14. Недовольство

Кот Базилио 2
Только пятая часть евреев Египта поддержали Моше, подготовились должным образом и покинули вместе с ним страну рабства. Казалось бы, это должны были быть самые избранные, самые преданные и верные, самые лучшие из лучших, тщательно просеянные и пересеянные его сторонники, его соратники и его единомышленники. Однако очень скоро выяснилось, что это далеко не так.

На всем пути странствия по пустыне среди народа то здесь, то там с пугающей регулярностью возникали очаги недовольства: от тихого ропота до открытого неповиновения своему вождю, до выступлений против него с требованиями, говоря современным языком, отставки и смены правительства.

Общепринято, что всему причиной были асафсуф (1), да тот самый сброд (эрев рав), которому по доброте душевной Моше позволил присоединиться к сынам Израиля. Но как скоро мы увидим, это не совсем соответствует действительности. Кроме того, здесь есть один деликатный момент, отметить который совершенно необходимо.

А пикантность ситуации в том, что иудаизм не желает рассматривать себя как религию этническую, принадлежность к которой дается от рождения, через мать-еврейку, но хочет видеть себя религией универсальной (2). Религией, которую может исповедовать человек любой от рождения национальности, присоединившись к народу Израиля через определенные процедуры, воссоединиться с ним, став одним целым, святым народом Божьим. «После вступления в Израиль статус, права и обязанности новообращенного нисколько не ограничиваются его или ее рождением за пределами святого Израиля» (3). Израиль, как проповедует современный американский раввин Джейкоб Ньюснер, есть сверхприродный социальный организм, возникший и существующий по воле Бога, и он остается однородным и единым независимо от того, принадлежат ли к нему евреи по рождению или по выбору.

Так вот, пожелавшие в Египте присоединиться к Израилю, прошли все необходимые процедуры. В частности мужчины из других народов (а там были не только египтяне) прошли обрезание. И очевидно в ночь Исхода точно так же, как и сыны Израиля, ели жертвенных агнцев в домах отмеченных особыми знаками. Потому что это было одним из обязательных условий исхода. И кем бы ни были они по рождению, но присоединившись к народу Израиля, они трансформировались, став неразрывной частью общины, и точно также стали называться народом Израиля.

И если все так и было, откуда это презрительное наименование новообращенных – эрев рав, т.е. сброд? Это противопоставление одной части народа Израиля другой его части выглядит, по меньшей мере, странным и неубедительным.

Если же этот сброд различных национальностей не воссоединялся с народом Израиля, а просто механически потянулся вслед уходящим евреям из терпящего бедствие Египта, то совершенно непонятно, как могла случиться такая, поистине, невозможная вещь, что святой народ, народ избранный Богом, моментально попал под влияние каких-то проходимцев, с которыми и разговаривать-то, по идее, не должен был. Так как, собственно, не о чем разговаривать народу-Богоносцу с каким-то отребьем и сбродом.

С другой стороны, подумаем вот о чем. Положим, как и говорят комментаторы, евреи сами не начинали выступлений и бунта, но только  поддерживали других – смутьянов из этого присоединившегося сброда. Но если считать, что воду мутили эрев рав, значит отказывать сыновьям Израиля в самостоятельности, разумности, ответственности за себя и свою жизнь, считать их, не имеющими своей активной позиции, своего взгляда на мир, своей веры, наконец, обвинять их в предательстве,  неспособности держать своего слова и исполнять свои решения.

Другими словами, сыновья Израиля – это животное стадо, ослы, идущие в ту сторону, с какой им показали морковку. С таким взглядом на народ Израиля согласиться совершенно невозможно. Даже обсуждение проблемы в таком ключе представляется исключительной глупостью. Это просто абсурд.

И если я вдруг вышел поддержать неких активистов, пусть кажущихся кому-то смутьянами, у меня для этого должны быть как минимум две причины, два условия моей поддержки кого бы то ни было.

Во-первых, я, по меньшей мере, должен сочувствовать провозглашаемым лозунгам и выставляемым требованиям. Во-вторых, и это главное условие: я должен быть недовольным своей жизнью, своей участью, существующим порядком, и сознавать срочную необходимость назревших перемен.

Если же я всем доволен и удовлетворен, я восприму таких, активно выступающих борцов за что бы то ни было, не более как экзотику общественной жизни, вполне приемлемую и допустимую в свободной демократической стране, но оставляющую меня равнодушным. Я никогда не отнесусь к ним серьезно, если их взгляды не вызовут колебаний каких-либо струн в моей душе. Скорее всего, я пройду мимо, лишь улыбнувшись, или остановлюсь на пару-тройку минут «поглазеть», возможно, покручу пальцем у виска и продолжу свой путь, спеша по своим делам.

У нас очень популярны представления, что кто-то развращает русский народ, показывая не те фильмы, «заставляя» читать не те книги, кто-то спаивает народ, мешает ему плодиться, подрывает его здоровье, внушает неправильные ценности и т.д. и т.п. Чаще всего в роли таких совратителей и растлителей выступают некие инородцы. А попросту – евреи. Так вот, с поколением исхода все с точностью до наоборот. Опять же некие инородцы сбивают с пути истинного неразумный еврейский народ. Разумеется, что подобная позиция, не может быть приемлемой ни с какой стороны.

Первый раз свое  неудовольствие евреи высказали Моше едва выйдя из Египта. Они как раз подошли к морю Ям-Суф и стояли в раздумии как им преодолеть водную преграду. И тут подняли глаза свои и видят, приближается, подняв тучу пыли, фараон на колеснице и полчища египтян. Вот тут-то их прорвало первый раз:

     - Не потому ли, что нет могил в Египте, ты взял нас умирать в пустыне? Что сделал ты с нами, выведя нас из Египта? Ведь это есть то, что мы говорили тебе в Египте так: Оставь нас, и мы будем служить Египту. Ибо лучше нам служить Египту, чем умереть нам в пустыне (Исх. 14:11-12).

Среди сыновей Израиля началась настоящая паника. Колена Звулона, Биньямина и Нафтали предлагали сдаться. Колена Реувена, Шимона и Иссахара – броситься в море. Колена Йосефа и Йегуды горели желанием дать бой египтянам. Дан, Гад и Ашер намеревались тайно пробраться в стан египтян и посеять там панику.

Но Моше спокойно реагирует на жалобы евреев. Он пытается их уговаривать. Он предлагает им спокойно ждать развития событий. А Бог даже не замечает этого инцидента.

В конце концов, сложилось все удачно, как и обещал Моше. Евреи перешли по дну море Ям-Суф, а над головами египтян, ринувшимися было во след уходящим рабам своим, воды моря сомкнулись, и все не проявившие благоразумия египтяне канули в морской пучине.

«И узрел Исраэль великую руку (великое деяние), которое совершил Господь над Мицраимом, и устрашился народ Господа, и поверили они в Господа и в (пророчество) Моше, Его раба» (Исх. 14:31).

Поверить, поверили, но ненадолго, как скоро выяснится.

Перейдя море, евреи остановились перевести дух, потом спели, по предложению Моше, благодарственную песню Богу и … не захотели больше продолжать движение.

Когда воды моря Ям-Суф сомкнулись над египтянами, как мне представляется, образовалась огромных размеров волна, выплеснувшаяся на берег. Когда воды ушли, оказалось, что весь берег усеян золотом, серебром и всевозможными драгоценностями. У евреев чуть глаза не повылазили на лоб. Золота было много больше, чем то, что они собрали в Египте. Началась «золотая лихорадка».

Автор этих строк золото видел лишь в витринах ювелирного магазина. И потому даже не может себе представить, что случилось бы с ним, окажись он в том самом месте.

Возбужденные евреи так прямо и заявили Моше, что они с места не тронутся, потому как им и здесь хорошо.

Как удалось Моше поднять стан и заставить продолжить путь неразрешимая загадка. К каким он прибег уловкам, что пообещал евреям? Но без сомнения он совершил настоящий подвиг.

А через три дня оказалось, что питьевой воды больше нет, а вокруг, сколько видно глазу, простирается бескрайняя пустыня. Просто ложись и умирай. Но тут к счастью нашелся источник с водой, а вода в нем, как в насмешку, оказалась горька. И второй раз раздался ропот в среде сыновей Израиля:

     - Что мы будем пить?

И понадобилась Моше помощь Господа, чтобы решить эту проблему. Место это назвали Мара – потому что вода здесь была горькА (мар – «горький»).
    
И здесь же в Маре Бог сообщил Израилю некоторые законы, как сказано: «там установил Он ему закон и правосудие». Это были разделы о субботе, красной телице и некоторые законы, определяющие взаимоотношения между людьми. Именно на законы, полученные здесь, опирался Моше, судив народ, на второй день после прихода Итро. Если считать, что суд этот был до Синайского Откровения (4).


Иллюстрация: Фрагмент работы израильского художника Гади Поллака.


(1) Асафсуф - дети тех евреев, которые не захотели выходить из Египта. Их родители погибли во время наказания тьмой. Но сами они к тому моменту не достигли возраста 20 лет и по этой причине были неподсудны для Небес.
(2) «Иудаизм, раскрытый в трудах мудрецов письменной и устной Торы, несомненно, является универсальной религией в своих категориях, в своем восприятии мира и в своем стремлении учить и служить». Дж.Ньюснер «Дети по плоти, дети по обетованию».
(3) Там же.
(4)    См. Итро.