Жить, а не выживать

Александров Владимир
Когда я смотрю на двух-трехэтажные дома, стоящие среди полей Подмосковья, так и хочется сказать словами юмориста М. Задорнова: "Ну тупые..."
Нет, я пришел к этому не сразу, а постепенно и последовательно. Вообще, конечно, такое сооружение, среди голого поля, и меж строений победнее, и поскромней, наводит на мысль о хозяине, как о человеке "себе на уме". Как правило, это прижимистый малый, подкопивший кое-какой капиталец, имеющий возможность и впредь украсть стройматериалами, и деньгами, и которого жена уже не любит так пылко, как тогда, когда они жили от получки до аванса. И вот теперь, чтобы доказать свою значимость, чтобы она не вздумала задирать хвост, человек затеял строительство. Непременно высокий домище,  непременно с подвалом, и с котельной, и, чтобы лестница была внутри. Честно говоря, меня самого всегда чем-то привлекало двухуровневое строение, чтобы был подъем какой-нибудь не простой, а винтом, или в два-три марша. И лучше всех лестниц, мне казалась та, что в доме Максима Горького у Никитских ворот. Да и так, из кино, и в музеях приходилось видеть высокие дворцы с широкими красивыми лестницами.
Но бывали и такие картины из прошлого, когда лестница на второй этаж находилась снаружи постройки. В каком-то итальянском кино видел, да и из российской кинохроники, и было удивительно так. Почему было им не построить лесенку внутри.
 Но с  некоторых пор я стал ярым противником такой архитектуры. Даже не помню, с чего началось, возможно потому, что не знал, как в своей деревенской избенке сделать выход на чердак. Так и лазаю через люк по приставной лестнице, зато нашел оправдание.
Этаж от этажа должен быть отделен надежно и герметично, дабы ясно для чего... Как из подвала в жилище может проникнуть холодный воздух, сырость и звуки, так же и в дырявый чердак все тепло улетучится. Но почему людям не понятно, что если они сделали лестницу, то теплый и вонючий уйдет на второй этаж, а его место займет холодный?

Иногда заблуждения людские бывают настолько вопиющи и очевидны, что ответ может быть только один: "Ну и что, я так хочу и мне так надо". И У меня бывает такое продолжение: "Потому и не будешь ты в нем жить, что постоянная труба никому не нужна. В твоем доме станет всегда как в трубе, и ты не успокоишься в нем от постоянного движения воздуха".
 К тому же ты не натопишь никогда это жилище, ибо тепло будет уходить в верхние уровни, а там и на волю, холодный же воздух найдет дырочку с улицы со свистом.
 И вот эта тема у меня в ходу с любым встречным-поперечным. Иногда люди выслушивают, некоторые кивают, некоторые молча отходят. Но Андрюха- мой сотрудник не из тех.
 Он в любом вопросе не уступит никогда. Всех он умнее и сильнее. Ну, оно и не зря, такой он толстенький, да крепенький. Волос черный, лицо породистое.
 Я и зацепи его вчера, благо, что он отвечает у нас за кондиционирование и отопление здания.
Говорю ему: "Когда будешь строить дом, не делай лестницу внутри постройки".
Сказал, вроде как спроста, как в шутку, ведь он всегда спрашивает меня про мои успехи в постройке моего домика. Всегда с подковыркой, и легкой иронией при других, с уверенностью, что я взялся за непосильную задачу. Ну а мне не больно, потому, что я сдюжу, в отличии от многих, которые берутся за действительно непосильные строения, или, как он, который не берется вообще. Они с семьей всю жизнь снимают на лето дачу и поживают припеваючи.
В ответ на мое наставление, тем более, что уже не в первый раз слышанное, он и заявляет: А ты знаешь, как изменилась жизнь тех, кто поставил вместо деревянных ,пластиковые окна?  - Они задыхаются, потому, что воздуху неоткуда взяться, а открывать они не всегда вспоминают". Мне стало нечем крыть. Я же сам поменял окна свои два года назад всего лишь, а раньше, именно тем и объяснял свою нерешительность и скупость, что могу задохнуться, когда не будет естественного притока в дыры между рамами.
  А  ты-то поменял на пластик, или еще нет?- спрашиваю.
"Я,- говорит,-нет, и не собираюсь."
А потому, что отопление централизованное и не учитывается. Но Андрюха спорщик замечательный, он даже не ответил на мою колкость, а продолжил напирать на то, что человек должен находиться в свежем воздухе. И ему были не важны мои возражения, что свежий воздух на улице, иди и гуляй, или работай, а в жилище надо приберегать согретый воздух, ну и по возможности проветривать. К тому, же, если тепло, то для обмена отработанного воздуха много не надо  при значительной разнице температур. Я ему привел цитату из книги Амундсона про ночевки в снежном доме. Там автор писал, что в отверстие с иголку, могло выдуть за ночь так, что было хуже, чем снаружи сооружения. надо было крепко забивать все щели.
На это мне Андрей возразил: "Хорошо, то, что ты привел пример, это люди выживали, но тут же человек строит, для того, что бы жить". И так ему понравился этот аргумент, что он даже повторил "жить, а не выживать".
Я снова не нашелся, а по сути, мы же и делаем, что выживаем, хотя некоторые и умудряются пустить пыль в глаза.
 Как один из моих соседей, который посторил такой вот двухэтажный домище, отопление в него подал, а сейчас говорит, что нет денег на достройку. И как же его жизнь назовешь, если дом построен, но не доведен до конца? Значит, приходится экономить на необходимом.

  Да если учесть слова юбиляра Ю. Бондарева, что жизнь наша, это секунда в космическом смысле. Чтобы что-то успеть, надо так вкалывать и так крутиться, что некогда нежиться и жить, а только бы выжить. Когда-то лет двадцать назад я попал в лекционный зал в Политехническом музее где выступал этот популярный тогда автор "Горячего снега". Он искренне утверждал, что писать может каждый, но надо работать, что он в свое время по 14 часов в сутки занимался.
Но Андрюха, все-таки не тупой, хотя и ленивый, к тому, же очень честолюбивый.