Наследие или конкурс для богатых

Ольга Славянка
Наследие или конкурс для богатых

Честно, я впервые столкнулась с ситуацией, когда для участия в конкурсе поэзии и художественной литературы установлен имущественный ценз. Я толком не прочитала условий конкурса «Наследие» и с ходу решила, что участвовать в нем могут все, а потом те, кто был номинирован на этот конкурс, могут напечатать свои произведения в альманахе за свой счет. Мне не могло прийти в голову, что вначале нужно внести деньги и лишь потом можно участвовать в конкурсе. Поэтому я послала два своих произведения, прошла отборочный тур и ахнула, что мне нужно заплатить 51 тыс. руб. до 21 марта и отсрочка платежа недопустима. Мне эту сумму заплатить не под силу, и я сошла с дистанции.

Но, наверно, эта обида заставила меня задуматься, а правильно ли проводится этот конкурс. Можно ли представить себе, чтобы царская семья попросила Есенина оплатить свое приглашение? Нет, конечно, мне далеко до Есенина, я не претендую на гениальность, но важен сам принцип. Ее Высочество Великая княгиня Мария Владимировна читает произведения только богатых, что ли?

***
Мне кажется, что в такой постановке нарушена какая-то символика. Если дерево врастает в землю корнями, то человек врастает в родную землю поколениями своих предков. История нашей страны составляет часть нашей души. Наши корни в Киевской Руси, но и все последующие эпохи нашли место в нашем сердце как часть русской души. Особую роль играл 19-ый век, золотой век русской литературы, а в ней история Пушкина, который не только сам писал, но и имел биографию, могущую соперничать с увлекательным романом. Пушкин умер на дуэли, спасая свою честь. И не только он дрался на дуэлях, спасая честь. 19-ый век во многом сформировал наше понятие о чести как таковое. Но жизнь общества той эпохи связана многими ассоциациями с домом Романовых. Мы читаем о сложных отношениях Пушкина с царем, о балах, об этикете и даже о кулинарных успехах царских поваров, и все это является частью нашей русской души. Русское самосознание не зависит от толщины наших кошельков. Если бы этот конкурс проводился под другим названием, то бог с ним! Но «наследие» - слово святое. Это то, что люди получают от предков и должны передать потомкам, это из категории духовных ценностей. А духовные ценности все-таки не измеряются толщиной кошелька.

Мне по-человечески понятно, что литература в наше время может существовать только за счет авторов, что из-за Интернета бумажные издания читают все меньше, что возможно Ее Высочество великая княгиня плохо видит и приходится печатать крупным шрифтом, что все это задумано из благих пожеланий.

Но все-таки это задевает за живое. На мой взгляд, нужно или изменить название, чтобы святое слово не относилось к толщине кошелька, или печатать альманах на более дешевой бумаге, чтобы издание своих произведений было бы доступно простым смертным, или вначале проводить конкурс, а потом издавать номинированные произведения.

Дом Романовых – это частица нашей символики, неотъемлемая часть России, своего рода музей нашей истории, который украшает и оживляет эту историю и государство. И как будет выглядеть эта символика, если глава этого дома откажется прочитать чье-то гениальное произведение и отдаст предпочтение худшему произведению просто потому, что это написано богатым человеком? Сам этот факт воспринимается как какое-то покушение на эту символику.

Мы пишем не для премий и не для поздравлений. Мы хотим быть услышанными. И я посылала свои произведения не ради премии, а чтобы быть услышанной. Но если уж премии учреждаются, на мой взгляд, они не должны дискриминировать авторов, если у тех, по выражению Катулла, «кошелек зарос паутиной».

Богатые и бедные, мы все-таки один народ, у нас все-таки общая история и общая символика, и в этой символике есть что-то святое, и к нему нельзя относиться легкомысленно.

На мой взгляд, такой формат конкурса не годится. Все-таки царственность проявляется не в качестве бумаги и обложки. Все-таки содержание важнее дорогой бумаги.