Ненаучный трактат о стремлении человечества к комф

Людмила Кальчевская
   Что такое комфорт? Конечно, есть весьма пространные определения, но, поскольку у нас трактат ненаучный, приведу самое бытовое понятие. Комфорт – это удобства для человека. Как же развивалось это стремление к удобствам жизни на протяжении истории человечества? Давайте отправимся к истокам.

   Вот первое человеческое стадо. Им вполне комфортно на ветках деревьев и под ними. Походят себе по земле, насобирают диких фруктов, выкопают корешков, насытятся с горем пополам и спать. Легли на ветки, укрылись ветками и все хорошо. И дождь им не помеха, и ветер не тревожит. Климат теплый, после дождя обсохнуть раз плюнуть.

Так и жили бы себе дальше, но какому-то представителю Homo sapiens, наконец-то, надоело мокнуть. Он напряг свои немногочисленные извилины и придумал шалаш. Те же ветки он воткнул в землю и слегка наклонил друг к другу, а сам залез внутрь. На него показывали палками – копалками и крутили пальцем у виска. Но, поскольку речь еще не была развита, более ясно выразить свое отношение не могли. Хотя и так все было понятно – придурок, мол. Но когда после первого небольшого дождичка все стадо вымокло до нитки, а наш изобретатель остался сухим, его все зауважали.

 А потом решили шалаш отобрать – не все коту масленица, надо делиться. Завязалась небольшая потасовка и, как результат, шалаш рухнул. Понурив головы, стояли все возле груды веток, пока наш изобретатель, почесав длиннющими пальцами черепушку, не начал растаскивать ветки. Он оглянулся на сородичей, сделал широкий жест, как бы говоря: «Делай как я!», и вновь стал делать шалаш. Некоторые, наиболее сообразительные пращуры, последовали за ним. Потом подтянулись остальные. Совсем скоро возле деревьев был воздвигнут большой шалашный кооператив.

   На долгие годы этого уровня комфорта людям хватало. Конечно, когда поднимался сильный ветер, шалаш разносило в щепки, вернее в ветки, но пралюди быстро восстанавливали статус-кво. Наш изобретатель давно уже почил в бозе и все о нем забыли.

Шло время. Климат изменился, и шалаш уже не спасал от холода. И хотя люди научились  использовать огонь и охотиться на зверей – это не очень спасало. Наступал ледник, становилось все холоднее. Предков уже не устраивал имеющийся комфорт. Собственно, комфорта-то никакого и не было. Люди мерзли! Словом, сама жизнь подготовила появление нового Изобретателя или Изобретателей.

                *****               

   Как же произошло новое эпохальное событие в жизни человечества – изобретение теплого жилища? Ну, в горной местности все просто. Бродя по горам в поисках предмета для охоты, группа мужчин попала под сильный ливень. Один из охотников увидел дыру в скале и забежал в нее, спасаясь от дождя. Это и была пещера. Ни дождь, ни ветер сюда не попадали. Человек высунулся наружу и громкими криками и взмахами рук позвал остальных. Все охотники высоко оценили новое помещение. Сухо, ветра нет, безопасно. А если еще костер развести! Кайф!

   Вернувшись домой, мужчины рассказали о находке женщинам и те быстренько организовали переезд, вернее переход. Собрать пожитки было нетрудно, ведь их практически не было. Главное – перенести огонь, ведь добывать его люди еще не научились. Два мальчика несли корзину, в которой горел огонь. А третий мальчик нес корзину с веточками и, время от времени, кормил ими огонь. Его корзинка была запасной, если вдруг первая прогорит, огонь осторожно и бережно перенесут в другую. Словом, переход был успешно осуществлен. Пещера всему племени понравилась. А когда развели огонь, и в пещере стало тепло и светло, люди от радости устроили грандиозную пляску. Они бы и грандиозную пирушку организовали, но, к сожалению, в те времена еды было очень мало.

   Так дело обстояло в горной местности. А что же в степи? Мерзнуть надоело и степнякам. Однако халявных пещер рядом не было и предкам пришлось вновь включить мозги. В результате такого мозгового штурма появилась идея: набросить на ветки шкуры животных. С радостными воплями люди стали тащить все имевшиеся в наличии шкуры и набрасывать на ветки шалаша. От их тяжести шалаш рухнул. Неудача привела предков в уныние. Однако не всех. Наиболее упорные продолжали эксперименты, с трудом ворочая своими извилинами. Сначала извилины ворочались действительно с трудом, но, постепенно, древним становилось думать все привычнее и легче, видимо в организме была какая-то смазка для шарниров мозга. И, наконец, о чудо! Они догадались ставить внутри шалашей подпорки. Теперь шалаши стали прочнее. Шкуры крепко держались, но для страховки их привязывали кожаными шнурками к веткам.

   Новое жилище радовало людские тела теплом, но тут подвел пол, а вернее почва под ногами. Она промерзла и стала забирать у людей тепло. Пращуры впали в депрессию. Шаманы начали кампанию жертвоприношений духам земли. По вечерам у костров пели заклинания и проводились ритуальные пляски. Помогало плохо. Строители шалашей вновь напрягли свои уже поумневшие головы. Один из них отправился на осмотр местности и, задумавшись, поскользнулся на соломе, оставшейся от сжатых злаков. Видимо в это время и родилась поговорка: «Если б знал, где упадешь, соломки б подостлал».

- Эврика! – воскликнул гений палеолита, быстро собрал солому и отнес в свой шалаш. Ровненько расстелил по полу, а сверху бросил те же вездесущие шкуры. Вскоре в шалаше стало значительно теплее. А когда внутри разгорелся костер, наш Изобретатель развалился на шкурах и стал грызть большущую кость. Все члены племени, до этого наблюдавшие за ним с явным недоверием, издали радостные вопли и толпой ворвались в шалаш. Кто знает, зачем они это сделали, из зависти или из желания примазаться к славе, но от такого напора шалаш стал рушиться. С диким криком Изобретатель кинулся удерживать одну подпорку, родичи схватились за другие. Так, общими усилиями, жилище было спасено. Вскоре везде стояли типовые шалаши с исключительным для того времени комфортом.

   Достаточно долгое время людям этого хватало. Но если задували ураганные ветры, они на своих крыльях уносили и людское жилье. Обращения к богам, щедрые жертвоприношения ничего не давали. Ураганный ад продолжался. Кому-то, наконец, надоело разгребать обломки своего шалаша, и он включил мозги. Бесспорно, он был такой  не один, ведь люди жили в разных природно-климатических поясах и им требовались разные жилища.

   Ну, в лесу все понятно. Раз ветер легко уносит ветки, значит надо строить дом из целых деревьев. Стволы деревьев очищали от веток и вкапывали в землю – это был фундамент. А сверху на него укладывали другие бревна – это были стены. Бревна не умеют гнуться, поэтому стены получались прямыми. Изменилась форма жилища – она стала прямоугольной. Пришлось немного повозиться с крышей, но это уже мелочи жизни. Главное, что у людей появился крепкий и теплый дом.

   В горах, где камней было предостаточно, люди научились строить каменные дома, на сказочном Востоке – глинобитные. И только кочевники остались верны предкам. Они по-прежнему жили в жилище, которое можно было легко разобрать и собрать. Это, конечно,
была юрта. Фактически, это был тот же шалаш, только намного прочнее и теплее.

   А дальше все понеслось с невиданной скоростью. Стремление к комфорту зашкаливало.
Избы, замки, терема, дворцы, коттеджи, небоскребы  проносились по земле практически мгновенно. А людям все было мало. Если стремление древних к комфорту стало двигателем прогресса, то сейчас оно превратилось в дурную привычку. А, как известно, дурные привычки губительны. И теперь большая часть человечества, купаясь в неге, ни о каком прогрессе и не помышляет. И, если бы не отдельные чудаки, которые по-прежнему являются Изобретателями, мы потихоньку начали бы скатываться назад, к палеолиту.