Какое сердце биться перестало!

Юрий Каргин
                Природа-мать! Когда б таких людей
                Ты иногда не посылала миру,
                Заглохла б нива жизни…
                Н.А. Некрасов.


Нина Ивановна Попова умерла тихо, ночью. За несколько месяцев до смерти она сломала ногу, и за ней ухаживала старушка-соседка. Она-то и обнаружила… Утром…
Нина Ивановна жила одна. Соседи только и знали о ней, что она – бывшая учительница. Никто из них не подозревал, ЧТО это за учительница…
Нина Ивановна Попова официально педагог дополнительного образования, а неофициально - основоположник детской археологии в Балакове. Неофициально потому, что местные чиновники так и не признали её заслуг. Когда в 2005 году Нине Ивановне исполнялось 70 лет, один из почитателей её необыкновенного таланта предложил начальнику управления образования дать ветерану звание Заслуженного учителя России. Но «значительное лицо» отмолчалось. А за что давать звание? Она же не преподавала в школе, не давала открытых уроков, не разрабатывала методических рекомендаций, да и начальство особенно не жаловала.
Действительно, Нина Ивановна, как сейчас говорят, не рисовалась. Но сделала она столько, что «рисовщикам» и не снилось..
Работая учителем химии и биологии в сш №11, она увлеклась археологией и увлекла своих учеников. С 1973 года юные балаковские археологи стали принимать участие в археологических раскопках сначала в Хвалынском, а затем и в других районах Саратовской области. С 1978 г. Нина Ивановна занялась только археологией. Был создан специальный кружок, который сначала существовал при Доме пионеров, а с 1982 г. при Детской экскурсионно-туристической базе. В 1990 году это уже Клуб юных археологов «Искатели» при Доме детского творчества.
С 1973 по 2000 гг. балаковские юные археологи отработали 27 полевых сезонов. За это время в общей сложности более 500 школьников приняло участие в раскопках 14 археологических памятников различных эпох: от энеолита до XVIII в. н.э.
И это было не просто развлечение, а серьёзная исследовательская работа. Дети трудились вместе с учёными-археологами, экспедициями Самарского пединститута, Хвалынского и Самарского краеведческих музеев. Балаковцы регулярно проводили разведки в Хвалынском, Вольском, Балаковском и Духовницком районах Саратовской области по берегам Волги, Большого и Малого Иргиза, в результате которых открыли 13 археологических памятников. Именно они, при поддержке самарских археологов, исследовали древние поселения и могильники, которые были обнаружены в ходе работы на строительстве Балаковской АЭС.
Воспитанники Нины Ивановны завоевали огромное количеством побед в областных археологических слётах и семинарах-практикумах (самое высокое среди всех археологических кружков области). Они занимали первые места и на России: в 1985 г. (Энгельсский р-н Саратовской обл.) и в 1986 г. (Карачаево-Черкесия). Исследовательская работа ребят дважды отмечалась грамотами Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры и Министерства просвещения России. В 1980 г. город, благодаря стараниям кружковцев, получил областное переходящее Красное Знамя за школьную туристско-краеведческую работу, которое удерживал в течение двух лет. А в 2000 г. двое кружковцев стали победителями IV Всероссийской олимпиады по школьному краеведению (г. Москва) в секции «Археология».
Мало того, под руководством Нины Ивановны был создан богатейший музей, где, помимо археологических экспонатов, были представлены палеонтологические и этнографические коллекции, реконструкции и макеты. Когда в 2004 г. по состоянию здоровья Нина Ивановна вышла на заслуженный отдых, всё это было передано в музей истории города Балаково…
Нина Ивановна Попова умерла тихо, ночью. На её похоронах было всего несколько человек: две соседки, племянница, которую вызвали из Волгоградской области, да пяток пожилых учителей. Ни комитет образования, ни учительский профсоюз, ни совет ветеранов – никто ничего не знал. Или не хотел знать?..
Да если бы хоть какое-нибудь короткое сообщение пустили через средства массовой информации, проводить своего УЧИТЕЛЯ слетелись бы все ещё живущие в Балакове «археолухи», как она в шутку называла своих воспитанников. А так…
А так они узнали о смерти Нина Ивановны только спустя почти полгода. Когда один из них, обеспокоенный тем, что от неё уже что-то давно нет ни слуху, ни духу, обошёл всех соседей… Оказывается, Нина Ивановна умерла ещё 28 июля…
И мы всё говорим о каком-то патриотизме? Если мы, как каких-то безродных, провожаем в последний путь тех, кто оставил заметный след в истории города, грош нам цена. А самое страшное, что Нина Ивановна не первая забытая и наверняка не последняя.
Так уходил краевед Анатолий Деревянченко. Надо же было ему скончаться накануне выходных да ещё праздничных, майских. Когда родные сообщили о смерти на его родной «Волгодизельмаш», где он много лет возглавлял заводской музей, там даже попытки не предприняли, чтобы собрать народ, объяснив это тем, что все разъехались по дачам. И провожало будущего Почётного гражданина человек десять: старушки из соседних подъездов, жена с сыном да несколько самых близких друзей.
Так уходила Вера Ивановна Калинина, которая четверть века, с 1943 года, возглавляла Балаковский Дом пионеров. Последние несколько лет она тяжело болела, и никто из представителей бывшей пионерии, преемником которой является ныне Центр дополнительного образования, её не навещал. А когда она умерла, ни одна рука не пошевелилась, чтобы написать некролог.
Стоит перед глазами и такая щемящая картина. В полупустом дворе – гроб. В гробу - офицер-разведчик Владимир Васильевич Курамшин, прошедший всю войну, и только три человека рядом, причём двое из них – дочь и сын. Чуть позже подошло трое представителей городского Совета ветеранов. А ведь этот человек (единственный из советских солдат!), за несколько месяцев до смерти, стоял на острове Борнхольм (Дания) рядом с датской королевой на трибуне во время торжеств, посвящённых освобождению этого острова от фашистских захватчиков…
Незадолго до смерти Нины Ивановны Саратовский государственный университет выпустил сборник научных трудов «Археология восточно-европейской степи». В нём опубликована статья о заслугах клуба юных археологов «Искатель». Один экземпляр с дарственной надписью учёные хотели вручить Нине Ивановне… Не успели…

2009 г.

На фото: Нина Ивановна Попова в своём музее археологии