5. Эден

Кот Базилио 2
Эта история произошла в саду Эден в первый день существования человека. Рассказ о ней в Торе начинается словами:

     «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог».
    
Предание говорит, что "нахаш" – змей не был обычным существом. Это был демон, который ходил на двух ногах, умел говорить, был очень умен и испытывал сильную зависть к человеку. Считают, что под его личиной, на самом деле, скрывался ангел Самаэль. Это весьма одиозная фигура в еврейской демонологии, его имя означает "сам шель эль" – «яд Бога». Прежде всего, Самаэль – Ангел смерти. Он появляется в последние минуты жизни человека в черном одеянии с зазубренным ножом в руке, с острия которого стекают три капли яда. Кроме того, Самаэль – ангел-обвинитель в высшем суде. Но самое главное: Самаэль – ответственен за "йецэр гара" (злое начало) в человеке. Некоторые считают, что ангел Самаэль и Сатан или более привычный для русского уха Сатана одно и то же существо. Любопытно, что гематрии слов "нахаш"  и "машиах"  – мессия – равны (= 358). Комментаторы объясняют, что в будущем, на заключительном этапе истории, Машиах искоренит в мире влияние Змея. Равенство гематрий говорит или о подобии понятий, определяемых словом, или об их диаметральной противоположности.
    
Первый день существования Адам и его подруга увлечены общением друг с другом, в том числе и занимаются любовью, в общем, пребывают в состоянии абсолютнейшего счастья, неги и наслаждения, как, впрочем, и должно быть в саду Наслаждения (ган Эден). За всем этим наблюдает Самаэль в облике змея, пускает слюну и копит в себе раздражение. Он решает убить двух зайцев: разрушить беззаботное счастье Адама и его подруги и доказать Всесильному негодность созданных Им существ.
    
     "Аф ки амар Элогим", – начинает Змей свое общение с женщиной.

Эмоциональную составляющую этой фразы непросто передать на другом языке. Змей сразу начинает с главного: посеять сомнение в совершенстве Творца. «А хоть бы даже и говорил Бог, то это, на самом деле, не так» – хочет сказать змей. – «Создатель, на самом деле, не так уж всесилен и всемогущ, а главное, не так уж и совершенен. Ему самому необходимо питаться плодами от древа познания. Именно вследствие употребления этих плодов Бог становится Богом. Бог не обладает изначальным совершенством. Его совершенство зависит от внешнего по отношению к Нему мира, от находящихся вне Его факторов».
    
В принципе, говорит Змей женщине, вы, люди, ничем не отличаетесь от Создателя. Мало того, Создатель, по словам Змея, лжец. Он намеренно солгал первым людям из ревности, чтобы они не стали равными Ему самому. Существует нечто такое, сказал Змей, чего вы не знаете, и что от вас тщательно скрывают. Скрывают почему? Потому что сами пользуются этим и получают от него какие-то необыкновенные вещи, качества, свойства и т.п.
    
С другой стороны, пусть даже и говорил Бог, убеждает Змей женщину, но вы и сами можете во всем разобраться, у вас есть для этого голова на плечах. Примитивно, но просто класс! Безошибочный прием любой демагогии: «Ты, что? Глупее всех? Ты сам во всем легко разберешься!». Обратите внимание, как хорошо все у нас разбираются в политике, экономике и медицине.
    
Мы можем сомневаться в правдивости этого рассказа и других рассказов книги Бытия. Можем считать их мифами, сказками, легендами, никогда в реальности не существовавшими историями. Но этот и другие рассказы имеют духовную составляющую и нравственный урок, которые всегда есть и будут, пока существует человечество и живет человек.
    
В этой истории описан один из механизмов возникновения греха – падение в грех, который (механизм этот) неизменно существует до наших дней. Каждый из нас и не один раз за свою жизнь оказывается в ситуации, в которой оказались Адам и Ева. Важно научиться распознавать механизм возникновения и развития такой ситуации и видеть действие этого механизма в окружающем мире, для того чтобы лучше понимать себя самого и других. Например, механизм низвержения авторитета с тех пор всегда один и тот же. «Если даже и говорит такой-то то-то и то-то, то он, конечно же, не прав…». Этот механизм хорошо усвоили богоборцы и критики Библии. Они говорят: «Вот написано в Библии, что мир сотворен шесть тысяч лет назад, но мы-то хорошо знаем, что мир возник в результате эволюционного развития продолжавшегося миллионы и миллиарды лет». Или: «Если даже и сказана такая глупость, что человек сотворен Богом, то мы-то с вами хорошо знаем, что человек произошел от обезьяны».
    
Нет нужды спорить, что это за дерево выступало в роли дерева познания добра и зла, и какой плод на самом деле съела Ева и накормила им Адама: яблоко ли, инжир или виноград. Существует такое мнение, что это дерево ничем не отличалось от других, не было у него никаких особенных свойств. В плодах дерева не содержалось какого-то особого «знания». Смысл в том, что Ева и Адам усомнились в Боге, не поверили Ему и нарушили Его запрет. Усомнились, будучи в прямом с Ним общении. Что же говорить о нас, тех, кто не может видеть Бога никогда? А усомнившись, они разрушили непосредственную связь между Ним и собой.

Сказал рабби Пинхас бен Яир: «Дерево то – покуда не ел от плодов его Первый Человек, звалось просто "дерево", как все деревья; но когда он поел и нарушил запрет Всевышнего, тогда стало оно зваться "древо познания добра и зла", по результату – как и многие другие вещи, которые называются по тем событиям, из них проистекающих. А откуда мы знаем, что не называлось так дерево изначально? Из ответа женщины змею. Смотри, что она ему сказала: "Но от плодов дерева, которое в середине сада, - сказал Бог, - не ешьте от него", и не сказала "от древа познания добра и зла". И еще: когда спрашивал Всевышний человека: "Почему ты прячешься? " – как Он сказал? "Не от дерева ли, от которого я велел тебе не есть, ты ел? ", но не сказал: "древо познания". – А почему же было дано ему имя "Древо познания добра и зла"? Потому что через то, что поел от него, узнал Адам зло и страдания. Ведь пока не нарушал он запрета, не был возложен на него тяжкий труд, и утомительная работа, и холод, и зной, и болезни, и всякое зло и беда; но как только нарушил запрет Всевышнего – зло коснулось его, и начались его беды, и омрачились его дела. А почему заповедал ему Всевышний, чтобы он ел от всякого дерева в саду, и лишь одно запретил ему? Чтобы всегда видел его человек, и помнил своего Создателя, и признавал над собой бремя Творца, чтобы не было в нем духа наглости» (1) .

    
Самое удивительное во всей этой истории то, что Змей сказал правду. «Вы станете как Бог» – сказал Змей, но не добавил одной детали: «Вы станете как Бог, но только лишившись Бога». А в чем же, как Бог? В том, что Адам и Ева станут творцами новых миров. Так и произошло. Отведав запрещенный плод, Адам и Ева из духовного мира, в котором они находились, спустились в мир материальный, через грех свой вызвав его к существованию.
    
Но как могло случиться так, что слово Змея перевесило слово Бога? Этот вопрос волновал и волнует умы многих комментаторов Торы.
    
Существует такое мнение, что в прямом общении с Богом был только Адам. Когда Бог повелел ему (Быт. 2:16-17) не есть от древа познания добра и зла, «ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь», Адам заволновался и, передавая Еве повеление Бога, решил, на всякий случай, добавить от себя дополнительное ограничение: запрет даже прикасаться к этому дереву. Это было ошибкой.
    
Самаэль, оседлавший Змея, прекрасно видел достоинства и недостатки мужчины и женщины. Он понимал, что с мужчиной у него ничего не выгорит, а потому отправился к женщине, рассчитывая сыграть на некоторых ее слабостях: на ее природном любопытстве, например.
 
     – Говорят, Бог запретил есть вам плоды от деревьев сада, – завязал Змей разговор с Евой.
    
На что женщина ему сейчас же возразила:
 
     – Нет, нет, нам можно есть, но есть дерево, от которого мы не можем есть и даже прикасаться к нему не должны, чтобы нам не умереть.
    
Все, Змей тут же понял, как ему действовать дальше. Он тихонько подтолкнул женщину, и она коснулась запретного дерева. Ничего, естественно, не произошло.

     – Вот видишь, – сказал Змей, – ты жива, потому что Бог говорил вам неправду.
    
Остальное оказалось делом техники. Отведав запретных плодов, Ева все же сомневалась: умрет она или нет, поэтому решила накормить плодами и Адама – умирать так вместе. Но почему Адам поддался на уговоры Евы и нарушил запрет, единого мнения нет. Мидраш дает три ответа:

1. Он не знал, что это был за плод, ибо Ева подала его в виде выжатого из  него  сока. Ева лукаво предложила Адаму виноградный сок.
2. Ева победила своими доводами. Она сказала Адаму: "Из-за того, что я поела  от  запрещенного  дерева, я умру. Но если ты  думаешь, что тебе дадут новую Еву, ты ошибаешься. После  Шести Дней Творения ничего нового под солнцем создано уже не будет. С другой стороны, если ты полагаешь, что после моей смерти останешься жить один, то ты и здесь ошибаешься, ибо мир создан был с тем, чтобы быть заселенным. Для нас двоих лучше оставаться вместе и разделить одну судьбу!" Адам послушался ее и разделил на двоих общую вину.
3. Ева вопила до тех пор, пока  Адам не сдался и, в конце концов, сделал так, как она хотела.

Существует точка зрения, согласующаяся с содержащейся в мидрашах, что на самом деле Адам и Ева и не думали нарушать волю Создателя. Они самонадеянно решили, что могут лучше служить своему Творцу, если пустят в себя дурное начало, называемое в иудаизме "йецэр гара", чтобы потом его в себе уничтожить. Уничтожить свободным выбором добра, опираясь на доброе в себе начало – "йецэр гатов". Адам с Евой переоценили свои возможности, недопонимая, что запрет со стороны Создателя возник оттого, что Он понимал их лучше них самих. В итоге дурное побуждение вошло внутрь первого человека. Мало того, оно стало частью его самого, причем частью более реальной и действенной. Дурное побуждение больше не воспринимается как дурное, но как личное желание. Напротив, начало добра оказывается где-то на периферии или даже вне Я, навязываемое личности со стороны.
    
Как бы то ни было, но результат поедания запретного плода немедленно проявился. Мидраш говорит, что чешуеобразная пленка, покрывавшая их тела, соскользнула, защищавшие их Облака Славы рассеялись,  и  их  тела  оказались открытыми. Что же касается души, в ней появилось новое качество – стремление ко злу.
    
И есть еще одно архиважное следствие из этой истории. Самаэль, выступая в роли Сатана, т.е. противника, получает для себя своеобразный гарант неприкосновенности на неопределенное время. На то время, пока человек не прошел весь путь исправления. Часто задают вопрос, почему Бог допускает зло? Факт существование зла в мире атеисты  рассматривают как главный довод против существования Бога. Действительно, почему бы Ему не уничтожить Сатана или, скажем, лишить Сатана власти и влияния? Бог не может это сделать по условию существования человека. Бог решил, что человек должен быть свободен. А человек в свободе своей, избирая зло, поддерживает Сатана. Вот так вот в Эдемском саду Сатан, уговаривая человека съесть запретный плод, имел далеко идущие планы. Не имея прирожденной способности к творению  собственных  миров, Сатан, зная, что человек, сотворенный по образу и подобию Творца, такой потенцией обладает, уговорил человека создать собственный мир, власть в котором, как он надеялся, будет принадлежать ему. Единственное ограничение, которое наложил Бог, Он перекрыл для человека доступ к дереву жизни.
    
«И услышали, как голос Бога Всесильного проходит по саду» – более точный перевод, чем общепринятый: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю». Не Бог расхаживал по саду туда-сюда, а голос Его услышали они со стороны, отдельно от себя. Считают, что до грехопадения Адам слышал голос Бога непосредственно внутри себя. Обнаружив это изменение, Адам убоялся и спрятался среди деревьев сада.
    
«Где ты?» – воззвал Бог к Адаму. Неужели Адам так спрятался, что Бог не знает, где он? Смысл такого обращения, конечно же, иной. Посмотрим, что на эту тему говорит мидраш. Господь так обратился к Адаму, имея в виду следующее:

1. "Где ты"? Хотя Бог знал, где находился Адам, Он специально начал разговор с невинного вопроса, чтобы облегчить Адаму признание своей вины.
2. "Как  понимать эту  крутую  перемену? Совсем  недавно  ты  поступал согласно Моей воле, а теперь ты слушаешься змея!  Только что ты возвышался над миром, а теперь ты ростом стал не выше деревьев сада". Словом айека Бог как бы побуждал Адама  к раскаянию, тшуве (2) , для чего давал ему понять, насколько низко он пал.
3. Слово айека можно снабдить гласными значками так, чтобы оно читалось эйха, что означает возглас скорби. Господь воскликнул "Увы!" Он опечалился от падения Адама.
    
Весь дальнейший диалог между Богом и Адамом – попытка вызвать у Адама чувства вины и раскаяние в нарушении договора, единственным запретом которого был запрет вкушать плоды дерева познания добра и зла. Еще не все было потеряно и Бог, скорее всего, намеревался простить Адама. Но Адам всю вину перекладывает на самого Бога. «Женщина, которую Ты мне дал, она дала мне плодов, и я ел. Она ввела меня в соблазн и заставила нарушить Твое повеление».
 
    - Что же ты наделала? – обратился Бог к женщине.

   - Не виновата я, – быстро ответила она. – Это Змей меня соблазнил. 
    
Мидраш говорит, что «3мей совокупился с Евой, излил в нее свою нечистоту, и в результате родился Каин, первый убийца». Откуда видно, что Змей вступил в сексуальную связь с женщиной? Из фразы "ганнахаш гишшиани". Напомню, что Тора была записана буквами еврейского алфавита без знаков огласовки. И букву шин с точкой над правой ветвью  в слове "гишшиани" можно прочесть как син с точкой над левой ветвью. Тогда получается "ганнахаш гиссиани" – «Змей взял меня в жены». Вот это «3мей взял меня в жены» означает то, что женщина, забыв о своем муже и Боге, перешла на сторону 3мея.
    
Так как никто не захотел признать своей вины, а только перекладывал ее друг на друга, Бог вынес всем участникам этой истории наказание. А что же Самаэль? Он тоже получил свою долю. Самаэль принадлежал к числу семи наивысших по статусу и рангу ангелов – архангелам. За участие в инциденте был лишен половины из своих двенадцати крыльев и низвержен из более высокого духовного мира брия в мир ецира (примерно соответствует астралу оккультистов). Бедное животное, которое мы называем змеей, естественно тут ни при чем.

     «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих».    
    
Имя Хава или Ева происходит от древнего корня со значением «жизнь». Адам так называет женщину, потому что через нее передается жизнь.
    
Мидраш рассказывает, что Бог сделал одежды для Адама и Хаввы из шкуры, которую сбросил змей. Одежды были очень элегантны, украшены изображением различных животных и обладали чудесными свойствами. Всякий, кто надевал эти одежды, обретал способность подчинять себе всех зверей. Адам передал их своему сыну Шету, тот Метушелаху, а Метушелах Ноаху. У Ноаха их украл его сын Хам и передал нечестивому царю Нимроду. Нимрод, владея этими одеждами, прослыл величайшим охотником, что вполне естественно. Эйсав, чтобы завладеть этими чудесными одеждами, убил Нимрода. Ривка дала их одеть Яакову, чтобы обмануть Ицхака и забрать благословение, предназначенное первенцу Эйсаву.
 
Далее говорится, что Бог «выслал» Адама из Эдемского сада, и буквально в следующем предложении – «изгнал». Почему вначале выслал или даже отпустил, а потом вдруг изгнал? Довольно оригинальный комментарий дает Б.Берман. Помните, что из Эдена вытекали четыре реки? Правильным для Адама было, по замыслу Бога, после грехопадения спуститься в мир вдоль реки Прат, в истоке которой и находится Древо жизни, и в дальнейшем по этой же реке возвратиться назад в Эден, к Дереву жизни. Вот именно на эту «дорогу» Всевышний «послал» Адама. А что же Адам? Адам, имея свободное волеизъявление, отправился тремя другими путями: по рекам похоти, корысти и власти. И именно за это был «изгнан». В выигрыше опять остался Нахаш, вернее тот, кто под его личиной скрывается.
    
Вся земная жизнь человека, по Берману, задумана находящейся перед Эденом (Эден, естественно, находится в иных сферах бытия). Обращающийся меч керува (херувима) нужен в качестве особого средства, помогающего человеку возвратиться на правильный путь к Древу жизни. Меч, разящий смертью и производящий смену поколений, становится неотъемлемым элементом жизни, в которой человек либо гибнет, либо его загоняют на Путь Древа жизни.

Иллюстрация: картина фламандского художника XV века Хуго ван дер Гуса «Грехопадение».


(1) Мидраш Тадшэ. Цитата по Н. Лейбович. Новые исследования книги Брейшит в свете классических комментариев.
(2) Тшува – примерно соответствует раскаянию, дословно – «возвращение».