  Гэвеля, которого  убил Каин".  Имя Шет означает  также "основатель  мира",  ибо  Шет  стал преемником  Адама.  Адам передал ему законы, открытые ему Богом, и вручил Небесные Одеяния,  которые сделал Бог Адаму» (4).

Иллюстрация: полотно итальянского живописца Тициана (Tiziano Vecellio, 1490- 1576) «Каин и Авель».

(1) В оригинале написано:“Вэгаадам йада эт-хавва”. Определенный артикль "га-" перед именем собственным не нужен. Возможный перевод: «И первый (тот самый) человек познал Хавву». Впрочем, и до этого имя "адам" ни разу не употреблено как имя собственное.
(2) Сказал рабби Элиазар: три чуда произошли в этот день – в этот день они были сотворены, в этот же день предались соитию, в этот же день произвели потомство. Берешит Раба 24:6.
(3) Б.Берман. Библейские смыслы.
(4) Рабби Моше Вайсман. Мидраш рассказывает.