Почему дети не хотят учиться

Саша Погодинский
Это стало проблемой в масштабе страны. Из плохих учеников выйдут плохие специалисты. Уже сейчас, несмотря на гигантское сокращение  объёма научно-технических отраслей по сравнению с советскими временами, ощущается недостаток квалифицированных рабочих и конструкторов. По некоторым расчетам, кадров осталось на несколько лет. Результаты уже обнаружили  себя. Это всё учащающиеся аварии   сложных да и простых технических объектов.  Если в петровские  с времена приходилось выписывать из-за рубежа единицы специалистов высокого класса, а в период первых пятилеток – тысячи, то теперь нашей стране понадобятся миллионы импортных специалистов. Это при том, что наши программисты уезжают туда. И при том. что серьёзных разработок никто в стране не делает. Где у нас  современные туполевы, королёвы , янгели?

Но это проблема не только государственная, но и личностная. Дети пока не осознают, что когда у нас создастся настоящий рынок труда, деньги будут платить только за настоящую квалификацию там, где существует дефицит кадров.

Давно прошёл, например, «бухгалтерский бум». Нужны бухгалтеры только с опытом работы. Но школьники продолжают стремиться туда, где образование можно получить с наименьшими трудозатратами, а будущая работа представляется не трудной и престижной. Простое соображение, что туда стремятся многие и потому там будет мощная конкуренция,  в их головы как-то не приходит.

Тот, кто с помощью родителей или сам догадывается об истине – идут в не очень теперь престижные технические учебные заведения, где к тому же сложно учиться. Это рационально – именно сложные профессии будут дефицитны.  Дефицит кадров уже обозначился.

На самом деле, поведение детей вполне объяснимо, оправдано и даже рационально. Зачем делать не известно что, когда можно вообще ничего не делать. Зачем затрачивать труд на непонятную и чуждую цель. Зачем получать образование, которое нужно непонятно кому?

В этом нет ничего нового. Так рассуждали школяры испокон веку. Именно потому  широко применялись принудительные методы в обучении. Любая тоталитарная система имела мощные стимулы и средства принуждения. Теперь этих механизмов нет, а новые не созданы и  масса учителей не находит методов воздействия на учащихся. Хуже того, даже когда родители сумели создать ребёнку положительную мотивацию учения, школьная обстановка эту мотивацию разрушает.

Даже при наличии квалифицированного персонала, организовать полноценный учебный процесс неимоверно сложно. Сорвать занятия могут один - два целенаправленных бездельника. А их в каждом классе может быть и больше. В сущности, это они определяют стиль работы и эффективность современной школы гораздо сильнее, нежели планы, стандарты и решения руководства образования.

Тем не менее, существуют положительные примеры, когда даже в этой ситуации удаётся достичь весьма впечатляющих результатов в обучении отдельных детей, целых  классов и даже школ. Но «макаренок» на всех не напасёшься. Тем более – теперь.

Вопрос в том, как найти успешный вариант для собственного ребёнка. Вариантов не много, но они есть. Это не рецепты. Рецептов нет, а если они есть – то опасны. В сущности что-то сделать могут лишь родители. Как? Главное захотеть. Ведь вы хотите создать своим детям мотивацию учения. Мотивируйте для начала себя. Да не поминайте о том, как грызли гранит науки вы. Эти примеры никому не нужны и ничему не учат.

Занимайтесь с детьми. Только не долбите им школьную программу. Она их достала в школе в профессиональном варианте.

Займитесь проектами с детьми. Проекты могут быть чего угодно. Того, что ближе вам. Когда-то я разрабатывал со своими детьми проект дачного сортира. Сортир развалился. - Строй, - сказали жена с тёщей. Я начал с детьми разрабатывать проект.  Тёща говорит – А вот Вася, тот без всякого проекта строит. – Тогда давайте к Васе – он бездельник широкого профиля. А я инженер – без проекта не могу. Теща Васю знает, да и денег жалко, смирилась.

Мы разработали проект, даже макет построили. Уже внуки подрастают, а сортир,  построенный по проекту, функционирует до сих пор и неплохо глядится на пейзаже.

Дети восприимчивы феноменально, когда им интересно. Они умудряются строить свою личность из пустяков. Важно материал для строительства им подсунуть вовремя.

Не обязательно – проект сортира. Что заинтересует, то и хорошо. Но нужно в проект встраивать элементы учении я. Вот здесь нам нужна арифметика. А здесь физика. Пусть это будет всего лишь закон Архимеда. А вот здесь без химии не обойтись, И всё время нужно лазить по литературе – искать информацию. Дети очень ценят целесообразность.
Сейчас без толку набивать их головы знаниями, которые устаревают. Важнее умения добывать знания и реализовать их в деле.